Кредитные ресурсы банка ОАО "ВТБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование операций коммерческих банков.
Задачами курсовой работы является:
раскрыть понятие коммерческого банка, их виды и функции;
охарактеризовать операции коммерческих банков;
дать общую характеристику исследуемого объекта – ОАО ВТБ;
проанализировать результаты деятельности ВТБ за 2009 г;
изложить стратегию развития ВТБ на 2011-2013 гг;
провести анализ развития операций ОАО ВТБ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I: Теоретические аспекты коммерческих банков и их операций
Понятие коммерческих банков, их виды и функции……………………….5
Характеристика операций коммерческих банков .........................................8
1.2.1 Пассивные операции коммерческих банков………………………..11
1.2.2 Активные операции коммерческих банков…………………………13
1.2.3 Комиссионные банковские операции……………………………….15
1.3 Современная ситуация в банковской системе РФ…………………………17
Глава II: Анализ операций коммерческих банков (на примере ОАО ВТБ)
2.1 Общая характеристика коммерческого банка ВТБ………………………..20
2.2 Услуги (операции) предлагаемые коммерческим банком ВТБ клиентам………………………………………………………………………….23
2.3 Анализ операций ОАО ВТБ за 2009г..…………………..............................29
2.4 Стратегия развития ОАО ВТБ на 2011-2013 гг…………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Система дистанционного банковского обслуживания значительно упрощает проведение расчетных операций — т.е. не отходя от своего компьютера, клиент может формировать и передавать в Банк все необходимые документы: платежные поручения, заявления на перевод валюты, заявления на покупку или продажу валюты, заявления на конверсионные операции, поручения о списании средств с транзитного валютного счета и т.д.

ОАО ВТБ предоставляет  две формы дистанционного банковского обслуживания: «Интернет-Клиент» или «Банк-Клиент».

Сервис «Интернет-Клиент» позволяет клиенту управлять своим счетом и проводить различные банковские операции через сайт Банка в сети интернет. При использовании сервиса «Интернет-Клиент» все справочники и документы находятся на сервере Банка, поэтому управление счетом может осуществляться с любого компьютера с доступом в интернет. Подключиться к сервису «Интернет-Клиент» достаточно просто, для этого ему требуется всего лишь установить на свой компьютер минимальное программное обеспечение.

Сервис «Банк-Клиент» предоставляет доступ к тому же набору операций, что и сервис «Интернет-Клиент». Отличие состоит в том, что вся информация будет храниться на компьютере клиента, а обмен данными с Банком осуществляться кратковременными сеансами связи. Этот сервис полезен для клиентов, не имеющих возможности работы в сети интернет.

Операции  с картами

ВТБ является принципиальным членом платежных систем Visa International с 1995 года, MasterCard International с 1998 года. С 2003 года Банк выпускает и обслуживает карты международной платежной системы Diners Club International, а также распространяет карты American Express. C 2006 года Банк обслуживает карты платежной системы China UnionPay.

Основные преимущества проведения операций с картами в ВТБ:

  • Банк имеет одну из самых развитых сетей филиалов и дополнительных офисов;
  • обширная сеть банкоматов в Москве и регионах России;
  • Банк предлагает карты и обслуживание карт большинства международных платежных систем;
  • круглосуточно работает телефонная сервисная служба.

Основные преимущества для клиентов по картам, эмитируемым ВТБ:

  • удобное и безопасное платежное средство для оплаты представительских, хозяйственных и командировочных расходов;
  • возможность производить расчеты в любой стране мира;
  • начисление процентов на остаток денежных средств по счету клиента;
  • предоставление выписки по счету и/или по карте по требованию клиента;
  • возможность установления на корпоративные карты индивидуального лимита расходования средств и/или лимита получения наличных денежных средств, что позволяет клиенту контролировать расходы своих сотрудников;
  • возможность получения наличных или срочной выдачи карты в случае утраты карты за рубежом;
  • предоставление страховых полисов для карт международных систем Visa и MasterCard (для карт категорий Gold и Platinum), Diners Club и American Express и т.д.

В настоящее время  Банк ВТБ для выпуска карт Visa Business, MasterCard Business, Visa Gold, MasterCard Gold, Visa Platinum, MasterCard Platinum открывает счета банковских карт в рублях, долларах США и евро. Для получения карт American Express достаточно открытия в Банке расчетного/текущего счета в долларах США или евро. 

Лизинговые операции ОАО ВТБ проводит в лице единственного акционера ОАО «ВТБ-Лизинг», основанного в 2002 году.

ВТБ-Лизинг является лидером на рынке лизинговых услуг и занимает прочные конкурентные позиции в основных сегментах рынка. Важнейшей целью развития лизингового бизнеса группы ВТБ является рост бизнеса и его диверсификация с точки зрения клиентской, отраслевой и региональной структуры. Компания предлагает крупным и средним предприятиям широкий спектр лизинговых услуг:  лизинг производственного технологического оборудования, автомобильной и специальной техники, компьютерного, офисного, торгового оборудования, недвижимости и.т.д.

ОАО ВТБ предоставляет  и факторинговые услуги в лице дочерней структуры ООО ВТБ Факторинг, официально зарегистрированной в 2008 году и начавшую активную деятельность уже в марте 2009 года. Стратегической целью ВТБ Факторинг является рост доли рынка в 3-4 раза и вхождение в Топ-3 российских факторов. Достижение цели планируется за счет развития бизнеса с текущей клиентской базой, освоения новых клиентских и отраслевых сегментов, а также усиления региональной сети.

Также Банк ВТБ предоставляет  широкий спектр услуг в области страхования и предлагает различные комплексные банковско-страховые услуги (автострахование ОСАГО и КАСКО, комплексное ипотечное страхование, страхование имущества и ответственности и т.д.).

На российском инвестиционном рынке ОАО ВТБ занимает исключительное положение. Банк помогаем привлекать значительные объемы финансовых средств из-за рубежа и эффективно вкладывать их в развитие бизнеса клиентов. Инвестиционный бизнес – одно из ключевых направлений бизнеса ВТБ.

ВТБ Капитал, на базе которого развивается инвестиционный бизнес группы ВТБ, занимает лидирующее положение на российском инвестиционном рынке. За два года, с начала активного развития инвестиционного бизнеса (2008 г.), ВТБ Капитал смог войти в число лидеров рынка по основным продуктам. Главная задача инвестиционного бизнеса группы ВТБ – создание национального чемпиона в инвестиционно-банковской индустрии в РФ с широкими возможностями на международных рынках.

ОАО ВТБ предоставляем широкий набор банковских услуг и для частных лиц (розничный бизнес) в лице ЗАО ВТБ 24. Среди них:

  • кредитование на различные цели (ипотечное кредитование, автокредитование, персональные кредиты);
  • хранение вкладов (срочные, ипотечные, до востребования);
  • оформление и обслуживание банковских карт (кредитные, зарплатные, дебетовые);
  • дистанционное банковское обслуживание (Интернет-банк, мобильный банк);
  • осуществление денежных переводов и др.

2.3 Анализ операций  ОАО ВТБ за 2009 год

Группа ВТБ — крупнейшая международная финансовая группа российского  происхождения. ВТБ органично сочетает в себе корпоративный, розничный и инвестиционный бизнесы, а также небанковские финансовые услуги (страхование, факторинг, лизинг), формируя максимально полное предложение банковских услуг. Группа  руководствуется единым подходом к работе с клиентами и оказывает профессиональный финансовый сервис во всех странах своего делового присутствия.

В непростых экономических  условиях 2009 года ВТБ добился заметного  прогресса в развитии всех направлений  бизнеса. Несмотря на отрицательный  финансовый результат, обусловленный  значительным ростом резервов по кредитному портфелю, Группа с успехом выполнила стратегические задачи, связанные с построением розничного и инвестиционного бизнесов. Эти направления позволят стабильно увеличивать доходы и капитализацию ВТБ в условиях растущего спроса на самые современные и сложные банковские услуги высокого уровня. ОАО ВТБ укрепил свои позиции в качестве ведущего российского инвестиционного банка, а его бизнес стал важным драйвером роста доходов Группы. По итогам года ВТБ получил значительную доналоговую прибыль в размере 16,4 млрд рублей, заняв лидирующие позиции во всех сегментах инвестиционно-банковского рынка. ВТБ24 в настоящее время является наиболее быстро растущим розничным банком России, обладающим широкой сетью продаж, конкурентоспособной линейкой продуктов и сильным брендом.

Развитие корпоративного, инвестиционного и розничного бизнесов позволило ВТБ продемонстрировать высокий уровень доходов по итогам 2009 г. Доход от основной деятельности, определяемый как сумма чистого процентного дохода до создания резервов и чистого комиссионного дохода, увеличился на 33,3% до 173,2 млрд рублей по сравнению с 129,9 млрд рублей в 2008 г. (рис.1).

Рис.1 Доход от основной деятельности ОАО ВТБ

Чистый процентный доход  до создания резервов при этом вырос на 34% до 152,2 млрд рублей, чистый комиссионный доход – на 28,8% до 21 млрд рублей. Чистая процентная маржа составила 4,6% в 2009 г. по сравнению с 4,8% по итогам 2008 г. В течение 2009 г. маржа продолжала постепенно восстанавливаться. Так, в четвертом квартале 2009 г. данный показатель увеличился до 5,3%, по сравнению с 4,4% в третьем квартале и 4,2% в первой половине 2009 г.

По мере расширения возможностей по привлечению ресурсов ВТБ смог уменьшить зависимость от краткосрочного государственного финансирования, а  также снизить общую стоимость фондирования. Во втором полугодии 2009 г. Банк полностью погасил необеспеченные кредиты, привлеченные от Банка России, снизив долю краткосрочных средств государства и ЦБ в своих обязательствах до 2%.

В условиях оживления  международных рынков капитала ВТБ рассчитывает продолжить оптимизацию стоимости пассивов, диверсифицируя внутренние и внешние источники финансирования, а также круг инвесторов, инструменты и валюты привлечения средств.

По итогам 2009 г. доля ВТБ  на рынке розничного кредитования выросла до 10,2% по сравнению с 8,8% в 2008 г. В течение года ОАО ВТБ снизил активность в сегменте ипотеки, сделав акцент на относительно краткосрочных необеспеченных кредитах. Розничный кредитный портфель ВТБ увеличился на 12,5% до 435,3 млрд рублей, продемонстрировав динамику существенно лучше рыночной.

Важной задачей ВТБ  в корпоративном кредитовании была поддержка клиентов в процессе управления капиталом и ликвидностью, а также  снижения их долговой нагрузки. В результате сжатия спроса на кредиты со стороны  российских предприятий, корпоративный кредитный портфель снизился на 6,8% до 2,1 трлн рублей на конец 2009 г. При этом данное снижение кредитного портфеля было компенсировано увеличением объемов финансирования клиентов через публичные долговые инструменты. По итогам года объем портфеля долговых ценных бумаг Банка вырос до 311,3 млрд рублей по сравнению с 110,9 млрд рублей на начало года, а общий объем корпоративного долгового финансирования Группы увеличился на 2% до 2,4 трлн рублей.

В отчетном году ВТБ продемонстрировал существенный прирост остатков на счетах и депозитах клиентов, продолжив наращивать свою долю рынка благодаря высокому уровню доверия к бренду ВТБ. Совокупный объем средств клиентов вырос на 42,4% до 1,6 трлн рублей по сравнению с 1,1 трлн рублей на конец 2008 г.(рис.2). Объем средств физических лиц увеличился на 34,6% до 476,5 млрд рублей по сравнению с 354,1 млрд рублей на конец 2008 г. Объем средств корпоративных клиентов, включая средства органов государственной власти, также продемонстрировал значительный рост, увеличившись на 46,1% до 1,1 трлн руб. по сравнению с 747,8 млрд рублей на 31 декабря 2008 г. В целом Группа увеличила свою долю на рынке депозитов как физических лиц (с 5,7% до 6%), так и корпоративных клиентов (с 10,2% до 12,7%).

В условиях ухудшения экономической ситуации в России ВТБ сосредоточил усилия на управлении издержками. Благодаря сокращению численности персонала и оптимизации бизнес-процессов расходы Банка росли медленнее, чем доходы, а соотношение расходов и доходов от основной деятельности снизилось с 51,9% по итогам 2008 г. до 44,1%.

Рис.2 Объем средств  клиентов на счетах и депозитах

В соответствии с ожиданиями, расходы на создание резервов значительно  выросли, достигнув 154,7 млрд рублей или 5,7% среднего кредитного портфеля по итогам года по сравнению с 63,2 млрд руб. или 3,2% кредитного портфеля в 2008 г. Тем не менее, в результате улучшения экономической ситуации, темпы роста расходов на резервирование начали замедляться, снизившись с 7,1% в годовом исчислении в первом квартале 2009 г. до 4,3% в четвертом квартале 2009 г. Отношение резерва под обесценение кредитов к совокупному кредитному портфелю увеличилось до 9,2% по сравнению с 3,6% на конец 2008 г. Доля неработающих кредитов в совокупном кредитном портфеле до создания резервов выросла до 9,8% по сравнению с 1,9% на конец 2008 г. Группа придерживается консервативного подхода к созданию резервов, сохраняя коэффициент покрытия неработающих кредитов резервами на уровне 95%.

Отрицательный финансовый результат ВТБ за 2009 г. в размере 59,6 млрд рублей был обусловлен значительными расходами на создание резервов. В третьем квартале 2009 г. ВТБ завершил размещение дополнительной эмиссии акций, увеличив капитал первого уровня на 180,1 млрд рублей и значительно укрепив свою капитальную базу. В результате коэффициент достаточности капитала достиг 20,7%, а достаточность капитала первого уровня составила 14,8%.

В конце 2009 года ВТБ Лизинг разместил дополнительный выпуск акций

на сумму 12,6 млрд рублей. Рост уставного капитала позволит компании поддерживать необходимый по международным стандартам уровень капитала и увеличить объем лизинговых сделок в 2010 году.

Уставный капитал ВТБ  Страхование на конец 2009 года составил 540 млн рублей. По итогам 2009 года объем начисленной премии по всем видам прямого страхования вырос по сравнению с 2008 годом на 65% — до 3,5 млрд рублей. Данный результат был показан на фоне общего падения страховых сборов на российском рынке на 7,1%. В результате по объему страховой премии компания вошла в 2009 году в топ-25 российских страховщиков.

Компания ВТБ Факторинг  была  создана в конце 2008 года, активная работа на рынке начала осуществляться во втором полугодии 2009 года. Уставный капитал компании — 470 млн рублей. В течение отчетного периода компания активно наращивала объемы бизнеса. На 1 января 2010 года оборот уступленных прав требований составил 6,8 млрд рублей, а объем портфеля — 2,8 млрд рублей. Одновременно ВТБ Факторинг решал задачи отладки и оптимизации внутренних бизнес-процессов, усовершенствования программного обеспечения, внедрения системы оценки рисков и реализации маркетинговых инициатив. В 2009 году ВТБ Факторинг заключил более 120 договоров факторингового обслуживания. Среди клиентов компании — предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере оптовой торговли и обрабатывающего производства.

 Группа ВТБ стремится занять лидирующие позиции во всех сегментах бизнеса. При этом ВТБ в полной мере понимает, что достижение высоких операционных и финансовых результатов, эффективность управления и устойчивость развития во многом определяются уровнем корпоративной социальной ответственности. Группа осознает свою ответственность перед акционерами за результаты работы, перед клиентами — за качество продуктов и услуг, перед партнерами — за надлежащее исполнение принятых обязательств, перед обществом и государством — за уважение прав и свобод человека. Группа ВТБ стремится внести позитивный вклад в благосостояние российской экономики и развитие общества.

2.4 Стратегия  развития ОАО ВТБ на 2011-2013 гг

Информация о работе Кредитные ресурсы банка ОАО "ВТБ"