Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:18, дипломная работа
Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с безналичными электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников – наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов
Из таблицы видно, что при задержке возмещения от платежной системы в 3 дня, минимальная сумма, приносящая доход, составит 2 381,00 руб. (операции на меньшую сумму будут убыточными для банка).
Для операций на суммы около 10 000 рублей минимальная комиссия, при которой сохраняется равенство доходов и расходов составит 1,04%.
Таким образом, при использовании данного метода расчета комиссия банка по выдаче наличных денежных средств составит 1,04% плюс норма дохода. Например, при норме дохода 15% с операции – комиссия ПВН устанавливается в размере 1,20%.
Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод о формировании тарифной политики любого банка и ее привлекательности для клиента – держателя пластиковой карты. Проведем ниже анализ тарифов, установленных банками России и банками за рубежом.
Попытаемся провести анализ рынка банковских карт, маркетинговые ходы и тарифную политику банков с точки зрения клиента.
В настоящее время российские банки предлагают клиенту пластиковые карты всех основных международных платежных систем – VISA International, Europay International, American Express, Diners Club. О двух последних мы здесь говорить не будем, поскольку их карты являются небанковскими и банки только выступают посредниками по реализации.
Если на какое-то время после кризиса 1998 года российский пластиковый рынок затих и пытался выжить и сохранить клиентов всеми доступными ему способами, то теперь борьба за клиента обострилась. Выстроенная с такой тщательностью инфраструктура, оставшаяся в наследство от монстров карточного бизнеса (Инкомбанка, "Российского кредита", "СБС-Агро", "Мост-банка" и др.), давно перешла на службу других банков и сильно помогла им занять лидирующие позиции на пластиковом рынке. Однако перестроить отношение клиентов к пластику банкам до сих пор так и не удалось.
За последние два года число пластиковых карт в России выросло почти вдвое, однако, несмотря на обилие банков, предлагающих клиенту практически весь спектр разнообразных карт международных платежных систем, число активных пользователей карт в пропорциональном отношении в стране практически не увеличилось. Причины этого различны – это и недостаточная эффективная рекламная политика банков, и недостаточная развитость сети обслуживания карт в сфере обслуживания, к тому же большинство потенциальных и реальных клиентов до сих пор не могут отойти от шока кризиса августа 1998 года. Так или иначе, но клиент до сих пор не может привыкнуть к тому, что кусок пластика – это не только "электронный кошелек", но и реальное средство платежа: пластиковая карта по-прежнему является в России в основном средством для снятия наличных (до 80 % от общего оборота по картам)[14].
Одна из главных причин этого в том, что самой популярными картами в России сегодня являются VISA Electron и Cirrus/Maestro – именно эти карты в основном используется в зарплатных проектах. Ведь после того, как карточный рынок в 1998 году "осыпался" вместе со всем банковским сектором, зарплатные проекты стали для банков, по сути дела, единственным способом вернуть своего клиента. А эти карты и есть не что иное, как примитивные электронные кошельки, выполняющие лишь самые элементарные функции. С их помощью можно снять наличные, можно расплатиться в магазине, но, лишь в пределах той суммы, которая находится у вас на счете, поскольку карты на месте авторизуются с помощью POS-терминала. Больше никаких дополнительных благ эти карты не предоставляют. По ним нельзя оплатить товар по телефону, нельзя заказать номер в гостинице. Но даже оплату за товары и услуги держатели этих карт практикуют крайне неохотно. Можно, конечно, сослаться на то, что на оптово-розничных рынках, например, где предпочитает покупать товары значительная часть нашего населения, POS-терминалы не установлены, да и вообще, установлены они далеко не везде, где бы хотелось. Но причина также и в низкой карточной культуре этой части клиентов.
Держатели "классических" карт ближе к так называемому среднему классу, чаще путешествуют и, соответственно, чаще расплачиваются карточкой. Такое допущение позволяют сделать даже банковские тарифы на данные карты: минимальный первоначальный взнос на самые дешевые из классических карт, VISA Classic и Eurocard/MasterCard Standard (Mass), составляет, как правило, не менее $100, сюда еще надо прибавить сумму, которую необходимо внести на страховой депозит, и учесть стоимость годового обслуживания карты. Тому, например, кто захочет получить карту "БИН-банка", к этим $100 можно сразу прибавить $30, которые придется заплатить за обслуживание в течение первого года, а если он не является клиентом банка, то гарантийный взнос для него составит еще $200. А если вы захотите стать клиентом "Райффайзенбанка", то минимальный первоначальный взнос на карту VISA Classic или Eurocard/MasterCard Mass составит для вас 500 долларов или евро (в зависимости от выбранной платежной системы). Приятным исключением в этом плане является лишь Автобанк, в котором минимальный первоначальный взнос на карту Classic/Mass составляет лишь $80, а стоимость годового обслуживания по этим картам обходится в $10.
