Характеристика инфляционных процессов в России в 1992-1998 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Цели данной курсовой работы:
- всестороннее достоверное изучение инфляционного процесса;
- выявление особенностей инфляции в российской экономике.
Исходя из целей, можно выделить следующие задачи:
- определить причины и природу инфляции;
- раскрыть механизм инфляции;
- выявить последствия инфляционного процесса;
- рассмотреть государственную систему антиинфляционных мер.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРИРОДА И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ 4
1.1 Сущность инфляции 4
1.2 Причины инфляции 4
1.3 Измерение инфляции 7
1.4 Виды инфляции 8
2. МЕХАНИЗМ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 12
2.1 Инфляция спроса и инфляция предложения 12
2.2 Социально-политические последствия инфляции 15
3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 18
3.1 Характеристика экономики России в 1993-1998 годах и
причины кризиса 18
3.2 Хронология кризиса 24
3.3 Банковский кризис – главная составляющая кризиса 1998 года 28
3.4 Последствия кризиса 1998 года в России 29
3.5 Меры правительства по преодолению последствий кризиса 33
4. КРИЗИСЫ 1998 ГОДА И 2007-2009 ГОДОВ:
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 38
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

3.4 Последствия кризиса  1998 года в России 

  Из  большого числа экономических и  политических последствий кризиса августа 1998 года, можно выделить следующее:

  1. Утрачено доверие инвесторов к платежеспособности и конкуренто-способности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских организаций. Также были снижены рейтинги российских коммерческих банков, что привело к серьезным затруднениям в сфере привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов. Усилился отток капитала из России. Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означало переход к инфляционному характеру финансирования. Это, в свою очередь, повысило темпы роста денежной массы, и сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.
  2. Произошли серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих банков вследствие отказа Правительства Российской Федерации от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45 млрд. рублей. К этому следует добавить косвенные потери, обусловленные неожиданной девальвацией рубля и  исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты, заключенных исходя из официальных обязательств ЦБ РФ по поддержанию обменного курса рубля в заданных пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год), эти потери могут быть оценены в несколько десятков миллиардов рублей. Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100 - 150 млрд. рублей. В результате многие, в том числе структурообразующие, банки стали неплатежеспособными. Значительная часть (по некоторым оценкам, до половины) коммерческих банков разорилась. По данным Департамента пруденциального надзора Центрального банка Российской Федерации, для восстановления банковской системы страны потребуется не менее 100 млрд. рублей. Вследствие отказа многих крупных банков под предлогом форс-мажорных обстоятельств от выполнения своих обязательств перед клиентами, банковская система страны утратила доверие населения, что имеет крайне негативные долгосрочные последствия не только для отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.
  3. Сократился объем ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися итогами года, по состоянию на 1 августа 1998 года, согласно официальным прогнозам: объем ВВП снизился на 50 - 77 млрд. рублей в ценах на 1 января 1998 г. (или 85 - 130 млрд. рублей в ценах на 1 декабря 1998 года); объем инвестиций сократился соответственно на 22,9, млрд. рублей или 38,9 млрд. рублей. Таким образом, общие потери ВВП, связанные с негативными последствиями решений от 17 августа, можно оценить в сумму свыше 300 млрд. рублей в текущих ценах.
  4. Усложнилась возможность решения проблемы государственного долга Российской Федерации. Утрата Российской Федерацией доверия инвесторов вследствие решений от 17 августа серьезно ухудшила возможности и условия привлечения новых займов, необходимых для рефинансирования текущих обязательств по обслуживанию государственного долга. В сочетании с практической невозможностью обслуживания обязательств по внутреннему долгу, это создает угрозу возникновения неплатежеспособности России по внешнему долгу.
  5. Произошла глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции. Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63 процента, по непродовольственным товарам - 85 процентов. В первом полугодии 1998 года рост потребительских цен был в 12 раз ниже - 4 процента, в 1997 году - всего 11 процентов. Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном выражении, обострение кризиса ликвидности и рост неплатежей. Для преодоления этих последствий, а также для стабилизации банковской системы в условиях массового оттока вкладов потребовалась значительная необеспеченная денежная эмиссия. Возникла угроза раскручивания инфляционной спирали с длительными негативными последствиями макроэкономической дестабилизации.
  6. Сократились реальные доходы и сбережения широких слоев населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие спровоцированного девальвацией рубля всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение доходов и рублевых сбережений, а также вследствие утраты сбережений в обанкротившихся банках или потери их части при переводе в Сберегательный банк Российской Федерации по схеме, предложенной согласно решению Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 года “О мерах по защите вкладов населения в банках”. В результате решений от 17 августа реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1 процента.Потери сбережений населения в банковских вкладах оцениваются Международной конфедерацией обществ потребителей в несколько десятков миллиардов рублей. Кроме того, для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тыс. человек, размеры трудоустройства безработных были на 31 тыс. человек (или на 23,5 процента) меньше, чем за аналогичный период 1997 года, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 млн. человек (или 11,5 процента от экономически активного населения).
 

