Эммисия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 01:57, реферат

Описание работы

Евро (euro) – единая денежная единица Европейского Сообщества. Евро создано ЕС с целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами – экономического и валютного союза, для которого характерно сочетание единого рынка с единой валютой.
Евро находится в обращении в двенадцати государствах-членах ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Франции. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в ЕС: Андорре, Ватикане, М

Файлы: 1 файл

Эмиссия.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003. С. 322–324.

Евро

Евро (euro) – единая денежная единица Европейского Сообщества. Евро создано ЕС с целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами – экономического и валютного союза, для которого характерно сочетание единого рынка с единой валютой.

Евро находится в обращении  в двенадцати государствах-членах ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии и Франции. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в ЕС: Андорре, Ватикане, Монако и Сан-Марино.

Во всех этих государствах евро полностью заменил бывшие национальные денежные единицы. В безналичном  виде на территории вышеуказанных государств-членов ЕС за исключением Греции, евро введен с 1 января 1999 г., а наличные банкноты во всех вышеуказанных государствах-членах ЕС – с 1 января 2002 года. Во всех вышеуказанных государствах евро является единственным законным средством платежа. Греция перешла на евро в безналичном виде с 1 января 2000 года.

С 1 января 1999 г. все национальные денежные единицы вышеуказанных  государств-членов ЕС за исключением  Греции перестали выставляться на международных  финансовых рынках, а их место занял  евро. Для греческой драхмы это произошло с 1 января 2000 года. Курсы обмена национальных денежных единиц на евро были безвозвратно закреплены Советом Европейского Союза 31 декабря 1998 года.

Также с 1 января 1999 г. евро заменил  собою ЭКЮ – условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.

Три государства-члена ЕС, не перешедшие на евро: Великобритания, Дания и Швеция могут добровольно  перейти на него в любой момент, в случае, если они того пожелают, и если их экономика будет соответствовать требованиям, закрепленным в Договоре об учреждении Европейского Сообщества. Все эти государства заявили о том, что при принятии решения о переходе на евро, они проведут у себя референдумы. Референдум, который был проведен в Дании в 2000 г. показал, что большинство населения этой страны против перехода не евро. Основной причиной такого решения было желание сохранить свою денежную единицу – датскую крону, в качестве символа своего суверенитета. Курс денежных единиц государств-членов ЕС, не перешедших на евро, по отношению к евро определяется в рамках специального Механизма обменных курсов 2, созданного Европейским Советом.

Основной институционной структурой, созданной Европейским  Сообществом, которая определяет и  осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества и отвечает за эмиссию евро является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ). Она состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-членов ЕС. Все центральные банки государств-членов ЕС являются неотъемлемой частью ЕСЦБ.

Основным принципом организации  ЕСЦБ является обеспечение ее функционирования органами ЕЦБ, наделенными правом принимать  решения. Важнейшими особенностями  ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

Анализ правового положения  ЕСЦБ позволяет говорить о том, что  ЕСЦБ по своей сущности представляет собой иерархическую комплексную систему отношений, складывающихся между Европейским Центральным Банком и центральными банками государств-членов ЕС по поводу достижения целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ.

Задачи, стоящие перед  ЕСЦБ определяются ее целями. Они четко  определены в Договоре об учреждении Европейского Сообщества. Главной целью  ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные  свои цели и выполняя свои задачи, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель – поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения общих задач, стоящих перед ЕС.

Для выполнения этих целей  перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение и проведение в  жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных обменных операций; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов ЕС; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

Европейский Центральный  Банк является руководящим органом ЕСЦБ. Его функциями являются разработка и осуществление единой валютной политики государств-членов ЕС, перешедших на евро, разработка решений и принятие нормативных актов, необходимых для реализации задач ЕСЦБ, консультирование институтов Европейского Сообщества и органов государств-членов ЕС, по вопросам своей компетенции, ведение статистической отчетности, представление ЕСЦБ в международных организациях, эмиссия банкнот евро, осуществление валютных операций ЕСЦБ совместно с центральными банками государств-членов, составление и опубликование ежегодного доклада о деятельности ЕСЦБ и финансового отчёта ЕСЦБ, выполнение задач в сфере разумного контроля над кредитными организациями, а также обеспечение функционирования Механизма обменных курсов 2.