Правда, стоит оговориться, что в ряде банков стоимость годового обслуживания включается в сумму минимального первоначального взноса, что снижает затраты на открытие карты. Тем не менее, если учитывать, что открытие карты VISA Electron или Cirrus/Maestro обходится в $5–10 и на нее не нужно вносить страховой депозит, кроме того, можно потратить все деньги в пределах доступного остатка на счете, то становится ясно, что для низкообеспеченного слоя населения это идеальная карта (есть, правда, исключения: удовольствие иметь VISA Electron или Cirrus/Maestro "Райффайзенбанка" потребует от вас 500 долларов или евро, но это уже плата за престиж). Есть и еще одна причина, в определенной степени влияющая на популярность карт VISA Electron или Cirrus/Maestro: ряд банков опасается открывать карты более высокого класса нерезидентам России и даже гражданам РФ, не имеющим местной прописки. По мнению большинства банков, само по себе отсутствие прописки – не повод для отказа в выдаче карты, достаточно будет и простой регистрации, однако в любом случае максимум, на что может рассчитывать потенциальный клиент в этом случае –это VISA Electron или Cirrus/Maestro. Таким образом, ряды держателей VISA Electron или Cirrus/Maestro пополняются за счет этой группы "ограниченных в правах" граждан без местной прописки, а возможности этих карт, как уже говорилось выше, значительно ограничены. Таким образом, ситуация на карточном рынке позволяет делать некоторые выводы о российском пластиковом рынке в целом: банки, в первую очередь по причине финансовых опасений, весьма осторожно расширяют ряды держателей пластиковых карт и практически не занимаются формированием культуры использования карт как средства безналичного платежа среди низкообеспеченных слоёв населения.
Что касается среднего класса, то у него, как уже упоминалось выше, определенная культура проведения безналичных платежей уже успела сформироваться (этому, правда, сильно мешает недостаточное количество торговых точек внутри России, принимающих к оплате банковские карты). И для данного слоя населения наиболее популярными картами являются VISA Classic или Eurocard/MasterCard Standard (Mass). Их популярность объясняется оптимальным соотношением "цена/качество". О цене приводилось выше, что же касается качества, помимо того, VISA Classic и Eurocard/MasterCard Standard (Mass), как и карты более высоких классов, принимаются к оплате везде, где есть не только POS-терминалы, но и механические импринтеры, они предполагают дополнительный набор продуктов и услуг. В отличие от своих электронных "младших сестер" Electron и Cirrus/Maestro, платежные карты более высокого класса являются уже не только ключом к личным средствам клиента, но зачастую даже ключом к средствам банка (конечно, банки не приветствуют перерасход по счету, но при этом неплохо на нем зарабатывают).
В числе дополнительных услуг по этим картам обычно предлагаются бесплатные телефонные карточки, пластиковые карты IAPA, дающие возможность часто путешествующим клиентам получать существенные скидки в отелях, ресторанах, при покупке авиабилетов, аренде автомобиля и пр., участие в дисконтной программе Countdown, страховые программы для выезжающих за рубеж и пр. Но набор дополнительных услуг уже зависит от банка и класса каждой конкретной карты. Кроме того, многие ведущие мировые компании по договоренности с платежными системами предоставляют держателям их карт скидки в отелях и торговых точках по всему миру. В этом плане все-таки лидирует VISA. Карты этой платежной системы в настоящее время, как правило, пользуются большей популярностью, что можно объяснить большей "раскрученностью" брэнда (узнаваемость торговой марки VISA – наивысшая среди всех финансовых институтов в мире). Хотя старается не отставать и MasterCard: на начало 2003 года российские банки – члены MasterCard эмитировали более 3,1 млн. карт этой системы (из них около 7% – MasterCard Mass/Gold и около 93 % – Maestro, что, в сущности, косвенно подтверждает выводы о причинах низкой активности держателей карт в использовании их как средства платежа). По оценке MasterCard, к 2006 году число карт этой платежной системы, эмитированных российскими банками, составит 22 млн.
Сравнительный анализ тарифов ведущих банков по самой популярной (хотя и не самой массовой по причине достаточно жестких условий ее получения) банковской карте, как в Росии, так и в мире VISA CLASSIC приведен в приложении А.
В последнее время банки ведут особенно активную борьбу за клиента, и на этой борьбе клиент зачастую может неплохо выиграть. Наибольшая активность наблюдается в сфере различных маркетинговых акций, нацеленных на расширение клиентской базы: проводятся различные дисконтные программы, акции по снижению тарифов, привязанные к различным датам, внедряются ко-брэндинговые продукты.
Охарактеризовать российские банки, предоставляющие услуги на рынке пластиковых карт можно по следующим критериям: опыт работы банка на пластиковом рынке, объем эмитированных карт, статус в международных платежных системах, уровень лояльности банка к клиенту. Приведем для анализа данные по нескольким банкам, полученные на основании Internet-исследования:
Карточный бизнес Автобанка начался еще в 1993 году с локальной зарплатной карты для сотрудников, а сегодня это один из коммерческих банков-ветеранов на рынке пластиковых карт. Банк являлся одним из основателей российской платежной системы "Юнион Кард". В настоящее время банк является Principal Member международных платежных систем VISA International и Europay International. Филиальная сеть банка насчитывает более 100 подразделений более чем в 50 городах России, причем, говоря о филиальной политике, в банке подчеркивают, что открытие новых филиалов – не самоцель, гораздо более актуальна другая тенденция: за счет открытия дополнительных офисов расширять и оптимизировать свою сеть внутри регионов. Количество карт, эмитированных Автобанком, превысило 506 тыс., в течение 2004 года банк увеличил объем эмиссии карт более чем на 54%. На сегодняшний день Автобанк имеет свой процессинговый центр, более 640 банкоматов и 3,6 тыс. договоров о приеме пластиковых карт с торгово-сервисными предприятиями.
