Экономическая сущность и необходимость кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является подробное изучение кредита и его функций. Данная цель достигается путем изучения таких вопросов как: экономическая сущность кредита, его необходимость, функции кредита, его виды и формы и особенности развития кредита в РФ.
Контрольная работа имеет следующую структуру: три главы, первая – кредит, основные понятия, вторая и третья – виды и формы кредита.

Содержание работы

Введение
1.Экономическая сущность и необходимость кредита………………………2
2.Функции и роль кредита. Кредитное регулирование экономики. Влияние кредита на ускорение процесса расширенного воспроизводства…………….5
3.Лизинг как форма кредита. Особенности его развития в РФ на современном этапе………………………………………………………………9
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

деньги.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

 

3.Лизинг как  форма кредита. Особенности его  развития в РФ на современном  этапе

  Лизинг - является одной из форм кредитования, благодаря которой производится передача объекта собственности в длительную аренду с вариантами последующего права выкупа или возврата.

   Лизинг, как форма  кредитования, считается совокупностью  экономических и правовых отношений,  в соответствии с которыми  лизингодатель должен приобрести  в свою собственность указанное  получателем данной формы кредита  имущество у установленного им  продавца, после чего предоставить  его за определенную плату  во временное использование с  правом выкупа. Договор данной кредитной формы может предусматривать, что выбор, как продавца, так и приобретаемого имущества, производится лизингодателем. Лизингом считается — договор аренды, например, завода, недвижимости, промышленных товаров, оборудования с целью их использования в производственных нуждах арендатором, в тот период, когда данные товары приобретаются арендодателем, после чего он сохраняет за собой право собственности также и на весь промежуток действия лизингового договора.

  В качестве объектов лизинга (лизингового договора) наиболее часто может выступать такая капитальная продукция, как: оборудование, машины, транспортные средства или иные инвестиционные товары. Их можно разделить по разным базисным труппам:

- промышленное оборудование;

- транспортное оборудование;

- разное конторское оборудование, оргтехника, упаковочные, электронно-вычислительные  и сортировочные машины и др.;

- средства дистанционной  и телевизионной связи;

- ноу-хау, лицензии, компьютерные  программы и др.

Согласно международной  практике лизинг, как форма кредитования, предполагает участие в ней трех субъектов:

Первым субъектом является — владелец имущества или лизингодатель, который предоставляет его в использование или в аренду согласно условиям комплексного лизингового соглашения. В роли лизингодателей могут быть: дочерние предприятия (учреждения) коммерческого банка, Уставы которых предусматривают подобный вариант кредитно-ссудной деятельности; финансовые компании, которые создавались специально для осуществления лизинговых операций, и имеющие основную и единственную функцию - реальную оплату арендуемого имущества, а именно финансирование сделки; специализированные лизинговые компании, берущие на себя в дополнение к финансовому обеспечению сделки комплекс услуг нефинансового характера, такие, как ремонт и содержание имущества, замена изношенных частей, осуществление консультаций по применению промышленного оборудования и др.

  Второй субъект лизинговой сделки - это настоящий пользователь арендованного имущества или лизингополучатель, которым может быть юридическое лицо независимо от его формы собственности.

  Третьим субъектом лизинговой сделки выступает продавец имущества для лизингодателя (поставщика). В его качестве также может находиться любое юридическое лицо, например, снабженческо-сбытовая фирма, производитель имущества, торговая фирма или др. Исходя из определенных экономических условий реальное количество участников лизинговой сделки может изменяться.

  Исходя из состава  участников лизинговые сделки  могут подразделяются, как на прямой, так и на косвенный лизинг. При прямом лизинге собственник имущества (поставщик) сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка) непосредственно. Лизинг при участии двух сторон, согласно оценок экспертов, занимает достаточно скромное место в общем объеме заключаемых контрактов: не больше 5—7%.

 При косвенном лизинге производится передача имущества благодаря посреднику. Данная схема может быть классической трехсторонней сделкой (поставщик — лизингодатель — лизингополучатель) или крупной сделкой с большим количеством участников, которая имеет распространение в виде формы финансирования сложных крупномасштабных объектов. Согласно установленным признакам лизинг, как форма кредитования, разделяется на финансовый и оперативный.