Высшим органом ЕЦБ  является Управляющий совет, состоящий  из членов Исполнительного комитета ЕЦБ и управляющих центральными банками государств-членов, перешедших на евро, который принимает наиболее важные решения, включая определение единой валютной политики ЕС. Постоянное руководство деятельностью ЕЦБ осуществляется Исполнительным комитетом, который состоит из Президента ЕЦБ, Вице-президента ЕЦБ и четырех других членов. До тех пор, пока не все государства-члены ЕС перешли на евро, для взаимодействия с центральными банками таких государств в ЕЦБ существует Общий совет, в который входят члены Исполнительного комитета ЕЦБ, а также управляющие всех центральных банков государств-членов ЕС.  

В разных странах сложились различные эмиссионные системы, определяющие правила выпуска банкнот, размеры Эмиссия, нормы и формы ее обеспечения. В Великобритании акт Роберта Пиля (1844) устанавливал твердый лимит фидуциарной (не покрытойзолотом) Эмиссия в 14 млн. ф. ст., все банкноты сверх этого лимита подлежали 100% -ному обеспечению золотом. При этом общий максимум банкнотной Эмиссия не фиксировался. Во Франции эмиссионная система, введенная в 1870, определила общий максимум банкнотной Эмиссия, обеспеченной и не обеспеченной металлом, в 1,8 млрд. фр.; Банку Франции предоставлялось право определять размер металлического покрытия Эмиссия (в дальнейшем максимальный лимит Эмиссия увеличивался и накануне 1-й мировой войны 1914—18 составлял 6,8 млрд. фр.). В Германии по закону 1875 максимальный контингент не обеспеченной золотомЭмиссия определялся в 250 млн. марок для Рейхсбанка и 135 млн. марок для 32 других эмиссионных учреждений страны; кроме того, вводился принцип «третного покрытия» банкнот: они обеспечивались металлом не менее чем на 1/3. В России в 1897 была введена эмиссионная система, по которой Госбанку разрешалось выпускать не покрытые золотом кредитные билеты на сумму до 300 млн. руб.; в пределах до 600 млн. руб. золотое обеспечение составляло не менее 60%, вся Эмиссия, превышавшая этот лимит, подлежала 100%-ному обеспечению золотом. 
  В некоторых странах разрешалось превышать размер допустимой по закону необеспеченной Эмиссия при уплате так называемого эмиссионного налога. В Германии в 1875 был введен налог в размере 5% от суммы превышения по сравнению с разрешенной закономЭмиссия В США по закону 1913 при снижении нормы покрытия с 40% до 32,5% уплачивался налог в 1%, при последующем снижении на 2,5% — 1,5% и т. д. 
  В начале 20 в. металлическое обеспечение банкнотной Эмиссия утратило прежнее значение. На первый план выдвинулась проблема обеспечения эластичности денежного обращения в связи с острыми денежно-кредитными кризисами, которыми сопровождались циклические колебания конъюнктуры. Повысилось значение кредитно-вексельного обеспечения Эмиссия Так, закон об учреждении в 1913 Федеральной резервной системы (ФРС) США предусматривал, что не менее 40% эмитируемых банкнот должны обеспечиваться золотом, а остальные 60% — переучтенными векселями и акцептов, траттами (переводными векселями). 1-я мировая война 1914—18 вызвала огромное увеличение выпуска не обеспеченных металлом бумажных денег. Восстановленный в 20-х гг. в урезанных формах золотой стандарт потерпел крушение почти во всех странах в годы мирового экономического кризиса 1929—33. Золотой запас был передан центральными банками в стабилизационные валютные фонды казначейств и в большинстве стран перестал использоваться для покрытия внутренней Эмиссия Норма 40%-ного золотого покрытия сохранилась в Швейцарии, 33%-ного — в Бельгии, 25%-ного — в Португалии. В США норма металлического покрытия Эмиссия, сниженная в 1945 с 40% до 25%, просуществовала до 1968, но имела практически формальное значение. Главным видом обеспечения банкнотной Эмиссия стали государственные ценные бумаги. В США, по данным на 1 января 1977, банкноты в обращении на сумму 83,7 млрд. долл. были обеспечены портфелем государственных облигаций на 97 млрд. долл., принадлежащих ФРС. В Великобритании в ноябре 1976 кредитные билеты в обращении на сумму 6646 млн. ф. ст. обеспечивались портфелем государственных облигаций, числящихся на балансе Банка Англии в сумме 8046 млн. ф. ст. Широкая Эмиссия банкнот под государственные ценные бумаги — важный фактор инфляционного роста цен и прогрессирующего обесценения денег.

 


Информация о работе Эммисия