Экономическая сущность и роль комиссионной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Торговля как отрасль общественного хозяйства представляет организацию рынка потребительских товаров, при которой продажа товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных предприятий - торговых, а текущее регулирование рынка потребительских товаров - функцией отрасли в целом.

Содержание работы

1.1 Экономическая сущность и роль комиссионной торговли в составе
торговой отрасли ……………………………………………………………..2
1.2 Правила приемов товаров на комиссию……………………………………9
1.2.1 Законодательное регулирование договоров комиссии…………….........15
1.2.2 Определение цены товара принятого на комиссию……………………..19
1.3. Продажа комиссионных товаров………………………………………….20
1.4. Особенности комиссионной торговли отдельными товарами………….22
1.5 Уценка принятых на комиссию товаров…………………………………25

1.6 Порядок расчетов комиссионера с комитентом за
проданный товар……………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

новая y Контрольная работа Предприятия комиссионной торговли (Автосохраненный).docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

СОЖЕРЖАНИЕ

 

1.1 Экономическая сущность и роль комиссионной торговли в составе

торговой отрасли ……………………………………………………………..2

1.2 Правила приемов товаров на комиссию……………………………………9

1.2.1 Законодательное  регулирование договоров комиссии…………….........15

1.2.2 Определение цены товара принятого на комиссию……………………..19

1.3.  Продажа комиссионных товаров………………………………………….20

1.4.   Особенности комиссионной торговли отдельными товарами………….22

1.5   Уценка принятых на комиссию товаров…………………………………25

 

1.6 Порядок расчетов комиссионера с комитентом за

проданный товар……………………………………………………………27

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Экономическая сущность  и роль комиссионной торговли  в составе 

торговой отрасли

Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических  технологических и хозяйственных  операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Торговля как отрасль общественного хозяйства представляет организацию рынка потребительских товаров, при которой продажа товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных предприятий - торговых, а текущее регулирование рынка потребительских товаров - функцией отрасли в целом.

В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное  место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений  общества, построенных на принципах  разделения труда и товарного  обмена. Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как  передачу продуктов человеческого  труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к  потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.

Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции. Благодаря торговле,     продажа населению товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности. Торговля обеспечивает товарами и услугами личные потребности всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между предприятиями различных форм собственности, с одной стороны, и населением - с другой.

Через сеть торговых организаций и  пунктов реализации товаров население  приобретает товары на свои денежные доходы. Эти товары в течение определенного времени могут находиться в сфере обращения, но, в конечном счете, они попадают в личную собственность. Продажа потребительских товаров населению является конечной и определяющей фазой их обращения.

Торговая деятельность в сфере  потребительского рынка   обеспечивает процесс товарного и денежного обращения, формирует и удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, выявляет объем спроса на потребительские товары и потребности производства, активизирует трудовые процессы во всех сферах деятельности, развивает и совершенствует межхозяйственные, межрегиональные и международные связи, позволяет расширить рыночное пространство.

Если рынок как экономическая  категория охватывает экономические отношения производства, распределения, обмена и их взаимосвязь, то торговля выступает как форма этих отношений.

Торговля в сфере рынка потребительских  товаров – это агент товарно-денежных отношений между первичными собственниками товаров, продающих их, и вторичными собственниками, покупающими нужные товары в обмен на деньги.

Сущность, функции и роль торговли на потребительском рынке непосредственно  связаны между собой. Функции  торговли вытекают из ее задач, которые  динамичны, изменчивы как во времени, так и в пространстве. С развитием производства, конкуренции на рынке товаров задачи торговли видоизменяются, усложняются, наполняются новым содержанием.

 В соответствии с этим  происходят изменения и в функциях  торговли, однако всегда, на всех  экономических этапах внешним  проявлением внутренней сущности  торговли выступают ее функции. 

Торговля непосредственно участвует  в установлении рыночных соотношений  между мерой труда и мерой  потребления. Она воздействует на величину реальных доходов населения, стимулирует  его экономическую деятельность.

Из Постановления Министерства СТБ 1393-2003 "ТОРГОВЛЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ" следуют следующие определения торговли и ее видов:

 

3.1.4 торговля: Предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

3.1.5 оптовая торговля: Вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

3.1.6 розничная торговля: Вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

3.1.10 комиссионная торговля: Оптовая, розничная торговля,    осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии.

Изучение экономической сущности торговли позволяет сделать вывод  о том, что торговля является регулятором  экономики. Ее развитие выступает важнейшей  предпосылкой рационализации производственного  процесса. В свою очередь уровень  развития экономики, масштабы производства и его отраслевая структура определяют объем, содержание и методы работы организаций  торговли.

 

Основным звеном сферы торговли, ее субъектом является торговая организация, представляющая собой самостоятельный хозяйствующий субъект, с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления различного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Развитие рыночных отношений в Белоруссии влечет за собой необходимость пересмотра традиционных методик учета отдельных фактов хозяйственной жизни. К таким объектам бухгалтерского учета относятся товары и соответственно товарные операции.

