Эволюция Банковского дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблем развития банковского дела в России и направлений его совершенствования.

Содержание работы

1. Функционирование банковской системы. 4
1.1 Понятие и структура банковской системы. 4
1.2 Особенности построения банковской системы в России. 7
2. Развитие банковского дела в России в современных условиях. 17
2.1. Проблемы развития банковского сектора. 17
2.2. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития. 20
Заключение 28

Файлы: 1 файл

Эволюция Банковского дела в России.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

а) создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков);

б) перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;

в) совершенствование  форм и методов кредитных отношений  с предприятиями различных отраслей экономики5.

В то время главной  задачей считалось отделение  эмиссионной деятельности банков от деятельности, направленной по кредитованию хозяйства. Государственный банк должен был, во-первых, координировать деятельность специализированных банков, а, во-вторых, проводить единую для всех банков государственную денежно-кредитную политику. Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР) стали специализироваться на обслуживании определенных народнохозяйственных комплексов. Другие банки: Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк СССР), Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР) стали оказывать отдельные виды специализированных услуг.

После принятия в декабре 1990 года закона “О банках и банковской деятельности” появилась возможность создания самостоятельных коммерческих банков. В частности около трети от действующих в настоящее время банков возникли в результате раздробления бывших советских сбербанков, перечисленных выше, сопровождавшегося выделением из территориальных звеньев в самостоятельные кредитные организации. В связи с этим возникает ещё одна особенность построения российской банковской системы, связанная с особенностью деятельности большинства банков.

После выделения в  самостоятельные финансовые учреждения, в их деятельности важную роль стали играть факторы традиционных организационных, финансовых и кадровых связей с их корпоративной клиентурой. Организационно-финансовая привязанность основной части банков к узкой группе корпоративных клиентов предопределила низкую степень концентрации ресурсов и малый размер отечественных банков. Недостаточность ресурсной базы, неоправданное повышение доходности по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) и большая зависимость банковской системы от рынка межбанковского кредитования (МБК) привело к череде кризисов начала 90-х годов и девальвации национальной валюты в августе 1998 года. Такие негативные тенденции в банковской системе страны ускорило разработку и принятие непопулярных законов о реструктуризации и банкротстве кредитных организаций (1999-2000 гг.).

Переломными годами для  банковской системы России стал период с 2003 по 2005 гг. В это время помимо разработки и принятия первой “Стратегии развития банковского сектора”, “пакета МВТ” ключевым моментом стало принятие закона “О страховании вкладов населения”, который гарантирует возврат определённой суммы средств вкладчиков при банкротстве финансового учреждения6.

Значительное присутствие  государства в банковской системе  страны является ещё одной особенностью её построения. Банк России продолжает оставаться крупнейшим акционером российских загранбанков. Продолжается увеличение доли государственного участия в капитале Внешэкономбанка, что приводит к концентрации финансовых потоков в руках государства.

Специфика банковской системы  России связана также с особенностью построения и контроля деятельности Центрального банка, который находится на её первом уровне. В соответствии с законодательством Банк России подотчётен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента назначает сроком на 4 года Председателя и членов высшего органа Банка России – Совета директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Однако в отличие от центральных банков развитых стран в Банке России отсутствует какой-либо орган, защищающий интересы гражданского общества (в системе функционирования ФРС в США значительную роль играет Совещательный совет по сберегательным учреждениям). Наличие подобных органов в российской банковской системе способствовало бы организации надзора и инспектирования в отношении кредитных организаций и лучшему решению проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед Банком России, которые имеют некоторые различия с задачами, стоящими перед центральными банками развитых стран (табл. 1).

Таблица 1 - Основные задачи, которые ставятся национальным законодательством перед ЦБ РФ, ФРС, ЕСЦБ7

Центральный банк России

Федеральная резервная  система США

Европейская система  центральных банков

1. Формирование валютного  курса рубля

1. Поддержание долгосрочного  роста денежных агрегатов с учётом потенциала увеличения производства

1. Соблюдение стабильности  цен

2. Защита и обеспечение  устойчивости рубля

2. Эффективное обеспечение  максимальной занятости

2. Поддержка в Сообществе  общей экономической политики

3. Воздействие на уровень  инфляции инструментами денежно-кредитной политики

3. Обеспечение умеренных  долгосрочных процентных ставок

3. Способствование эффективному  распределению ресурсов

4. Валютное регулирование  и валютный контроль

4. Обеспечение стабильных  цен

4. Стимулирование принятия странами-членами экономической политики, базирующейся на тесной координации национальных экономических политик и внутренних рынков, на определении общих целей, на усилении принципов экономики открытого рынка со свободной конкуренцией

5. Прочие (организация наличного денежного обращения, эмиссии, установление правил расчётов и банковских операций и т.д.)

