Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать категорию «платёжная система»; выявить сущность и основные элементы платёжной системы РБ; дать количественную оценку состояния АС МБР как ключевого компонента платёжной системы; рассмотреть перспективы и пути развития платёжной системы РБ.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1.Обобщить изученную литературу по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние национальной платёжной системы;
2.Выявить перспективы развития платёжной системы РБ;
3.Сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Введение………………………………………………………………………5
1. Теоретические основы функционирования платёжной системы ………..7
1.1 Платёжная система: сущность, задачи, принципы……..........................7
1.2 Виды платёжных систем…………………………………………………9
1.3 Платёжная система Республики Беларусь и её элементы.....................11
2. Анализ функционирования автоматизированной системы межбанковских расчётов (АС МБР) как ключевого компонента платёжной системы Республики Беларусь……………………………………………………17
3. Перспективы и пути развития платёжной системы Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………..32
Расчётная услуга |
Размер платы (без НДС), рублей |
Размер платы с учётом дифференцированных коэффициентов (без НДС), рублей | ||||
1-й интер вал времени |
2-й интер вал времени |
3-й интер вал времени |
4-й интер вал времени |
5-й интер вал времени | ||
Исполнение одной платёжной инструкции |
780 |
468 |
780 |
1 560 |
3 900 |
7 800 |
Примечание - Источник: [13]
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что большая доля платёжных документов поступает в систему BISS до 16.00 в связи с меньшими затратами участников системы за исполнение одной платёжной инструкции. Если до 16.00 исполнение одной платёжной инструкции составляет 1560 рублей, то после 16.00 этот показатель гораздо выше.
В рамках надзора за системой
BISS осуществляется мониторинг работоспособности
ее программно-технических
Таблица 2.6 - Заявки банков на
оперативное изменение
Заявки банков по техническим причинам |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. (январь-сентябрь) | |||
кол-во |
уд.вес,% |
кол-во |
уд.вес,% |
кол-во |
уд.вес,% | |
Всего: сбои (отказы) ПТК; сбои каналов связи; отсутствие электроэнергии |
37
25
10
2 |
100
67,6
27,0
5,4 |
22
17
4
1 |
100
77,3
18,2
4,5 |
17
15
-
2 |
100
88,2
-
11,8 |
Примечание - Источник: [18].
На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Так количество заявок банков по техническим причинам в 2010 году снизилось на 15 и составило 22 по сравнению с 2009 годом, где их количество составляло 37. В январе-сентябре 2011 года количество заявок составило 17, из которых 15 по причине сбоев ПТК и 2 в связи с отсутствием электроэнергии.
Проанализировав состояние платёжной системы Республики Беларусь, можно сделать вывод, что в отчётном периоде в АС МБР происходил рост платёжного оборота. В январе-ноябре 2012 года проведено 60 991.6 тысячи платежей на сумму 3 232 079.2 млрд. рублей и это больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 5,8% по количеству и на 57,9 % по сумме. Коэффициент доступности клиентов к АС МБР в отчётном периоде превысил норматив (не ниже 99,5 дневного фонда рабочего времени) и составил 100%, что говорит об эффективной работе платёжной системы. На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Анализ финансово-экономических показателей АС МБР свидетельствует о том, что за период с 2009 по 2012 год АС МБР сработала с прибылью. Однако можно отметить, что наряду с положительными сторонами можно выделить и недостатки: снижение рентабельности, что говорит о росте расходов и уменьшении прибыли; увеличение аннулированных платежей; не обеспечен полный переход на безбумажный электронный документооборот между органами государственного управления и Национальным банком в части ведения нормативно-справочной информации, используемой в АС МБР.
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Платежная система является
неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры
рыночной экономики, и ее состояние
имеет ключевое значение для денежно-кредитного
регулирования, обеспечения эффективного
платежного обслуживания финансовой системы
государства и реального
Перспективы развития АС МБР определены Концепцией развития платежной системы Республики Беларусь на 2010—2015 годы (утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.02.2010 № 29) и Стратегией развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 годы (одобрена постановлением Правления Национального банка от 03.03.2011 № 73).