На основании вышеизложенного  можно сформулировать основные важные моменты, характеризующие роль торговли в современных условиях становления  рыночных отношений:

- именно торговля является в  данный период основной отраслью, в которой сосредоточены огромные  трудовые и материальные ресурсы; 

- торговля служит важным составляющим  звеном в цепи налаживающейся  структуры нового ведения хозяйства; 

- торговые предприятия в первую  очередь призваны удовлетворять  потребности покупателей в товарах  народного потребления, что приводит  к улучшению состояния общества;

- рыночные отношения могут развиваться  лишь на фундаменте развитой  сферы торгового обращения; 

- именно торговля призвана успешно  реализовать основные цели, стоящие  перед всеми другими отраслями  рыночной экономики, то есть  довести до потребителя конечные  продукты сельского хозяйства,  машиностроения, металлургии и других  емких отраслей хозяйства; 

- торговля в настоящее время  является моделью рыночных отношений.

Рынок и продажа товаров связаны  между собой как частное и  целое. Формирование и развитие торговли осуществлялось вместе с развитием  товарно-обменных процессов и обусловлено  действием тех же факторов, что повлекли возникновение рыночных отношений.

Во всех видах торговой деятельности общим являются осуществляемые на предприятиях различных видов торговли товарные операции.            Основные виды товарных операций представлены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 Виды товарных операций

Комиссионная торговля в составе  торговых операций занимает свою определенную позицию, поскольку является специфическим  видом деятельности и осуществляется с учетом требований современного рыночного процесса.

Комиссионная  торговля включает отношения между  комиссионером и комитентом по договору комиссии, а также между комиссионером  и покупателем при продаже  непродовольственных товаров, принятых на комиссию.

 Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2007 № 744 ПРАВИЛА комиссионной торговли непродовольственными товарами:

Под комиссионером  понимается организация  независимо от организационно-правовой формы, юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору                                           розничной купли-продажи (далее именуется - договор).     

Под комитентом понимается гражданин, сдающий  товар на комиссию с целью продажи  товара комиссионером за вознаграждение.

Под покупателем понимается гражданин РБ, иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющий намерение приобрести либо приобретающий товары для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

  Под предметами  антиквариата принимают культурные ценности, созданные более 50 лет назад по отношению к дате приема на комиссию (произведения живописи, графики, скульптуры, старинная мебель; предметы декоративно-прикладного искусства; уникальные и редкие музыкальные инструменты; старинные монеты, ордена, медали и другие предметы коллекционирования);

Транспортные  средства – автомобили, мотоциклы, другие транспортные средства и самоходные машины, а также номерные агрегаты (кузов, кабина, шасси, рама), подлежащие государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Транспортные средства не на ходу – транспортные средства, которые не могут быть приведены в движение с помощью, установленных на них узлов и агрегатов в виду их технического состояния.     

За  комитентом сохраняется право собственности  на товар, принятый на комиссию, до момента  его продажи (передачи) покупателю, если иной порядок перехода права  собственности не предусмотрен гражданским  законодательством.      

Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него товара, переданного комитентом для продажи.     

Комиссионер обязан довести до сведения комитентов и покупателей фирменное наименование (наименование) своей организации, место  ее нахождения (юридический адрес) и  режим работы, размещая указанную  информацию на вывеске организации.      

Если  деятельность, осуществляемая комиссионером, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и  сроке действия лицензии, а также  об органе, ее выдавшем.    

Таким образом, в сфере комиссионной торговли происходит развитие отношений между  комиссионером, комитентом и покупателем. Лица участвующие в комиссионной торговле представлены на схеме 1.1.

 

Комитент           Комиссионер                          Покупатель


Схема 1.1  

Комиссионная деятельность предприятий направлена на удовлетворение граждан в услугах  торговли товарами, принятыми на комиссию.

1.2 Правила приемов товаров на комиссию

Прием товаров на комиссию и их продажа производятся в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2007 № 744. Кроме того, реализация отдельных товаров на условиях комиссии регулируется специальными законодательными актами (в зависимости от принадлежности товаров к той или иной группе).

Товары  на комиссию принимаются:     

-   от граждан по предъявлении  паспорта или иного документа,  его заменяющего, удостоверяющего личность;     

-   от юридических лиц по предъявлении  накладной, оформленной и выданной  в установленном порядке уполномоченному  липу предприятия, и его паспорта или документа, удостоверяющего личность.

  Прием товаров на комиссию оформляется путем составления документа о приеме товара на комиссию (договор комиссии, накладная и другие документы), подписываемого комиссионером и комитентом (далее – документ, подтверждающий заключение договора комиссии).

 

Договор комиссии полностью  регулирует отношения между комитентом и комиссионером.  В договоре должны содержаться следующие сведения:

  • номер документа, подтверждающего заключение договора комиссии, дата его составления;
  • сведения о сторонах договора:
  • наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование, место нахождения и телефон магазина (для комиссионера);
  • фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего, идентификационный номер (при наличии) (для комитента));
  • наименование товара;
  • степень износа и недостатки товара;
  • наличие гарантийного талона, технического паспорта или иного заменяющего его документа, подтверждающего право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока;
  • цена товара;
  • размер комиссионного вознаграждения;
  • порядок и размер уценки товара;
  • сроки продажи товара после его уценки;
  • условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара;
  • условия и порядок расчетов между комиссионером и комитентом;
  • порядок уведомления комитента о продаже товара;
  • размер оплаты расходов комиссионера по хранению принятого на комиссию товара, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению.

Информация о работе Экономическая сущность и роль комиссионной торговли