5. Обеспечение стабильности  покупательной способности доллара  и приемлемого платёжного баланса

5. Поддержка и способствование  соблюдению единой денежной и валютной политики

   

6. Способствование в  проведении общей торговой политики, а также политики в области  сельского хозяйства и рыболовства


 

Из данной таблицы  видно, что задачи стоящие перед  Центральным банком России являются исключительно экономическими и направлены в основном на укрепление национальной валюты. В свою очередь задачи, стоящие перед центральными банками развитых стран определены гораздо шире и направлены не только на поддержание курса национальной валюты, но и на стимулирование развития экономики в целом путём эффективного распределения ресурсов и обеспечения максимальной занятости. Таким образом, центральные банки развитых стран играют значительную роль не только в своей банковской системе, но и в социально-экономическом развитии государства.

Помимо Центрального банка в современной банковской системе России значительное место  занимает рынок банковских услуг. Начав  своё бурное развитие после августовского  кризиса 1998 года, к 2008 году он разработал продукты, способные привлекать не только отечественного клиента, а также клиентов из развитых стран. На этой стадии к основным факторам, способствующим развитию рынка банковских услуг можно отнести следующие:

  • улучшение качества банковского обслуживания клиентов путем совершенствования технологий обработки и ускорения расчетов, обслуживания внешнеторговых операций клиентов, предоставление банковских услуг по управлению и хеджированию рисков;
  • анализ перспектив оказания услуг крупным клиентам, имеющим выход на мировые рынки;
  • развитие банковских услуг в области корпоративных финансов, включая услуги по организации выпуска облигационных заимствований крупнейшими российскими корпорациями на российском рынке, оценку стоимости предприятий, подготовку бизнес-планов, поиск инвесторов, развитие информационных и консультационных банковских услуг8.

На основании вышеназванных  факторов, способствующих развитию рынка  банковских услуг, можно выделить ряд  преимуществ, которыми обладают российские банки по сравнению с иностранными. К ним относятся:

а) качество платежных услуг с использованием системы "банк-клиент"

б) знание особенностей деятельности российских корпораций;

в) адаптированность к работе в сложных условиях перехода к рыночной экономике и кризисных потрясений;

г) потребность в получении прибыли за счет кредитования реального сектора российской экономики.

В свою очередь нельзя забывать и о положительном влиянии  иностранных транснациональных  банков, способствующих развитию не только рынка банковских услуг, но и российской банковской системы в целом. За последнее десятилетие сфера услуг российской банковской системы заимствовала у иностранных банков:

1) корпоративную культуру, основанную  на чётком следовании установленным  внутрибанковским процедурам;

2) квалифицированный подход к  управлению кредитным, валютным и другими рисками;

3) комплексность в развитии отношений  с клиентами, разделение менеджеров  среднего и высшего звена на  менеджеров по развитию отношений  с клиентами и менеджеров по  банковским услугам и продуктам.

Ещё одной особенностью развития сферы услуг российской банковской системы является малое  количество универсальных банков, способных  предложить весь спектр услуг, востребованных клиентом. Подобная ситуация связана  с тем, что универсализация банковской деятельности требует не только значительных вложений средств, но и наличие развитой ресурсной базы в сочетании с разветвлённой филиальной сетью9.

Немаловажной характеристикой  российской банковской системы является способ проникновения российских банков на международные финансовые рынки. Российские банки стремятся в первую очередь предложить клиенту расчётно-кассовое обслуживание, а затем определённый портфель услуг, т.н. придерживаются последовательности “обороты по счетам – кредитование под залог – организация сложной сделки”. Подход зарубежных банков, наоборот, основан на принципе “организация сделки – оборот по счетам – другие сопутствующие услуги”. Из двух приведённых схем видно, что банки развитых стран, в отличие от российских, при выходе на международный финансовый рынок вначале демонстрируют клиенту свои возможности в предоставлении различных услуг, а затем получают обороты и остатки на счетах.

Рассмотрев особенности  построения банковской системы России можно сделать вывод о том, что стадии развития, структура и современное состояние имеют свои особенности, существенно отличающие её от банковских систем развитых стран. Был выявлен ряд факторов, оказывающих существенное влияние на развитие банковской системы страны, среди которых ключевую роль занимает значительное присутствие государства в капитале крупнейшего банка страны. Наличие одного крупного банка, активы которого в несколько раз превышают активы других коммерческих банков, функционирующих в банковской системе, является ещё одной особенностью оказывающей отрицательное влияние на её развитие.

Анализ рынка банковских услуг российских банков показал  незначительное отставание в развитии от аналогичных рынков развитых стран. Ещё одной особенностью развития сферы услуг российской банковской системы является малое количество универсальных банков, способных предложить весь спектр услуг, востребованных клиентом.

 

 

 

 

 

 

2. Развитие банковского дела в России в современных условиях.

2.1. Проблемы развития банковского сектора.

За период реализации Стратегии 2008 существенно изменились характеристики развития банковского сектора. Эти изменения соответствуют достаточно динамичному развитию, как отдельных российских кредитных организаций, так и целых сегментов рынка банковских услуг (например, потребительского кредитования).

В целом для банковского  сектора последнее 10-летие стало годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению и предприятиям. В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу.

Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей  развития банковского сектора сохраняются  проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора.

К внешним факторам относятся, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности банковского бизнеса требуется повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.

В качестве внутренних недостатков  банковского сектора можно отметить:

  • безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости; неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;
  • существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;

Информация о работе Эволюция Банковского дела в России