Национальный банк в перспективе
останется собственником АС МБР
и как регулятор платежной
системы страны продолжит работу
по совершенствованию ее правовой базы,
разработке и применению стандартов
и процедур осуществления платежных
операций, выполнению функций расчетного
банка и кредитора последней
инстанции, формированию ценовой политики
на расчетные услуги Национального
банка, организации риск-
Приоритетные задачи заключаются в определении общей стратегии управления рисками в системе BISS, разработке и внедрении комплексной системы анализа (оценки) рисков и управления ими. Составной частью данной системы является разработка каталога угроз в аспекте операционного риска в целях его идентификации, оценки, управления и надзора за ним [15, с. 25].
Чтобы обеспечить непрерывное
функционирование платёжной системы
в форс-мажорных обстоятельствах, необходимо
реализовать концепцию создания
автономного вычислительного
Необходимо продолжить работу
по оптимизации и
Совершенствование нормативно-правовой базы платежной системы Республики Беларусь в 2010—2015 гг. будет направлено на урегулирование всех аспектов функционирования АС МБР и порядка взаимодействия между ее функциональными системами, дальнейшее совершенствование электронного документооборота и расширение типов электронных платежных документов в платежной системе, а также совершенствование механизма взаимодействия со смежными системами.
Развитие инфраструктуры
АС МБР будет направлено на достижение
эффективности платежной
Проводимая Национальным банком ценовая политика будет оставаться максимально прозрачной, обоснованной, приемлемой для участников системы BISS, ориентированной на расширение сферы применения электронного документооборота в межбанковских расчетах, а также направленной на дальнейшее повышение качества оказываемых расчетных услуг.
Для обеспечения равномерности распределения платежного потока в течение операционного дня системы BISS будет продолжено систематическое проведение анализа структуры потока платежей в системе BISS, на базе которого будут приниматься решения о необходимости изменения уровня дифференциации коэффициентов к установленным размерам платы за расчетные услуги.
Использование инструментов ценовой политики будет способствовать и повышению ответственности банков при управлении собственными платежными потоками.
Для выполнения основных показателей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы на предстоящий год планируются работы по:
Особое внимание Национального
банка будет уделено развитию
системы резервирования и восстановления
процесса межбанковских расчетов, включая
построение удаленного резервного центра
с учетом постоянного развития технологий
в области электронной
В 2012—2014 гг. потребуется проведение модернизации центрального вычислительного комплекса с целью достижения высоких эксплуатационных характеристик по обработке всего межбанковского платежного потока и обеспечения работы АС МБР до 2021 г.
Модернизации должен предшествовать
этап разработки технико-экономического
обоснования с подробным
Совершенствование надзора
за системой BISS направлено на разработку
и использование методик
Как средство поддержки процесса оценки операционного риска в АС МБР будет разработан каталог угроз, содержащий описание всех угроз, меры по их нейтрализации и снижению возможного ущерба. В каталоге будут определены основные подходы к оценке критичности объектов угроз АС МБР, результатом которой является установление степени значимости каждого критичного ресурса АС МБР при проведении межбанковских расчетов.
Сейчас Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (город Базель, Швейцария) разрабатывает новые стандарты для инфраструктуры финансовых рынков — Принципы для инфраструктур финансового рынка. После выпуска эти принципы (конец 2012 г.) будут рассмотрены на предмет применения оценки системы BISS в 2013 году [13, с. 15].
Для обеспечения надежного функционирования платежной системы большое внимание будет уделено подготовке персонала, повышению квалификации технических специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие программно-технической инфраструктуры АС МБР, изучению международного опыта. Специалисты будут направляться на специализированные курсы в центральные банки зарубежных стран, различные семинары и конференции, проводимые международными финансовыми организациями. Главным управлением платежной системы Национального банка будет также осуществляться обмен опытом в ходе проведения семинаров и стажировок с участием специалистов из стран ЕврАзЭС и СНГ.
Совершенствование нормативной правовой базы, разработка инновационных технологий и инструментов, определение будущей стратегии развития платежной системы требуют проведения научно-исследовательских работ. Необходимо более активно стимулировать эти работы и готовить собственные научные кадры из числа перспективных сотрудников, умеющих ставить и решать нестандартные задачи.
Информация о работе Особенности формирования и пути развития платёжной системы Республики Беларусь