Функции и операции Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.
Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.
При этом не нужно пренебрегать и богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического развития различны, но, тем не менее, они имеют много и сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка может быть успешна, использована для совершенствования построения и функционирования Банка России.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы функционирования Центрального Банка РФ
1.1. История развития
1.2. Правовой статус
Глава 2. Функции и операции Банка России
2.1. Функции Банка России
2.2. Операции банка России
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Tsentralny_Bank_Rossii_pravovoy_status_tseli_d.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Регулирование кредитных организаций - это система  мер, посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное и  безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции  надзора и контроля над деятельностью  коммерческих банков Банк России:

- устанавливает обязательные  для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

- регистрирует кредитные  организации в Книге государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может устанавливать  им обязательные нормативы:

1) минимальный размер  уставного капитала для вновь  создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер  не денежной части уставного  капитала;

3) максимальный размер  риска на одного заемщика или  группу связанных заемщиков; 

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер  риска на одного кредитора  (вкладчика);

6) нормативы ликвидности  кредитной организации; 

7) нормативы достаточности  капитала;

8) максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) населения;

9) размеры валютного,  процентного и иных рисков;

10) минимальный размер  резервов, создаваемых под высокорисковые  активы;

11) нормативы использования  собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других  юридических лиц; 

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих  функций в области банковского  надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций  и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Банк России устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

  В период регулирования обязательных резервов допускается исправление кредитной организацией документов, представленных в составе Расчета (при обнаружении ошибок территориальным учреждением Банка России либо кредитной организацией). Исправленный Расчет сопровождается объяснениями, содержащими сведения о произведенных изменениях, подписанными уполномоченными лицами кредитной организации, или содержащими код аутентификации электронного сообщения.5

Учредители - юридические  лица должны быть зарегистрированы в  установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации  требуется предварительное согласие Банка России.

Формирование уставного  капитала за счет иностранных инвестиций также требует разрешения Банка  России.

Вклады в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и здание, в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы.

Лицензия на право  осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление  операций в иностранной валюте или  после ее получения.

Кредитные организации, ходатайствующие о расширении своей  деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

Важнейшей функцией Центрального банка является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Деньги выступают как эквивалент товарно-материальных ценностей и сами должны иметь материальные формы. Такими формами могут быть металлические монеты, бумажные купюры, записи на банковских счетах или записи на магнитных носителях, когда денежные остатки и переводы отражаются в компьютерах. Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

Коммерческие банки  получают в ЦБ РФ ссуды в порядке  рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.

Под рефинансированием  банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита.

Банком России разработаны и в настоящее  время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций.

 

Кредитные аукционы. До 1994 г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3 % независимо от кредитоспособности заемщика.

Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные кредиты.

11 апреля 2005 года  Банк России в целях предоставления  кредитным организациям возможности  для эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов возобновил практику проведения операций ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на срок 7 календарных дней без права досрочного возврата по фиксированной процентной ставке, которая устанавливается равной средневзвешенной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона. В случае, если последние два аукциона признаны несостоявшимися, ломбардные кредиты Банка России на срок 7 календарных дней предоставляются по процентной ставке 8% годовых.

Ломбардный кредит - это  форма рефинансирования, при которой  ЦБ РФ предоставляет ссуды под  залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью (ипотека), ломбардные операции являются ссудами под залог движимого имущества. Предметом залога выступают в первую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.

Список ценных бумаг, принимаемых к залогу, определяется ЦБ РФ. Это, как правило, государственные  ценные бумаги, но в отдельных случаях  могут быть и корпоративные ценные бумаги.

 

 

Заключение

 

В работе была сделана  попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку  он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции  и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового  положения Банка России в настоящее  время является то, что осуществление  его административных прав и хозяйственной  деятельности подчинены решению  одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия  к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас  Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, явственно  вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным  Банком РФ. Возникает опасность, что  централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.

 

Список используемых источников и литературы

 

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 г.
  3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" с изменениями от 3.02.2004 г.№395-1-ФЗ
  4. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.2003 г. № 40-ФЗ.
  5. Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" от 8.07.2004 г. № 144-ФЗ.
  6. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9.10.2003 г. № 3615-1
  7. Инструкция Банка России "О порядке регулирования деятельности банков" от 1.10.2002 г. № 1
  8. Инструкция Банка России "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации" от 2.07.2006 г.
  9. Анализ деятельности коммерческого банка. Под ред. С.И. Кумок. М.: Вече, 2002.
  10. Ачкасов А.И. Балансы коммерческих банков и методы их анализа. – М.: Консалтбанкир, 2000.
  11. Банки с государственным участием: проблемы и перспективы / Авт. Коллектив под руководством А.Хандуева // материалы к заседанию Экспертного совета по банковской деятельности и валютному рынку, М., 2000.
  12. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  13. . Официальный сайт Центрального Банка России http://www.cbr.ru

1 Финансы, Денежное обращение и кредит, учебник.-2-е изд., перераб. и доп./ В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, стр.551

2 Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга 1. – М.:ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКА», 2001.-с.440

3 Превентивный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1983. – с.512.

4 Формальные условия предоставления и погашения кредитов определяются Положением о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг от 6 марта 1998 г. №19-П.

Информация о работе Функции и операции Банка России