Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение развития ипотечного кредитования в РФ на примере ОАО «Сибирский банк Сбербанка РФ».
.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю ипотечного кредитования в России;
- рассмотреть зарубежный опыт ипотечного кредитования;
- рассмотреть особенности нормативного регулирования ипотечного кредитования;
- провести анализ технологий ипотечного кредитования в РФ;
- выявить особенности страхования ипотечного кредита в РФ;
- рассмотреть основные стандарты ипотечного кредитования, применяемые в коммерческих банках РФ;
- провести анализ ипотечного кредитования Сибирского банка Сбербанка РФ.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Ипотечное кредитование………………...…………………………………5
1.1. История становления ипотеки в России……………………………….-
1.2. Понятие и особенности ипотечного кредита…………………………..7
1.3. Механизмы ипотечного кредитования…………………………............9
1.4. Агентство по ипотечному кредитованию……………………………..12
Глава 2. Анализ ипотечного кредитования Сибирского банка Сбербанка РФ…...16
2.1. Программы ипотечного кредитования Сибирского банка Сбербанка РФ………………………………………………………………………………………..-
2.2. Анализ кредитного портфеля Сибирского Банка Сбербанка РФ…….21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования в России…………………………………………………………………………………..24
3.1. Проблемы ипотечного кредитования в РФ на современном этапе……-
3.2. Необходимость и перспективы развития ипотечного кредитования в России……………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………33
Таблица 3 – Динамика ипотечного портфеля Сибирского Банка Сбербанка РФ
Показатель |
2003 г |
2004 г |
Темп роста 2004/2003 |
2005 г |
Темп роста 2005/2004 |
Объем ипотечного портфеля, млрд. руб. |
30,6 |
45,2 |
147,7 |
74,5 |
164,8 |
Остаток срочной ссудной задолженности физических лиц, млрд. руб. |
7,1 |
14,6 |
205,63 |
27,1 |
185,61 |
Остаток срочной ссудной задолженности физических лиц Сибирского банка Сбербанка РФ по состоянию на 01.01.04 составлял 7,1 млрд. руб., на 01.01.05 – 14,6 млрд. руб., на 01.01.06 – 27,1 млрд. руб. (рис. 2)
Рисунок 1 Динамика кредитного портфеля Сибирского Банка Сбербанка РФ
Рисунок 2 - Остаток срочной ссудной задолженности физических лиц Сибирского банка Сбербанка РФ
Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным жителям Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, превысил 27 млрд. руб. Кредитный портфель по кредитам физическим лицам вырос за 2009 год почти на 12,5 млрд. руб. Доля Сибирского банка на рынке кредитования населения по трем регионам на 01.10.2009 составила 57,74%, превысив данный показатель на 01.01.2009 в целом по обслуживаемому региону на 3,45 процентных пункта.1 В 2009 году Сибирский банк значительно увеличил количество точек кредитования населения — с 92 (01.01.2009) до 146 (01.01.2010).
Анализируя ипотечный портфель банка можно также отметить, что в 2004 году удельный вес просроченных ссуд составлял 1,45 %, в 2009 году – 1,65 % (табл. 4).
Таблица 4 – Удельный вес просроченных ссуд в структуре ипотечного портфеля Сибирского банка Сбербанка РФ
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
Текущие кредиты |
30,2 |
98,68 |
44,54 |
98,55 |
98,77 |
98,35 |
Просроченные ссуды |
0,40 |
1,32 |
0,65 |
1,45 |
1,23 |
1,65 |
Итого кредитов клиентам |
30,6 |
100 |
45,2 |
100 |
74,5 |
100 |
Сибирский банк Сбербанка России предлагает 16 видов кредитных продуктов целевой и нецелевой группы. Два наиболее популярных кредитных продукта — кредиты на цели личного потребления и жилищные кредиты. Их доля в суммарном кредитном портфеле физических лиц по состоянию на 01.01.2010 составила 95,5%.
В 2009 году, как видно из рис.2 доля жилищных кредитов, предоставляемых Сибирским банком Сбербанка РФ значительно увеличилась.
Наибольший вес в структуре жилищных кредитов Сибирского Банка Сбербанка РФ занимают Ипотечные кредиты.
Безусловно, процентные ставки данного
вида кредитования на современном этапе
еще высоки, ипотечное кредитование
доступно лишь людям с доходами не
ниже среднего уровня, кроме того, в
настоящее время много
3.1. Проблемы ипотечного кредитования в РФ на современном этапе
В настоящее время в Российской Федерации существует пять основных проблем, сдерживающих развитие ипотеки:
1. Сроки кредитования.