  К политическим последствиям кризиса  августа 1998 года относится следующее:

  1. Усиление социального недовольства из-за инфляционного скачка. Причем, особенно сильно пострадали, как раз те слои и группы населения, которые являются сторонниками существующей социально-экономической и политической системы - новый средний класс (работники быстро растущей сферы услуг), мелкий бизнес и жители крупных городов.
  2. Резкое ослабление политических позиций Президента. Настаивая на утверждении С.В.Кириенко на посту премьера, Б.Н.Ельцин фактически взял на себя ответственность за результаты деятельности нового кабинета. Девальвация и дефолт стали мощным ударом по президенту, а увольнение кабинета и переплетение политического кризиса с финансовым, привело к новому снижению уровня доверия к Б.Н.Ельцину и укреплению политических позиций тех, кто требовал смены конституционного строя и переизбрания президента.
  3. Потеря веры в обществе в экономическую помощь и благие намерения западных стран – “Запад нам поможет”. Рост национального самосознания во всех слоях общества. Ориентация в первую очередь на собственные силы.
 

  Среди последствий кризиса можно так  же выделить и позитивные его стороны, оказавшие оздоравливающее воздействие на экономику:

  1. отсутствие спекулятивных источников дохода на рынке ГКО, сжатие рынка госбумаг заставило банки обратиться к реальной сфере, начать кредитовать промышленность. Для всех стала очевидна необходимость реструктуризации банковской системы;
  2. торгово-коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам в сравнении с производственным;
  3. девальвация рубля вызвала сокращение импорта товаров и тем самым открыла возможности для роста импортозамещающих отраслей. Все отрасли, способные производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не привлекавшие прежде западные кредитов и располагающие внутри страны базой сырья, материалов, компонентов, получили преимущества примерно на 2-3 года;
  4. до августа 1998 года аграрный сектор на рынке продовольствия на 25% состоял из импорта. Для такой страны, как Россия, естественна доля импорта примерно 10%. Разница - это рынок емкостью около 30 млрд. долл. в год, который должны занять отечественные производители.
 

3.5 Меры правительства  по преодолению  последствий кризиса 

     Взяв  в руки руководство правительством Российской Федерации, Е.М.Примаков стал выправлять ситуацию. Пришлось пойти  на неизбежную инфляцию, чтобы восстановить систему расчетов, ограничениями успокоили валютный рынок. Произошло постепенное замещение иностранных импортных товаров отечественной продукцией, ставшей вполне конкурентоспособной. Свободнее задышал бюджет, поскольку временно были прекращены платежи по долгам иностранным кредиторам. Правительству удалось частично погасить задолженности по зарплате и пенсиям. А вскоре подоспело и некоторое повышение цен на нефть на мировом рынке. Правительство, которое наладило нормальные отношения с Государственной думой, смогло в короткое время разработать вполне приличный бюджет на 1999 г., который не встретил оппозиции в парламенте. Все это способствовало началу экономического роста. Страна стала оживать. Зародилось доверие между российским обществом и российским правительством.

     Благодаря действиям нового правительства  РФ в конце 1998 года преодоление кризиса  пошло намного быстрее, чем предполагалось раннее.

     Основные  макроэкономические показатели свидетельствуют  о постепенной стабилизации: 
 

Основные  макроэкономические показатели (темпы реального прироста в %) 1999 г. 2000 г.
ВВП 3,2 3,5-4,0
Промышленность 81,0 5,0-5,2
Инвестиции  в основной капитал 1,0 6,0-7,0
Оборот  розничной торговли -7,7 4,5-5,0
Сальдо  счета текущих операций платежного баланса, в млрд. долларов США 25,4 25,3
 

     Промышленное  производство продолжает подниматься  во всех отраслях примерно на 8,1 % по сравнению  с 1998 годом. 

Темпы реального роста  промышленного производства 1999 год 2000 года к 1999 году
к 1998 году к 1997 году
Промышленность  – всего 108,1 102,5 105
Электроэнергетика 100,2 97,7 103,8
Топливная 102,4 99,8 100,2
Черная  металлургия 114,4 105,2 110,9
Цветная металлургия 108,5 103,1 109,7
Химическая  и нефтехимическая 121,7 112,5 103,2
Машиностроение 115,9 107,2 107
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 117,2 116,7 105
Промышленность  строительных материалов 107,7 101,5 103,9
Стекольная  и фарфорофаянсовая 119,5 118,7 111,3
Легкая 120,1 106,3 109
Пищевая 107,5 105,5 102,4
Мукомольно-крупяная и комбикормовая 99,7 94,7 100,2
Медицинская 111,1 106,1 114,4
Полиграфическая 106,8 104,8 109,6
Другие 109,1 103,2 106
 
 

     В 1999 году произошло небольшого повышения ВВП на 3,2%, хотя еще весной считалось, что сокращение продлится до 2000 года.

     Темпы роста инфляции к концу года удерживались в рамках 38-40%.