Свои пластиковые программы Автобанк ориентирует преимущественно на клиентов – физических лиц. Что касается таких карт, как VISA Electron, Cirrus/Maestro и VISA Classic, Eurocard/MasterCard Mass, то у Автобанка, пожалуй, самые выгодные тарифы на открытие карт. Так открытие VISA Classic, Eurocard/MasterCard Mass Автобанка стоит дешевле, нежели в других рассматриваемых банках. Банком ежеквартально начисляются проценты: на остаток по счету начисляется 1%, на страховой депозит – 2% годовых. Однако лимит на снятие наличных по карте VISA здесь составляет $10 000.
С целью привлечения клиентов Автобанк в этом году запустил программу расширения возможностей оплаты услуг через сеть своих банкоматов. Теперь каждый банкомат Автобанка помимо своих основных функций выполняет функции терминала самообслуживания. Практическая сторона этого новшества заключается в том, что теперь владельцы пластиковых карт могут прямо через банкомат оплатить услуги операторов сотовой связи (МТС, МСС, "МегаФон"), Internet-провайдеров, IP-телефонии или внести абонентскую плату за услуги "НТВ+". Причем такую возможность получили отнюдь не только клиенты Автобанка, но и многочисленные держатели пластиковых карт VISA и MasterCard, эмитированных другими банками. Кроме того, при таком способе оплаты услуг с владельца карты не взимается комиссия, так что за дополнительный сервис не приходится платить. Но главное достоинство этой программы не в привлечении клиента, а скорее, в его обучении, популяризации пластика как средства безналичной оплаты, что для российского карточного рынка гораздо более актуально, ибо способствует его активному развитию.
В конце ноября 2004 года Автобанк объявил о планах выпуска ко-брэндинговых чиповых карт VISA в рамках совместного проекта с Промышленно-страховой компанией – на карте будут логотипы Автобанка, ПСК и VISA, а сама она станет страховым полисом, в чипе которого будет содержаться информация о застрахованном клиенте.
Автобанк регулярно проводит программы по снижению тарифов. Так, например, в 2003 году Автобанк дважды проводил акции, в рамках которых были существенно снижены тарифы на открытие и обслуживание пластиковых карт: в течение летнего сезона действовала программа "Десять лет пластиковым картам Автобанка", а до марта 2004 года действовала программа "Новый год с Автобанком". В рамках этой акции в 2 раза (с $20 до $10) снижена стоимость открытия и годового обслуживания наиболее массовых карт VISA Classic и Eurocard/MasterCard Mass, более чем в 2 раза (с $90 до $40) – стоимость открытия и годового обслуживания престижных VISA Gold и Eurocard/MasterCard Gold. Значительно снизились и требования банка к первоначальному взносу. Для карт VISA Gold и Eurocard/MasterCard Gold первоначальный взнос на текущий валютный карточный счет составляет $1800 (включая страховое покрытие, стоимость выпуска и годового обслуживания карты), для VISA Classic и Eurocard/MasterCard Mass – $80 (включая страховое покрытие, стоимость выпуска и годового обслуживания). Правда, здесь есть одна небольшая хитрость: снижение тарифов распространяется только на первый срок действия банковской карты (срок этот, как правило, составляет 1 год), далее же за обслуживание счета вам придется платить по полной программе. Если в ряде банков по окончании первого года цена обслуживания, как правило, снижается (в худшем случае, остается прежней), то здесь она наоборот возрастает – второй год обслуживания основной банковской карты Classic обойдется вам ровно вдвое дороже первого года, а для карты Gold цена обслуживания от $40 вновь вернется к $90.
Владелец пластиковой карты Автобанка получает ряд дополнительных карт к собственно расчетной карте (таких, например, как карта IAPA, или Priority Pass, которая дает ее обладателю право доступа более чем в 120 залов VIP-класса и первого класса крупнейших аэропортов мира) и такие дополнительные услуги, как участие в дисконтной системе Countdown, возможность открытия дополнительной и детской карты, полисы страхования путешественников для выезжающих за рубеж и др.
В связи с присоединением ОАО АКБ Автобанк – Никойл к ОАО Банк Уралсиб с 3 октября 2005г начал свою деятельность новый банк ОАО Банк Уралсиб (лицензия Банка России N 30). Все обязательства по обслуживанию клиентов ОАО АКБ Автобанк – Никойл перешли в новый банк ОАО Банк Уралсиб.
Информация о работе Место и роль банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов