Эволюция денежной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 01:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса эволюции денежных систем.
Задачи работы следующие:
– изучение сущности, элементов и видов денежной системы;
– рассмотрение структуры валютной системы и ее видов;
–исследование проблем введения единой валюты союзного государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Денежная система………………………………………………………………6
1.1 Сущность и элементы денежной системы………………………………...6
1.2 Система металлического денежного обращения…………………………7
1.3 Бумажно-кредитная система……………………………………………...11
1.4 Формирование денежной системы Республики Беларусь………………14
2 Валютная система……………………………………………………………...18
2.1 Характеристика валютной системы и ее элементов…………………….18
2.2 Мировая валютная система и ее эволюция………………………………19
2.3 Региональная валютная система………………………………………….21
2.4 Национальная валютная система Республики Беларусь………………..22
3 Введение единой валюты (Россия – Беларусь)………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение А Важнейшие денежно-кредитные показатели………………...38

Файлы: 1 файл

Эволюция денежных систем.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Взаимозависимость экономик, предприятий и организаций Беларуси и России достаточно велика. Например, в 2002г. на Россию приходилось 50,1 % общего объема экспорта и 65,1% импорта Беларуси. Вместе с тем эти связи сейчас подвергаются проверке, как в ходе экономических реформ, так и в процессе интеграции государств в мировое хозяйство. Беларусь и Россия имеют различные налоговые законодательства (перечни взимаемых налогов и сборов, ставки, порядок и сроки их уплаты), системы социального обеспечения и др.

Большинство задач, предусмотренных Программой по реализации Договора о создании Союзного государства, позволяющих сформировать единое экономическое пространство, не выполнено. Продолжаются гармонизация и унификация гражданского законодательства в социально-трудовой сфере. Отсутствует общий рынок ценных бумаг, единая торговая и таможенная политика, единая политика в области ценообразования.

Для Беларуси и России помимо общих проблем, вытекающих из международной теории и практики валютной интеграции, характерны и специфические проблемы. Это, прежде всего, резко выраженная асимметричность сторон. Россия превосходит Беларусь по территории в 82 раза, по численности населения – в 14, по ВВП – в 28 раз. В связи с этим в любом экономическом союзе этих двух государств удельный вес и влияние российских интересов будут значительно преобладать над интересами белорусскими.

Существуют и качественные различия в отраслевой структуре  экономик двух государств. В перспективе  в ходе неизбежных экономических  реформ в Беларуси будет укрепляться  европейский тип хозяйствования инфраструктуры, для которого характерно относительно равномерное распределение производственных мощностей по всей территории страны. Зона ее экономических и политических интересов ограничена преимущественно европейским пространством. Центральное положение страны в Восточной Европе требует интенсивного развития сотрудничества, как с Россией, так и с государствами расширяющегося Европейского союза. Принимая российскую валюту в качестве единственно законного платежного средства на территории своей страны, Беларусь более тесно связывает с Россией свои планы социально-экономического развития, возможности, условия и сроки интеграции в мировую экономику.

Для России характерна сырьевая направленность экспорта, концентра-ция  промышленности в отдельных центрах, которые связаны крупномас-штабными транспортными, энергетическими, информационными и финансо-выми потоками.

Валютная интеграция является завершающим этапом формирования общего (единого) экономического пространства государств экономической группировки, когда устранены все барьеры  для движения товаров, услуг, ка-питала и рабочей силы, созданы равные условия для субъектов хозяйствова-ния, реально действует Таможенный союз, предполагающий унификацию таможенно-тарифной политики по отношению к товарам из других стран, достигнуто сближение важнейших макроэкономических показателей, прове-дена унификация бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной поли-тики. Поэтому объединение денежных систем Беларуси и России должно проводиться не в угоду политической конъюнктуре к заранее установленно-му сроку, а как следствие экономической необходимости дальнейшего разви-тия процессов экономической интеграции государств.

В Союзном государстве  Беларуси и России не создана Зона свободной торговли без изъятий  и ограничений, не завершено формирование Таможен-ного союза государств и Общего (Единого) экономического пространства. Не обеспечены равные условия деятельности для хозяйствующих субъектов двух государств. Во взаимной торговле не урегулированы вопросы порядка взимания косвенных налогов (продолжает действовать принцип «страны происхождения», а не общепринятый в мировой практике принцип «страны назначения» товара) [14, с. 78].

Можно полагать, что выполнение комплекса мероприятий, предусмот-ренных Планом совместных действий Правительства  Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Фе-дерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства, позволит в значительной мере гармонизировать и унифицировать законодательство двух стран, создать равные условия деятельности для их хозяйствующих субъектов.

Работа над проектом Соглашения об использовании российского  рубля в качестве единственного  законного платежного средства на территории Рес-публики Беларусь была весьма не простой. Например, Беларусь и Россия имели различные концептуальные подходы к срокам и порядку формирова-ния и управления Единым эмиссионным центром двух государств. Белорус-ская сторона, основываясь на общих принципах экономической интеграции, содержащихся в Договоре о создании Союзного государства (равноправие участников и сохранение их государственного суверенитета), предлагала взаимоувязать решение вопросов по срокам введения единой денежной еди-ницы – российского рубля и формирования Единого эмиссионного центра Союзного государства. Одновременно с использованием российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Рес-публики Беларусь предлагалось создать Единый эмиссионный центр Союз-ного государства, состоящий из равноправных центральных (национальных) банков двух стран. Высшим органом управления Едино эмиссионного центра должен был стать Межбанковский валютный совет, формируемый на пари-тетной основе и подотчетный Высшему Государственному Совету Союзного государства. Межбанковскому валютному совету предлагалось делегировать полномочия определения ориентиров предельного уровня инфляции, денеж-ной эмиссии и валютного курса. Эмиссия денежной единицы (вначале рос-сийского рубля) должна была осуществляться центральными (национальны-ми) банками двух стран под контролем Межбанковского валютного совета, лимиты денежной эмиссии – устанавливаться Межбанковским валютным со-ветом пропорционально масштабу экономик двух стран (доле в общем объе-ме ВВП) [12, с. -9].

Последствия валютной интеграции для Беларуси будут совершенно иного масштаба. Необходимо будет вносить существенные изменения в Основной закон государства, значительно ущемляющие его суверенитет. Беларусь теряет независимость в выборе и проведении самостоятельной денежно-кредитной политики, значительно уменьшает свои возможности государственного регулирования экономики. Национальный банк Республики Беларусь не сможет воздействовать на денежно-кредитную политику Союзного государства и фактически превратится в территориальное подразделение Центробанка Российской Федерации.

В перспективе Национальный банк Республики Беларусь теряет такие  инструменты денежно-кредитной политики, как самостоятельное осуществ-ление  денежной эмиссии и регулирование  процентных ставок, управление валютным курсом, обеспечение стабильности и надежности банковской сис-темы страны, оперативное управление и обслуживание внешнего долга. Основной прямой выгодой от создания валютного союза и введения единой валюты является сокращение трансакционных издержек и уменьше-ние валютных рисков. Увеличение масштаба денежно-кредитного обращения также повышает эффективность единой валюты как меры стоимости и сред-ства обращения. Введение единой валюты способствует мобилизации и пере-стройке работы кредитных институтов. При этом выгоды валютного союза прямо пропорциональны степени экономической взаимозависимости объе-диняющихся стран.

Введение единой валюты прямо не решает основных проблем структурного и рыночного реформирования экономики Беларуси, привлечения инвестиций, технико-технологической модернизации производств, уменьшения количества убыточных предприятий, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Введение единой валюты также не добавляет денег в кошельки простых граждан.

Вместе с тем валютный «аншлюс» приведет, по существу, к серьезным изменениям во многих областях белорусской экономики, и не только в ней. Использование российского рубля в качестве единственного законного пла-тежного средства на территории Беларуси будет стимулировать проведение рыночных реформ в белорусской экономике, демократизации общественных отношений. Можно ожидать более низких темпов инфляции, удешевления кредитов. Беларусь в связи с ограничением самостоятельности и утратой многих инструментов в сфере денежно-кредитного регулирования экономики, не будет иметь прежних возможностей финансирования за счет кредитной эмиссии государственных программ в области жилищного строительства, сельского хозяйства. Переход на более крепкую и стабильную валюту будет побуждать белорусские предприятия к повышению эффективности производства и конкурентоспособности их товаров. Вместе с тем в начальный период велика вероятность увеличения количества убыточных предприятий, уровня реальной безработицы, социальной напряженности в обществе. Юридическим и физическим лицам Республики Беларусь можно рассчитывать на снижение налоговой нагрузки [15, с. 95-97).

Российский рубль является лишь ограниченно конвертируемым. Для  проведения расчетов по внешнеторговым операциям переход на российский рубль никаких преимуществ нам не принесет, так как он не является мировой общепризнанной валютой. Его можно использовать только на российском рынке, в расчетах за импортируемые из России энергоносители, сырье, това-ры. Однако для этого нет необходимости переходить на российскую валюту. Уже сегодня значительная часть платежей по импорту из России осуществ-ляется российскими рублями. Для расширения их пользования достаточно договориться с РФ об определении цен в рублях (а не в долларах США или евро) и, возможно, заключить дополнительное соглашение между Централь-ными банками наших стран. Отказ от национальной денежной единицы, от суверенного права на денежно-кредитную эмиссию, от курсообразования  и от процентной политики [13, с. 56].

Единовременный перевод  белорусских банков в режим функционирования в условиях рыночной конкуренции с более мощными российскими банками приведет наиболее крупные из них, финансирующие государственные программы и промышленные гиганты, к неминуемому банкротству либо поглощению. Параллельно с этим будет происходить банкротство тех предприятий, которые искусственно держались на плаву благодаря правительственной и банковской поддержке.

Экономика сама выберет  себе наиболее выгодную валюту [15, с. 45].

Вместе с тем сокращаются  транзакционные издержки. Вследствие воз-росшей стабильности валюты деньги лучше выполняют функцию сохранения стоимости; повышается роль денег как платежного средства в результате увеличения числа сделок. Введение новой валюты полностью элимилирует издержки, связанные с комиссионными расходами на обмен валюты. Умень-шаются информационные и прочие косвенные затраты за счет сокращения у хозяйствующих субъектов расходов на поиск и анализ информации о движе-нии валютных курсов; кроме того снижаются риски составления неверной отчетности и появления ошибок при учете активов в иностранной валюте.

Введение новой валюты приведет к сокращению альтернативных издержек – то есть к эффективному использованию резервов центральных банков, которые до этого требовались для внутренних интервенций на валютном рынке. Рост доверия к политике центрального банка обусловлен тем, что проведение центральным банком стабильной, независимой политики с самого начала его существования укрепляет доверие к ней по сравнению с политикой большинства национальных центральных банков.

Основные положительные следствия валютного союза – низкий уровень инфляции, повышение инвестиционной активности и высвобожде-ние золотовалютных резервов в Белоруссии. Важнейшие издержки - исчезно-вение механизма эмиссионного финансирования отдельных отраслей и пред-приятий [12, с. 130-135].

Дальнейшая работа по созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства  с течением времени приведет к ряду существенных положительных последствий сразу по нескольким направлениям развития экономики и банковской системы. Причем, как и ранее, будет наблюдаться так называемый синергетический эффект взаимного усиления данных последствий [13, с. 37].

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев в данной курсовой работе развитие и эволюцию денежной и валютной систем, можно отметить, что последние прошли долгий путь к становлению ныне действующих форм существования.

Так, денежная система, представляющая собой форму организации денежного  обращения в государстве начала свое существование в виде системы металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет функцию денег, а кредитные деньги разменны на металл. Она могла существовать в виде биметаллизма и монометаллизма.

Позднее появилась система обращения кредитных и бумажных денег, при которой золото было вытеснено из обращения. Основными ее видами ее являлись административно-распределительная и рыночная денежные системы. Следует иметь в виду, что состояние денежной системы определяется процессами развития капиталистического воспроизводства, на которое она воздействует, сдерживая или ускоряя его. Влияние денежной системы на экономику усиливается с развитием государственно-монополистического капитализма.

Денежная система неразрывно связана с денежно-кредитной системой государства, которая обслуживает движение денег, а также выполняет специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности.

 Денежная база страны – не чисто бухгалтерская величина, которая измеряется на основании других величин, она является настоящим активом, капитальным запасом страны. Производителем этих реальных активов является Центральный банк, который реализует их частному сектору в обмен на приносящие процентный доход финансовые активы, такие как золото, или международные валютные резервы.

Необходимо также отметить значительное развитие валютной системы, которая занимает значительное место в общеэкономической политике любого государства. Различают региональную, национальную и мировую валютные системы.В современных промышленно развитых странах валютная политика обычно увязывается с политикой валютного курса, интервенциями центрального банка и управлением золотовалютными резервами, валютным контролем и валютным регулированием, участием в международном валютно-финансовом сотрудничестве и т.д. Это в конечном счете отражается в механизме функционирования валютной системы страны. Валютная система представляет собой совокупность двух элементов валютного механизма и валютных отношений.

Информация о работе Эволюция денежной системы