Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях и его сотрудничество с Россией. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:
Изучение истории возникновения, целей, задач и структуры МВФ;
Рассмотрение деятельности Фонда и его отношений с Россией;
Определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура Фонда
1.4. Порядок вступления в МВФ
Глава 2. Разнообразие форм деятельности МВФ и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов
2.2. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании.
Глава 3. Сотрудничество МВФ с Россией
3.1. История взаимоотношений России и МВФ
3.2. Современные отношения РФ и МВФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 79.67 Кб (Скачать файл)

На протяжении истекшего десятилетия  кредиты МВФ выполняли двоякую  роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служили для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.

Можно сказать, что в определенной степени МВФ шефствовал над Россией 90-х годов. Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За период, прошедший с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени способствовали интенсивные отношения между Россией и МВФ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ.

Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд. СДР, а выделено в итоге 15 млрд. СДР (аббревиатура от Special Drawing Rights, что переводится как "Специальные права заимствования", учетная единица МВФ, 1 СДР равен 1,5 долл.). Отношения между МВФ и Россией определяли отношения: Россия – заемщик, МВФ – кредитор.

Сейчас у России нет долгов перед МВФ, они погашены.

Теперь Россия сама участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более чем предположения и рекомендации экспертов.

Положительный опыт отношений с МВФ принес свои результаты: Россия обрела определенный опыт отношений с МВФ, серьезно изменились макроэкономические аспекты России, у населения РФ изменилось отношение к национальной валюте – рублю (сегодня рубль серьезно укрепился, имеет основательные позиции и в будущем имеет все шансы на то, чтобы претендовать на звание еще одной международной резервной валюты), появились новые кадры, которые сегодня стоят у руля российского государства, Россия вышла из кризиса 90-х, и сегодня представляет мощную, в том числе и с экономической точки зрения, державу.

Отрицательный опыт отношений с МВФ:  в отношениях России с Международным Валютным Фондом существовали и сложные аспекты, отрицательно повлиявшие на ход экономического развития страны: например, МВФ не рекомендовал использовать средства Стабилизационного фонда на внутренние нужды, а предлагал размещать их в государственных облигациях развитых стран таким образом способствуя развитию конкурентов России на внешнеэкономической арене, помогая им  сокращать свои бюджетные расходы. Также, если бы МВФ руководствовался в своих рекомендациях не интересами развитых стран Европы и США, а интересами России, то дал бы в свое время рекомендации не использовать огромными темпами бесценные недра РФ, продавая за бесценно ресурсы на международном рынке, а создавать и развивать собственные производственные ресурсы по обработке этих недр. Причины таких неэффективных рекомендаций ясны: МВФ, действуя в интересах своих наиболее весомых и активных членов, должен был не допустить (или отсрочить) появление в лице России новой конкурентоспособной экономики на мировом рынке.

Сегодня Россия сама стала кредитором развивающихся экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ:

    • в 2005 г. Россия перечислила фонду 135 млн. СДР, что представляет собой более 200 млн. долл.,
    • в 2006 г. Россия перечислила в МВФ 51 млн. СДР, что представляет собой около 80 млн. долл. США,
    • доля России в плане финансовых операций МВФ на 1 апреля 2007 г. составила 188 млн. СДР, что составило почти 300 млн. долл. США.
    • Перечисления России в МВФ в 2008 г. составили в общем объеме около 450 млн. СДР, что в пересчете на доллары США составило 670 млн. долл.
    • В первом квартале 2009 г. Россия перечислила в МВФ 310 млн. СДР, что представляет собой 470 млн. долл. США. При этом из них 200 млн. СДР (350 млн. долл.) были выделены для предоставления кредита Румынии, а 110 млн. СДР (165 млн. долл. США) были выделены для предоставления кредита Венгрии.

 

Теперь Россия и МВФ  поменялись ролями - денег просят уже  у нас. Дело в том, что в конце  прошлого года из-за нестабильной ситуации в Еврозоне фонд решил увеличить  свои ресурсы примерно на 500 миллиардов долларов, примерно до одного триллиона, дабы помочь стабилизации мировой экономики. Вот только собрать необходимую сумму быстро вряд ли удастся, те же Штаты фактически самоустранились от процесса - им своих проблем хватает, поэтому Лагард и ее сподвижники основные надежды возлагают на страны БРИК - Бразилию, Россию, Индию и Китай. В МВФ аргументируют свои просьбы тем, что если Еврозона вдруг развалится, мало не покажется никому, в том числе и России.

Россия может пересмотреть свою долю в Международном валютном фонде (МФВ), если будет принято решение  о наполнении фонда ресурсами. Об этом сообщил министр финансов Антон  Силуанов на саммите «большой двадцатки» в феврале в Мехико. Сдержанная позиция РФ связана с тем, что  реформы по реорганизации фонда, после которых доля развивающихся  экономик увеличится, до сих пор  не проведены.

