Лекции по "Деньгам, кредиту, банкам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:51, курс лекций

Описание работы

Как только всеобщий эквивалент принял денежную форму, она сразу же начала видоизменяться. В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебряных и золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег. Им на смену пришли кредитные и дебитные карточки. Последнее изобретение - цифровые деньги, имея ввиду деньги, используемые при расчетах с помощью Интернета.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 991.00 Кб (Скачать файл)

- порядок  заимствования денежной выручки; 

- ведение  кассовой книги и оформление  кассовых документов и др.

 

 Полнота  оприходования денежной наличности, полученной в банке (в разрезе  месяцев), оценивается при сравнении  данных предприятия и данных  банка. В случае их расхождения  по кассовой книге выясняются  причины. Фактическое наличие  денег в кассах предприятий представителем банка не проверяется, однако он имеет право потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.

 

 При  проверке порядка сдачи денег  в кассу банка сравниваются  данные о поступлениях денежных  средств (включая из банка) и выдаче наличных денег предприятием на внутренние потребности с данными, касающимися их сдачи в банк. Проверяется своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и приравненных к ним средств. Изучаются порядок и сроки фактической сдачи выручки в банк в сравнении со сроками, согласованными с банком.

 

 Изучается  расходование по целевому назначению  сумм, полученных из банка (получено  — израсходовано) на заработную  плату, на прочие виды оплаты  труда, не входящие в фонд заработной платы, на оплату больничных листов и пенсий, на закупку сельскохозяйственной продукции, скупку вещей и вторичного сырья у населения, на командировочные и хозяйственные расходы.

 

 Как  отмечалось, предприятиям, организациям  может быть разрешено (по согласованию с банком) расходование на месте части поступающих в кассу наличных денег. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования наличных денег из выручки рассматривается на основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных, где указываются цели, на которые выдавались деньги.

 

 В целях выявления фактов  превышения предприятием (предпринимателем) предельных сумм расчетов наличными  деньгами между субъектами хозяйствования  за товары, работы, услуги рассматриваются  записи в первичных учетных  документах по кассовым операциям  (кассовая книга, приходные, расходные документы), отчеты подотчетных лиц о расходовании наличных денег, а также товарные чеки, счета, счета-фактуры.

 

 Соблюдение установленного  банком предельного остатка (лимита) кассы проверяется на каждый  день, с указанием дат (и сумм), когда был превышен лимит.

 

 Правильность ведения кассовой  книги и других кассовых документов  — важнейший аспект проверки  банком предприятия (предпринимателя). Как соблюдается установленный  порядок оформления операций  по приему и выдаче наличных  денег из кассы предприятия (предпринимателя)? Как ведется первичная учетная документация (приходные и расходные кассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром наличных денег)? Соответствует ли ежедневный отчет кассира приходным и расходным документам, расчетно-платежным ведомостям? Эти вопросы отражаются в акте проверки. Отмечаются качество и периодичность составления первичных кассовых документов, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и т.д.

 

 По результатам проверки  кассовой дисциплины представитель  банка делает выводы и вносит  предложения руководству предприятия  (предпринимателю) по устранению  выявленных нарушений. Результаты  проверок рассматриваются также руководителем (заместителем руководителя) банка с принятием решения по фактам выявленных нарушений.

 

 При установлении грубых  или систематических нарушений  и злоупотреблений в кассовой  дисциплине, фактов обмана банка  клиентами к последним применяются штрафные санкции:

 

- за совершение расчетов между  юридическими лицами по своим  производственным обязательствам  наличными деньгами вместо применения  безналичных расчетов (сверх определенного  законодательством предельного  размера);

- превышение установленного лимита  остатка наличных денег в кассе; 

- нецелевое использование наличных  денег, полученных из касс банков;

- нарушение установленных банком  сроков и порядка сдачи выручки; 

- нарушения в позаимствовании  наличных денег другим организациям;

- выдачу наличных денег под  отчет без полного отчета по  ранее выданным суммам;

- другие нарушения кассовой  дисциплины.

 

 При выявлении у одного  субъекта хозяйствования нескольких  нарушений сумма штрафа начисляется  и взыскивается по совокупности нарушений. Штрафные санкции налагаются банком, которому предоставлено право надзора за ведением кассовых операций.

 

 Национальный банк Республики  Беларусь осуществляет проверки  коммерческих банков по организации  наличного денежного оборота  и соблюдению порядка работы с денежной наличностью. Цель: проверить работу учреждений банков по исполнению законодательства Республики Беларусь, включая нормативные акты и указания Национального банка Республики Беларусь, регулирующего организацию наличного денежного обращения, а также принять предупредительные меры и выработать рекомендации по устранению выявленных нарушений. В ходе проверки рассматривается организация банком работы по обеспечению рационального движения потоков наличных денежных средств, своевременного удовлетворения обоснованной потребности в наличных деньгах предприятий, предпринимателей, физических лиц за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы банка, своевременного и полного сбора банком денежной выручки по обслуживаемым клиентам, а также организация предварительного контроля за выдачей денежных средств из касс учреждений банка.

 

 

19,20.  Методы  и инструменты регулирования  денежного оборота и денежного  обращения

Выбор проводимой денежно-кредитной  политики и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков центральный банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана "чисто" денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам  относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным  банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

  • квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
  • введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов;
  • ограничение на открытие филиалов и отделений;
  • лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;
  • определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:

  • налоговые;
  • нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций;
  • корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

Использование налоговых  методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных  и корректирующих - центрального банка. К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.

Нормативные методы реализуются  через установление и периодический  пересмотр контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия является гибкой и оперативной.

В большинстве стран  в целях управления и регулирования  банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

  • нормативы обязательных резервов, депонируемые в центральном банке;
  • рефинансирование банков;
  • операции банков на открытом рынке;
  • валютное регулирование;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения.

Обязательные  резервы, являясь одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы отражают обязательную норму вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя  нормы обязательных резервов, оказывает  влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы  в обращении. Так уменьшение нормы  обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения, при этом такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы, и наоборот.

Рефинансирование  банков. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию "банка банков". Кредиты рефинансирования позволяют свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

Кредитное рефинансирование различается:

  • по форме обеспечения: учетные и ломбардные кредиты;
  • по срокам использования: краткосрочные (на один или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
  • по методам предоставления: прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы;
  • по целевому характеру: корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до наступления срока оплаты по векселям. Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляются лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами.

Информация о работе Лекции по "Деньгам, кредиту, банкам"