     Что касается рубля, то, несмотря на скромные резервы Центробанка (10,9 млрд. долл. в сентябре), удалось удержать его курс на уровне 26-28 руб. за доллар. Однако обменный курс рубля еще не стабилизировался, что объяснялось таким сопутствующим фактором, как напряженное положение с задолженностью государства. Внешняя задолженность (с обслуживанием долга за 1999 г.) составляет в общей сложности 170 млрд. долларов, что соответствует почти 62% ВВП. Из них 55 млрд. долл. приходятся на заимствования, сделанные после 1990 г.

     Вследствие  девальвации рубля российская продукция  смогла заменить западный импорт, прежде всего в области потребительских товаров. Конкурентоспособные российские производители продуктов питания вытесняют западных соперников. Рост инфляции, отмечавшийся в ходе девальвации рубля в 1998 г., ослабел. В 1999 году Ежемесячный рост цен установился примерно на уровне 1,5%. Развитие российского внутреннего рынка можно охарактеризовать как “рост, вызванный девальвацией”, когда рубль в течение года потерял ровно 3/4 своего валютного веса. Если же рассматривать этот подъем в общем, контексте имевшего место ранее спада производства, то возникает впечатление, что массированная девальвация национальной валюты в 1998 г. оказалась самым лучшим событием из того, что могло случиться с реальным сектором российской экономики.

     По  данным московского фонда общественного мнения, августовский кризис на конец 1999 года смогли преодолеть лишь 18% населения России. (рис. 5) Заработная плата в результате кризиса уменьшилась примерно в 3 раза. (рис.6) Из этих данных можно сделать вывод, что основной удар кризиса пришелся по населению страны. 

Рис.5 

Рис. 6 

     Заслуги Е.М.Примакова в стабилизации экономики  и общественно-политического развития России были столь значительны, что  не могли не получить положительной оценки даже от идеологических противников. Вот, что написал Евгений Ясин в статье «Рост и развитие российской экономики»:

     “Справедливость требует сказать о его действительных заслугах. Во-первых, Примаков был выдвинут как фигура, способная разрешить политический конфликт между коммунистами и Ельциным, позволяющая каждой стороне сохранить лицо, облечь в некую удобоваримую формулу сдвиг влево и поражение Ельцина вследствие им же допущенных ошибок. Примаков выполнил свою миссию, политическая cтабилизация состоялась, хотя бы на время. И это важно. Другой человек вряд ли смог бы решить эту задачу.

     Во-вторых, Примаков, не будучи монетаристом или, упаси Бог, либералом, проводил столь  жесткую финансовую политику, что  удержал страну на грани гиперинфляции, не допустил срыва финансовой стабилизации, достигнутой его предшественниками. В этом ему несомненную помощь оказали М. Задорнов, оставшийся министром финансов, и «новый–старый» председатель Центрального банка В. Геращенко. Эмиссия была, но в объективно необходимых, оправданных размерах. Конечно, помогала и безвыходность ситуации: кредитов больше не давали, а подходило время расчетов по ранее взятым займам. Сыграла свою роль и девальвация – рублевые долги обесценились, люди потеряли до 30% своих реальных доходов, но радовались, что уцененные зарплаты и пенсии стали платить вовремя. Левая, впервые дружественная правительству Государственная дума приняла жесткий бюджет. И при всем этом спасение финансовой системы – несомненная заслуга Примакова. 84% годовой инфляции после такого кризиса – это хороший результат….

     В-третьих, Примаков – человек честный, независимо от взглядов, – был жестко настроен против расхитителей государственных  средств, пользовавшихся близостью  к власти. И начал действовать  против них. Он открыл «военные» действия против Б. Березовского, в итоге обрел сильного врага и это, несомненно, ускорило его отставку. И даже не очень успешные действия против коррупции и «олигархии» заслуживают поддержки и признания”.

     Правительство Примакова было самым либеральным правительством в России, заявил директор Института экономического анализа Андрей Илларионов. По его словам, Примаков вряд ли является либералом, но "он смог продемонстрировать, к чему приводит проведение либерально-экономической политики в стране". Правительство Примакова не занималось госрегулированием, (за исключением валютного, за которое отвечает ЦБ), а также придерживалось политики плавающего курса рубля на 60-70 процентов обеспеченного валютными резервами. Не выпускались ценные бумаги и не было заключено соглашение с МВФ, что работало на экономический рост.

 

4. КРИЗИСЫ 1998 ГОДА  И 2007-2009 ГОДОВ:  ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

     Основные  обстоятельства кризисов. Каждый кризис по-своему внезапен. Россияне с этим в полной мере столкнулись как  в 1998-м, так и в 2008 году. Десять лет назад тоже возникала напряженность в мировой финансовой системе, но в основном в ее азиатской части. В воронку кризиса оказались втянуты не более десятка стран среднего уровня развития. В нашем хозяйстве нарастали серьезные проблемы. Но все это практически всеми, мягко скажем, недооценивалось. В итоге фондовый рынок тогда рухнул практически «без сопротивления», банковская система распалась на отдельные сегменты (даже из 200 крупнейших банков нормально операции осуществляли около половины, а множество банков просто обанкротилось.) Адекватных действий властей не наблюдалось, а проблемы распространились на всю экономику, затронув интересы миллионов людей.

Информация о работе Характеристика инфляционных процессов в России в 1992-1998 гг