Сейчас доля России в капитале МВФ составляет 2,8%, или около 11 млрд. долларов. РФ находится на девятом  месте по размеру квот. Для сравнения: у США – 17%, а на долю Евросоюза  приходится 30%.

Дискуссии по поводу увеличения ресурсной базы МВФ начались на фоне усугубления экономических проблем  в Испании и Италии. По мнению европейских политиков, если такие  крупные страны обратятся за помощью  к международным кредиторам, у  МВФ и Евросоюза может просто не хватить средств на их спасение.

Ранее Россия заявляла о  готовности выделить еще 10 млрд. долларов для увеличения капитализации МВФ. В Мехико Силуанов эту сумму подтвердил, объяснив, что страна заинтересована в стабилизации обстановки в Европе, так как 40% всех золотовалютных резервов страны размещено в евроактивах. «Это будут деньги Банка России, это не бюджетные деньги. Банк России за счет своих международных резервов будет в этом участвовать», –  отметил глава Минфина. Назвать  это большим сдвигом нельзя. Все это лежит в русле некоей общей позиции других развивающихся экономик, которые не отказывают в помощи МВФ, но выдвигают определенные требования.

Россия, как и Бразилия, не спешит увеличивать свою долю в  фонде и ждет реформ. Когда доля развивающихся экономик будет увеличена  пропорционально их помощи в рамках МВФ, тогда ряд стран начнут активно  финансировать международный фонд. Поэтому группа БРИКС должна консолидировать  свою политику в этом вопросе и  продавливать ее до тех пор, пока им не будет передана часть полномочий в фонде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Институциональную структуру  международного валютно-кредитного рынка  составляет совокупность международных  банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных  организаций, посредством которых  осуществляется движение капитала в  сфере международных валютно-кредитных  отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы  валютно-кредитных отношений. Одной  из таких международных организаций  является МВФ.

МВФ – межгосударственный институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

По данным, которые приведены  в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

– применение основных функций  МВФ (кредитация, стабилизация денежных валютных курсов и т.д.) при критическом  положении той или иной страны призваны укрепить доверие к международной  финансовой системе и остановить распространение «болезни» среди  других государств-членов.

– МВФ также призывает  государства-члены публиковать важные финансовые данные, с тем, чтобы сделать  экономическую политику более прозрачной для участников рынка и других сторон, что позволяет соблюдать  баланс экономических и финансовых отношений стран-участников.

– из наиболее важных преобразований в МВФ касаются функции экономического наблюдения, или надзора, гибко реагируя на изменение задач и условий, МВФ продолжает оставаться исключительно  эффективным орудием для выработки  согласованных подходов к общим  проблемам.

МВФ, тем не менее, играет важную роль в развитии международной  валютной системы, занимая одно из центральных  мест в системе международных  валютно-финансовых институтов. Предоставляемые  МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных  потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он становится ключевым звеном формирующейся системы  регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим  мировым валютным институтом, накопил  большой и полезный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономист, 2007.-366с.
  2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н.Красавиной.-М: Финансы и статистика, 2008. – 498с.
  3. Валютный рынок и валютное регулирование/ Под ред. И.Н. Платоновой. – М: БЕК, 2006.- 397с.
  4. Гречникова И.Н. Международные экономичекие организации: Учебное пособие для ВУЗов. –М: АЩ «Консалтбанкир», 2008. – 624с.
  5. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та. Сер. 6, Экономика. -2009. -№4. –с. 34-56.
  6. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В.Балдин и др.; Под ред. Проф. В.Е. Рыбалкина. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010.- 605с.
  7. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 595с.
  8. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. – М.: Международные отношения, 2007.
  9. Щуплецова Ю.И. Финансо и право: конспект лекций. – 3-е изд. Доп. И перераб. – М.: Юрайт, 2009. – 18с.
  10. Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2007. – 656с.
  11. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 частях. Часть 1. Под ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2007. – 627с.
  12. Малинин К. МВФ просит денег у России//http://www.smena.ru/news.
  13. Багаряков А. Мир перевернулся: МВФ идет в Россию с протянутой рукой//http://www.newsland.ru/news.
  14. Бородулин В. На произвол судьбы//Деньги. – 2009. – № 39.
  15. Иницмативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с высоким уровнем задолженности. И. Рулёва / Мировая экономика и международные отношения / №07–2007.
  16. http://www.imf.org/
  17. http://www.krugosvet.ru/
  18. http://www.mvf.ru/
  19. http://www.minfin.ru/
  20. http://www.rian.ru/
  21. http://www.newsland.ru/
  22. <span class="Hyperlink__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-decoration: none;

Информация о работе Международный валютный фонд