Оперативный лизинг может распространяться на арендные отношения, согласно которым совокупные расходы лизингодателя, которые связаны с покупкой и содержанием оборудования, сдаваемого в аренду, не могут покрываться арендными платежами в течение промежутка только одного лизингового контракта, а перекрываются благодаря многократным арендным договорам. Оперативный (эксплуатационный) лизинг характеризуется такими признаками:

- заключается на период 2-5 лет;

- контракт и договор  аренды может расторгаться лизингополучателем  в любой период по собственному  желанию;

- риск потери и порчи  объекта лизинга имеет лизингодатель,  но договор может предусматривать  выплату определенной компенсации  лизингополучателем при порче  оборудования;

- ставка платежей по  лизингу часто выше, чем при  банковском кредитовании или  финансовом лизинге, потому что  лизингополучатель, не имея гарантии  окупаемости затрат, учитывает разные  коммерческие риски;

- лизинговая компания  часто приобретает оборудование  заранее, не зная при покупке  конкретного арендатора;

- лизинговые компании (или  банки) сами занимаются страхованием  передаваемого в аренду имущества,  а также обеспечивают, как его  обслуживание, так и ремонт.

  Финансовый лизинг — является соглашением, которое предусматривает в период своего действия погашение лизинговых платежей, перекрывающих всю стоимость амортизации оборудования или его более значительную часть, а также дополнительные издержки. Финансовый лизинг отличается некоторыми специфическими чертами:

- предусматривает участие  третьей стороны;

- невозможно расторжение  договора в период основного  периода аренды, но на практике  такие договоры (контракты) все  же могут расторгаться, если данная  возможность предусматривается  договором;

- обладает более продолжительным  периодом соглашения - часто близким  к допустимому сроку службы  объекта;

- отличается более высокой  общей стоимостью объекта сделки.

  Сегодня лизинг во  всём мире является мощнейшим  инвестиционным инструментом, с  помощью которого финансируется  до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную  роль в преодолении инвестиционного  кризиса и обновлении производственной  базы России, если бы государство  в лице своих исполнительных  и законодательных органов проводило  чёткую, последовательную и заинтересованную  политику развития лизинга.  Первая и наиболее существенная помеха - это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране

 Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, являются:

- высокая инфляция, бюджетный  и долговой кризисы и, как  итог, - запредельные процентные  ставки за кредит

- недальновидная, ничем не  обоснованная и разрушительная  система налогообложения лизинговых  операций

- равнодушие, неисполнительность  и безответственность различных  звеньев государственной власти.

- отсутствие чёткой и  обоснованной государственной инвестиционной  стратегии и несогласованность  действий различных звеньев законодательной и исполнительной власти.

  Огромные надежды российские предприниматели возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге. К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались. Дальнейшее продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается прежде всего двумя основными факторами:

1.Узостью платежеспособного  спроса населения и низкой  инвестиционной активностью.

2.Низкой инвестиционной  активностью

 Негативное влияние на развитие лизинга в России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга по сравнению с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не существуют и существовать не могут.

  Большинство авторов отмечают, что в России лизинг для производителя выгоднее обычного банковского кредитования. Чтобы форсировать развитие лизинга (как одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса), необходимо действительно сделать его более выгодным по сравнению с другими инструментами финансирования инвестиций. Для этого надо прежде всего обеспечить соответствующую систему налогообложения лизинговых операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита, так как он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль лизингополучателя, образуемые за счёт включения лизинговых платежей в себестоимость продукции. Также для развития лизинга необходима поддержка государства, которая пока находится на низком уровне.

  В целях создания благоприятных условий для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения. Для поддержки частного капитала государство принимает долевое участие в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные заказы на поставки товаров для государственных нужд. Для реализации лизинговых проектов государство предоставляет инвестиционные кредиты. Предоставляет банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных экономических условий для деятельности лизинговых компаний им предоставляются в законодательном порядке налоговые и кредитные льготы. Подготавливаются решения о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в РФ виды технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов.   Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач государства в сфере поддержки.

  В  Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» имеется целая глава «Государственная поддержка лизинговой деятельности». В ней насчитывается 12 мер государственной поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят не обязательный, а рекомендательный характер. Кроме того, большинство этих мер носят формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной поддержки лизинговых организаций названа «разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации или региона». Но в чём выражается эффективность этой поддержки? Проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен семь лет назад. Пять лет назад был принят Федеральный закон «О лизинге». Однако федеральная программа развития лизинга так и осталась проектом. Также обстоит дело и с такими мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам и лизингодателям. Примечательно и то, что почти все меры государственной поддержки лизинга обещаны посредникам - лизинговым компаниям и банкам, а не главному рабочему экономики - лизингополучателю.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, он может обеспечить в период перехода России к рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов, внедрения их новых способов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.

  Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль и в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условием размещения акций на рынке являются накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной системе. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и размещении акций.

  Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и. льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально-экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов.

Информация о работе Экономическая сущность и необходимость кредита