Отчёт по практике в АСБ "Беларусбанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 22:41, отчет по практике

Описание работы

В соответствии с приказом по Народному Комиссариату Финансов от 2 января 1923 года №3 утверждено положение о государственных сберегательных кассах и Народному Комиссариату Финансов поручено приступить к постепенной организации сберегательных касс.
Первая Государственная трудовая сберегательная касса в Беларуси была открыта в мае 1923 года – Главная касса №16 в г. Минске.
В 1924 году открыта государственная сберегательная касса №2712 в Койдановском районе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
4
1.
Организационная структура банка……………………………………..
6
1.1
Организация управления банком……………………………………….
6
1.2
Структура подразделений и служб банка, их функциональное назначение………………………………………………………………..
8
2.
Нормативно-правовые документы……………………………………...
10
2.1
Устав банка……………………………………………………………….
10
3.
Операции, осуществляемые банком……………………………………
12
3.1
Расчётно-кассовое обслуживание………………………………………
12
3.1.1
Порядок открытия и ведения счетов, открываемые банком предприятию……………………………………………………………..
15
3.1.2
Документы, применяемые при совершении операций по счетам, и требования к их заполнению………………………………………….
15
3.1.3
Расходные операции по счетам…………………………………………
15
3.1.4
Дистанционное банковское обслуживание («Клиент-Банк», «Интернет-Банкинг», «SMS – банкинг», М-банкинг)…………………
16
3.2
Кассовые операции………………………………………………………
19
3.2.1
Порядок приема и выдачи наличных денег……………………………
19
3.2.2
Ревизия кассы…………………………………………………………….
21
3.2.3
Учет кассовых операций………………………………………………...
23
3.3
Документарные операции……………………………………………….
24
3.3.1
Инкассо…………………………………………………………………...
24
3.3.2
Документарный аккредитив…………………………………………….
25
3.3.3
Банковские гарантии и поручительства………………………………..
26
3.3.4
Международные банковские переводы………………………………...
27
3.4
4Осуществление сделок с иностранной валютой и дорожными чеками, регистрация сделок по внешнеторговым договорам………...
27
3.4.1
Покупка-продажа, конверсия иностранной валюты, перевод с покупкой, продажей, конверсией иностранной валюты………………
28
3.4.2
Покупка иностранной валюты на торгах ОАО «БВФБ»……………...
31
3.4.3
Приём на инкассо банкнот в иностранной валюте, вызывающих сомнение в платёжеспособности……………………………………….
33
3.4.4
Операции с дорожными чеками «American Express»………………….
36
3.5
Операции с ценными бумагами…………………………………………
37
3.5.1
Брокерские услуги……………………………………………………….
37
3.5.2
Депозитарное обслуживание эмитента и депонента…………………..
38
3.5.3
Инвестиционный банкинг……………………………………………….
40
3.6
Инкассация и перевозка денежных средств……………………………
42
3.7
Банковское хранение…………………………………………………….
43
3.7.1
Закрытое и сейфовое банковское хранение……………………………
43
3.7.2
Открытое банковское хранение………………………………………...
44
3.8
Операции кредитного характера………………………………………..
46
3.8.1
Виды кредитов, кредитные договора, их содержание и порядок заключения……………………………………………………………….
46
3.8.2
Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, способы предоставления и погашения кредитов…………..
55
3.9
Депозитные операции…………………………………………………...
57
3.9.1
Виды депозитов, депозитные договора, их содержание и порядок заключения………………………………………………………………
57
3.9.2
Система гарантирования возврата привлечённых банками средств от физических лиц……………………………………………………….
61
4.
Анализ деятельности банка……………………………………………..
63
4.1
Анализ привлечённых средств………………………………………….
63
4.2
Анализ кредитного портфеля банка…………………………………….
64
4.3
Анализ активных и пассивных операций банка………………………
65
4.4
Анализ доходов, расходов, прибыли и рентабельности банка………
66
5.5
Баланс банка……………………………………………………………..
72

Заключение………………………………………………………………
74

Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Отчёт.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

В целях повышения уровня организационной деятельности банка на основе развития информационных технологий продолжена работа по внедрению организациям системы «Клиент-Банк». По состоянию на 01.01.2012 система установлена 244 клиентам, что составляет 30,1% от количества клиентов. От оказания услуги «Клиент-Банк» за 2011 год получено 101.8 млн. рублей комиссионного дохода, по сравнению с 2010 годом произошло увеличение на 17,1% или 14,9 млн. рублей.

В филиале продолжается работа по развитию системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. По состоянию на 01.01.2012 филиалом эмитировано 27673 пластиковых карточек. Наращивание объёмов работы в пластиковыми карточками привело к росту комиссионного вознаграждения по этому направлению на 430 млн. рублей, или на 60% по сравнению с прошлым годом.

Не остается без внимания развитие услуг страхования. За 2011 год заключено 2088 договоров страхования на сумму 183,2 млн. рублей, получено комиссионное вознаграждение в размере 15,4 млн. рублей (прирост на 49,5%).

За осуществление переводов «Вестерн Юнион» получено комиссионное вознаграждение в размере 15,1 млн. рублей (прирост на 16,1%), за осуществление переводов «Близко» - 0,7 млн. рублей (прирост на 55%), за осуществление переводов «Стриж» - 3,6 млн. рублей (прирост на 12,5%).

Прочие банковские доходы за 2011 год составили 6868,5 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2010годом на 3118 млн. рублей (темп роста – 181,3%). Доля прочих операционных доходов в общей сумме всех доходов снизились на 0,1 п.п., при наблюдавшемся росте прочих операционных доходов (штрафы, пени, неустойки) за анализируемый период на 18 млн. рублей.

По статье доходов «Уменьшение резервов» произошёл рост не только в суммарном выражении на 485,6 млн. рублей, но и удельного веса в структуре доходов на 0,9 п.п. Рост доходов по данной статье связан с созданием резерва, согласно Постановления НБ РБ №205 «О создании резерва на покрытие возможных убытков от кредитных операций» с января 2009 года, который списывается на доходы пропорционально погашаемой задолженности.

План по расходам в 2011 году выполнен с перерасходом на 10,240 млрд. рублей или на 21,4%. Перерасход произошёл фактически по всем статьям расходов (за исключением комиссионных расходов), но наибольший перерасход произошёл по статье «Отчисления в резервы» на 5525,5 млн. рублей. 

По итогам работы за 2011 год расходы филиала (без операций с резервами) составили 45277,6 млн. рублей. Наблюдается рост расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,18 млрд. рублей или в 2,2 раза, в том числе:

-рост процентных расходов  - в 1,8 раза (4787,6 млн. рублей)

-рост прочих банковских расходов  – в 2,9 раза (17279,7 млн. рублей)

-рост прочих операционных  расходов  – в 1,4 раза (1801,2 млн. рублей)

-рост отчислений в резервы (без  операций с юр лицами) – в 3,6 раз (01254,6 млн. рублей).

В целом, за 2011 год с сравнении с 2010 годом  произошли изменения в структуре расходов в сторону уменьшения удельного веса процентных расходов по счетам физических лиц на 9,4 п.п., прочих операционных расходов на 8,5 п.п. в связи со значительным темпом роста прочих банковских расходов (291%). Соответственно доля прочих банковских расходов увеличилась на 13,2 п.п.

Значительный удельный вес 58,2% в расходах филиала занимают прочие банковские расходы. За 2011 год данные расходы составили 26327,8 млн. рублей увеличились  по сравнению с 2010 года на 17279,7 млн. рублей или в 2,9 раза.

Значительный рост прочих банковских расходов связан  с ростом расходов по следующим статьям:

- рост расходов по операциям  с иностранной валютой на 107,2 млн. рублей. В связи с девальвацией в мае 2011 года была произведена переоценка остатков средств на счетах валютной позиции, в результате финансовый результат оказался убыточным.

- рост процентных расходов (плата  за дебетовые остатки на рублевом  корсчете) составил 16815,4 млн. рублей или в 2,9 раза.

Процентные расходы занимают 97% в структуре прочих банковских расходов. Увеличение процентных расходов связано с ростом дебетового остатка на рублевом корсчете за анализируемый период в 2,2 раза или на 120,6 млрд. рублей, а также в связи с ростом ставки платы за дебетовый корсчет с 12,2% в 2010 году  до 25,95 в 2011 году.

- рост отчислений в гарантийный  фонд защиты вкладов на 329,3 млн. рублей или в 2,1 раза, обусловленный ростом процента отчислений, а также ростом средств клиентов физических лиц на 70%.

-рост расходов на инкассацию  и доставку денежной наличности  составил 10,2 млн. рублей или на 33%. Рост данных расходов обусловлен ростом объёма инкассируемой выручки в 2,1 раза.

Процентные расходы занимают в анализируемом периоде второй по объёму удельный вес в общей сумме расходов филиала.

Рост процентных расходов связан с ростом остатков средств клиентов на 85,3 или на 67687 млн. рублей, а также ростом ставки привлечения с 9,13% за 2011 год до 10,3% за 2011 год.

Процентные расходы по счетам юридических лиц за анализируемый период составили 774,2 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2010 годом на 582,8 млн. рублей или в 4 раза. Рост процентных расходов по счетам юридических лиц на 24,8 млрд.  рублей или в 2,4 раза  и ростом процентной ставки привлечения по ним. В структуре процентных расходов расходы по счетам физических лиц занимают 79,8%.

Прочие операционные расходы за 2011 год составили 6307,6 млн. рублей и по сравнению с 2010 годом выросли на 1801,2 млн. рублей или на 40%.

 Необходимо отметить снижение  доли операционных расходов в  структуре общих расходов филиала  с 22,44% в 2010 году до 13,9% в анализируемом  периоде.

Можно сделать вывод о том, что существенного изменения структуры расходов не произошло.

Рост прочих операционных расходов связан с ростом расходов  по следующим статьям:

- ростом расходов  на содержание  персонала на 1122 млн. рублей или на 50,8% (рост данных расходов обусловлен увеличением окладов)

-ростом расходов по эксплуатации  помещений на 142 млн. рублей  или на 67,9%. Рост данных расходов обусловлен ростом тарифов на энергоносители, учитывая, что филиал ввел строжайшую экономию на потребление электроэнергии и отопления. Также внутри этой статьи произошёл рост расходов на охрану помещений филиала на 50%, в связи с ростом тарифов Департамента охраны.

- ростом расходов на прочие  основные средства на 172 млн. рублей или на 36,0%. Рост расходов произошёл в связи с ростом расходов на содержание транспорта на 47,6 млн. рублей или на 37,2 в связи с ростом цен на ТМЦ на 75,6 млн. рублей или в 2 раза.

- ростом прочих операционных  расходов на 42,1 млн. рублей или на 31,9% в том числе выросли расходы на страхование на 6,1 млн. рублей, расходы на приобретение программного обеспечения на 26,1 млн. рублей.

-ростом налогов на фонд оплаты  труда на 335,5 млн. рублей или на 48,1%.

 Расходы на налог по прибыли  за 2012 год составили 176,5 млн. рублей и выросли по сравнению с 2010 годом на 49,7 млн. рублей или на 39,4% Рост расходов на налог на прибыль обусловлен изменениями законодательства по налогообложению. Изменилась методика расчета налога на прибыль с января 2011 года согласно которой ежемесячно подлежат уплате 1/12  часть налога на прибыль уплаченного в 2010 году. Ранее налог на прибыль уплачивался ежемесячно по факту полученной прибыли в размере 24%.

Расходы по резерву на покрытие возможных убытков от кредитных операций вырос за анализируемый период на 1254,6 млн. рублей или в 3,6 раза. Рост расходов произошёл за счет следующих факторов:

1.Согласно Постановления НБ РБ №205 «О создании резерва на покрытие возможных убытков от кредитных операций» с января 2011 года резерв по кредитной задолженности физических лиц досоздан до 0,5%, по кредитной задолженности юридических лиц до 0,4%.

2.За счет роста кредитного портфеля юридических лиц в 2,2 раза, а кредитного портфеля физических лиц в 1,7 раза.

Прибыль ЦБУ за 2011 год составила 1314,77 млн. рублей, при запланированной бюджетом прибыли 1133,55 млн. рублей. Перевыполнение составило 181,22 млн. рублей. За 2010 год  ЦБУ заработал 220, 65 млн. рублей прибыли, что на 1094,12 млн. рублей меньше чем в 2011.

Среди филиалов Минской области ЦБУ №606 занимает 12 место по прибыли по результатам 2011 года, в то время как за 2010 год филиал по прибыли занимал 15 место. Позиция ЦБУ улучшилась на 3 ступени соответственно.

За анализируемый период рентабельность банковских услуг составила 2.9%, за аналогичный период 2010 года  - 1,1%. В свою очередь средняя рентабельность по области составила 6,98 %.

Увеличение прибыли можно осуществить за счёт следующих резервов.

1. Ставку размещения ресурсов можно увеличить путем структурирования кредитного портфеля. Фактическая ставка размещения по кредитам юридическим лицам за 2011 год на 7,61 п.п. выше ставки размещения кредитов физическим лицам.

В структуре кредитного портфеля кредиты юридическим лицам занимают 21,3%, в то время как в области доля кредитов юридическим лицам оставляет 55,7%, а в филиале 500 Минского управления – 80,6%. Например, в ЦБУ №605 г .Воложин на расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц находится 336 клиентов (на 474 клиентов меньше чем в ЦБУ №606). Кредитный портфель юридических лиц в ЦБУ №605 составляет 108,4 млрд. рублей и занимает 58,7% в структуре кредитного портфеля.

Если в ЦБУ 606 доля кредитного портфеля юридических лиц в структуре всего кредитного портфеля достигла бы среднего уровня по (области 55,7%), в ЦБУ кредитный портфель юридических лиц сложился бы на уровне 151 млрд. рублей (при фактическом остатке кредитного портфеля юридических лиц 57,4 млрд. рублей).

2. Структурировать кредитный портфель физических лиц, путём увеличения доли кредитов на потребительские нужды. Увеличение доли таких кредитов приведёт к росту остатков кредитов на потребительские нужды на 6748 млн. рублей

3. Необходимо продолжить наращивание комиссионных  доходов.

4. Привлекать на инкассационное  обслуживание клиентов путем заключения новых договоров. ЦБУ уже пересмотрен сборник вознаграждений за банковские операции и тариф за инкассацию денежной выручки увеличен.Состав и структуру прибыли банка можно рассмотреть в Приложении Щ.

 

4.5 Баланс банка.

Баланс коммерческого банка  - это сводная итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие пассивные и активные операции на определенную дату. В этой таблице наглядно представлены два раздела: актив и пассив, между которыми должно существовать равенство.

Информация о наличии и движении источников банковских ресурсов, состоянии банковских операций формируется в процессе бухгалтерского учета. Завершающим этапом учетного процесса является общая характеристика состояния банковских счетов, т.е. составление итогового баланса и других форм отчетности банка. При этом баланс является главной частью банковской отчетности.

В активной части баланса представлены:

  • Драгоценные металлы и камни
  • Касса и приравненные средства
  • Средства в НБ
  • Кредиты клиентам
  • Основные средства и нематериальные активы
  • Ресурсы, размещенные внутри АСБ
  • Прочие активы.

Пассивы представляют собой совокупность:

  • Средства клиентов
  • Ресурсы, привлекаемые  в системе АСБ пассивы
  • Прочие пассивы
  • Собственные ресурсы.

Структура активов и пассивов ЦБУ №606 «АСБ «Беларусбанк» на 01.01.12 представлена в Приложении Э.

Обязательным является составления ежедневного баланса. Ежедневный баланс формируется по балансовым счетам IV порядка и внебалансовым счетам V порядка. В ежедневном балансе отражаются обороты по дебету и кредиту, исходящие остатки по активу и пассиву по каждому балансовому счету IV порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам III и II порядков. В балансе выводятся итоги по каждому классу баланса и в целом по банку. По внебалансовым счетам отражаются обороты по приходу и расходу и исходящие остатки. Все счета разделены по классам:

  • класс 1 - Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции;
  • класс 2 - Кредиты и иные активные операции с клиентами;
  • класс 3 - Счета по операциям клиентов;
  • класс 4 - Ценные бумаги;
  • класс 5 - Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество;
  • класс 6 - Прочие активы и прочие пассивы;
  • класс 7 - Собственный капитал банка;
  • класс 8 - Доходы банка;
  • класс 9 - Расходы банка;
  • класс 99 - Внебалансовые счета.

Ежедневный баланс проверяется и подписывается руководителем, главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Наличие ежедневного баланса за предыдущий операционный день является обязательным условием начала нового операционного дня. Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством дебетовых и кредитовых оборотов и итогов остатков по активу и пассиву, а правильность итога остатков по внебалансовым счетам - соответствием его итогу по остатку за предыдущий операционный день плюс сумма оборотов по приходу минус сумма оборотов по расходу за данный операционный день.

Информация о работе Отчёт по практике в АСБ "Беларусбанк"