Государственный кредит: необходимость, сущность, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были поставлены следующие цели: рассмотреть необходимость, сущность, экономическое значение и особенности государственного кредита. Для этого в работе поставлены следующие задачи: раскрыть его формы, классификацию; рассмотреть понятие государственного внутреннего и внешнего долга; охарактеризовать развитие государственного кредита, привести показатели за I квартал текущего года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………4
1 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и экономическое значение государственного кредита……….6
1.2 Формы государственного кредита и их сущность…………………....…...8
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………….………………………………...11
2.1. Государственный кредит как экономическая категория…..………11
2.2. Государственный кредит как финансовая категория………….......12
2.3. Классификация государственных займов…………………………….....14
2.4. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг 17
3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….................24
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь………..24
3.2 Показатели I квартала 2007г…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

По  выигрышным займам держатели облигаций  получают весь доход в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попадают в тиражи выигрышей, то есть выплата доходов по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получить стабильный доход, а не полагаться на волю случая.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.

Беспроигрышные  выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш попадает на каждую облигацию.

Беспроцентные (целевые) займы предусматривают  выплату дохода держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется. Целевые займы могут проводиться на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население.

Местные органы власти могут проводить займы  общего назначения и целевые - на финансирование капитальных вложений; развитие городской инфраструктуры, коммуникаций; осуществление работ по охране окружающей среды; жилищно-социальные и другие нужды.

6.По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. В 1958 году широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально такие займы являются добровольными, но их реализация происходит под давлением со стороны органов власти, что по сути делает их обязательными.

7.По оформлению бывают займы облигационные и безоблигационные. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются: путем записей в долговых книгах; подписанием договоров и соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне. Безоблигационные займы фактически являются бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия.

Обращение части сберегательных вкладов населения в государственные займы выделяется как специфическая форма государственного кредита. Это в связи с тем, что в отличие от государственных займов, когда физические и юридические лица самостоятельно и за счет собственных временно свободных денежных средств покупают ценные бумаги государства, превращение части сберегательных вкладов населения в кредит государству осуществляется при помощи посредника (сберегательного банка), который распоряжается, в свою очередь, не собственными, а заемными средствами и при этом без ведома их реального владельца.

8.В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, бывают обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

9.В настоящее время ставится вопрос о целесообразности применения казначейских ссуд. В данном случае государственные органы могут оказывать предприятиям и организациям финансовую помощь, но на началах срочности, платности, возвратности. Бюджетные отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях.

Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях (по срокам и уровню процента) в случае финансовых затруднений предприятий  и хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации. Эти ссуды не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т.п.

 

 

2.4 Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг

Из  общей суммы государственных  кредитов образуется государственный  долг. Государственный долг - сумма задолженности по выкупленным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты.

Размер  государственного долга находится  в прямой зависимости от операций по получению новых займов и условий их предоставления с одной стороны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с дугой стороны.

Обслуживание  государственного долга предусматривает  выплату процентов, выкуп или  иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Это обслуживание осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все указанные операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк.

В зависимости  от сферы применения кредита различают  внутренний и внешний государственный долг, между которыми существует тесная взаимосвязь.

Поскольку, как правило, расходы государственного бюджета превышают доходы, то государство постоянно осуществляет заимствования у населения и субъектов хозяйствования внутри страны, что ведет к росту внутреннего государственного долга, то есть внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны.

В Законе Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года N 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», в статье 28 установлено, что в 2007 году:

1. Размер  прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от валового внутреннего продукта;

2. Задолженность  по кредитам, предоставленным Национальным  банком Республики Беларусь на  финансирование дефицита республиканского  бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг в 1991 - 2003 годах, реструктуризируется посредством эмиссии государственных ценных бумаг в порядке и размерах, установленных Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь.

Далее, в приложении 4 Закона, предусмотрены следующие цифры расходов по: обслуживанию государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления - 381 802 863,0 тыс. белорусских рублей, в том числе - обслуживание внутреннего государственного долга – 276 470 463,0 тыс. белорусских рублей, обслуживание внешнего государственного долга – 105 332 400,0 тыс. белорусских рублей.

Управление  внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов и предполагает осуществление мероприятий по получению и возврату внешних кредитов.

Согласно  Закону Республики Беларусь от 27 мая 1993 года N 2328-XII «О внутреннем государственном  долге Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 24.09.1996 N 615-XIII), управление государственным долгом осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство финансов. Одной из важных задач в этой области является контроль за темпами увеличения государственного долга, их ограничение, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.

При значительном росте государственной  задолженности и неснижающемся дефиците государство может осуществлять рефинансирование государственного долга. Рефинансирование означает погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Как инструмент управления государственным  долгом может использоваться конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия означает изменение условий доходности займов в сторону уменьшения или увеличения. Если процентная ставка по обслуживанию государственного долга (ценные бумаги) выше темпов роста ВВП, то это означает, что все большая доля ВВП уходит на обслуживание государственного долга.

Консолидация займов означает изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. (например, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные).

Обмен облигаций по регрессивному соотношению предполагает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату доходов. Этим отличается отсрочка от консолидации займов, при которой владельцем облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил. Так, в 1918 году правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы.

Наиболее  простым средством, смягчающим тяготы по обслуживанию государственного долга, выступает максимизация налоговых поступлений. Для начала сумма налогов и сборов (Т) не должна быть меньше выплат (проценты плюс часть основного долга, срок оплаты которого наступил), связанных с обслуживанием государственного долга (N). Тогда соотношение N /Y выглядит как минимальная граница налогообложения:

Т — Y            N — Y

При этом надо учитывать, что государство  кроме платежей по обслуживанию государственного долга (N) всегда несет и другие расходы (G - государственные закупки; F - социальные трансферты). Поэтому минимальная граница налогообложения определяется следующим образом:

Т   N   G   F — > — + — > — Y     Y    Y    Y

Важнейшим макроэкономическим показателем выступают величина и динамика государственного долга, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.

Государственный долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени. Государственный долг отражается в СНС. Исходной причиной его образования выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию. При экспертной оценке государственного долга сравнивают, с одной стороны, общую сумму задолженности, расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, с другой - объем ВВП, объем экспорта, расходы госбюджета и т. п. В итоге получаем соответствующие показатели, отражающие состояние государственного долга на определенную дату.

 

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

ДЕФИЦИТНОЕ  ФИНАНСИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

   

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЙМ (ОБЛИГАЦИИ)

 

↑↓

   

КРЕДИТ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

   

ДРУГИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ (ГКО,ГДО и т.д.)

   
   

ДРУГИЕ ФОРМЫ  ЗАИМСТВОВАНИЯ

   

 

Рис. 1 Формирование государственного долга

 

Что касается функций государственного долга, то принято выделять:

а) фискальную, т. е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций;

б) стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы).

В качестве основных компонентов внутреннего  государственного долга выделяют:

а) кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»). Работа печатного станка может осуществляться в пределах объективной потребности национальной экономики в дополнительной денежной массе вслед за возрастанием ВВП. Но кредитная эмиссия в пользу правительства уменьшает возможности Центрального банка для рефинансирования национальной банковской системы.

б) кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т. п.);

в) объем  продаж государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО), распространяемых среди юридических лиц;

г) облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц;

д) казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т. п.);

е) просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;

ж) вклады населения в государственном сбербанке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Информация о работе Государственный кредит: необходимость, сущность, формы