По своей логике кредит на
приобретение жилья должен
2. Отсутствие ресурсной базы. Для того, чтобы сделать долгосрочное кредитование массовым продуктом кредитной организации и в то же время соблюсти все требования ликвидности, банк должен привлечь денежные средства на такой же длительный срок. Сегодня это сделать практически невозможно. Единственный выход в данном случае – привлечение целевого финансирования от иностранных фондов (например, Американский инвестиционный фонд или средства местных бюджетов).
3. Трудности оценки
кредитоспособности заёмщика. Как
известно, оценка платёжеспособности
физического лица базируется
на сопоставлении доходов (
4. Валюта кредитования. В настоящее время стоимость квадратного метра жилья фиксируется в долларах США. Банки предпочитают выдавать кредиты также в иностранной валюте, в то время как у большинства населения заработная плата установлена и выплачивается в рублях.
5. Неадаптированность
ряда ипотечных программ, финансируемых
зарубежными инвесторами, к
Система ипотечного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики. К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, основывающийся на активном участии населения в решении жилищной проблемы. Свободного рынка жилья практически не было, а долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объёме финансирования жилья. Данные кредиты предоставлялись в основном индивидуальным застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство нового, а не на покупку готового жилья.
Государственная жилищная политика должна ориентироваться не только на нужды социально незащищённых групп населения, но и на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жильё в собственности в результате приватизации. Одним из способов решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование на основе государственных программ. В связи с этим Правительством Российской Федерации была разработана Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства от 11 января 2008 г. № 28, в которой были определены основные цели и принципы формирования системы ипотечного жилищного кредитования с учётом российского законодательства и существующих социально-экономических условий, намечены конкретные направления деятельности.
Развитие ипотеки невозможно без тех или иных форм государственной поддержки:
Действительно, строительный комплекс страны в состоянии сегодня увеличить объёмы жилищного строительства лишь в 2,5-3 раза, в то время как платёжеспособный спрос на жильё за счёт введения механизмов ипотечного кредитования увеличится не менее чем в 5 раз.
Поэтому без государственного регулирования это жильё будет выкуплено гражданами с высокими доходами.
Анализ доходов населения и сложившихся цен на рынке жилья показывает, что сегодня (без ипотечного кредитования) лишь 1-1,2% населения обладают платёжеспособным спросом для приобретения жилья; ещё 0,3-0,5% населения обеспечиваются жильём за счёт средств бюджетов всех уровней.
Развитие массового ипотечного кредитования (без какой-либо государственной поддержки) увеличивает платёжеспособный спрос населения в 5-6 раз для приобретения жилья по социальным нормам и в 10-12 раз – для улучшения жилищных условий.
В то же время на рынке жилья наблюдается острый дефицит предложений.
Существующий вторичный рынок жилья не может быть основой массового ипотечного кредитования, поскольку жилищный фонд в Российской Федерации катастрофически стареет. В значительной степени он уже не соответствует современным представлениям о комфортности. Тем более не будет соответствовать им через 10-15 лет. Это ведёт к снижению ликвидности залога и является существенным фактором, понижающим надёжность ипотечных ценных бумаг.
В странах, где развито
ипотечное кредитование, государство
не только создаёт законодательно-
В решении государством
задач, связанных с макроэкономической
В настоящее время выработана стратеги государства в развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Её цель – создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке. Это позволит: увеличить платёжеспособный спрос граждан и сделать приобретение жилья доступным для основной части населения; активизировать рынок жилья; вовлечь в реальный экономический оборот приватизированное жильё; привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы; обеспечить развитие строительного комплекса; активизировать экономику страны в целом.
Система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования должна опираться на имеющийся международный опыт, быть адаптирована к российской законодательной базе, учитывать макроэкономические условия переходной экономики и ограниченную платёжеспособность населения.
Становление ипотечного
жилищного кредитования предусматривает
решение ряда фундаментальных задач.
Во-первых, совершенствование
Решение этих задач предусматривает: ориентацию ипотечного кредитования на ту категорию населения, которая нуждается в небольшом ипотечном кредите, что позволит обеспечить кредитами большое количество заёмщиков (доля населения, нуждающегося в небольших ипотечных кредитах, составляет не менее трети желающих улучшить свои жилищные условия), а также возможность оплаты нового жилья за счёт продажи имеющегося в собственности жилья.
Решающим шагом в развитии федерального законодательства по вопросам ипотечного жилищного кредитования стало принятие Гражданского кодекса Российской Федерации, который установил общие правила обеспечения кредитов залогом недвижимости (в том числе жилой). В дальнейшем предусмотрено принятие специальных федеральных законов, регулирующих вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также вопросы ипотеки (залога недвижимости). Кроме того, в целях создания благоприятной налоговой среды для развития ипотечного жилищного кредитования (как это предусмотрено Концепцией) принята и введена в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в которой решены вопросы налоговых льгот при определении налоговой базы для исчисления подоходного налога с физических лиц.