Функции банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:46, реферат

Описание работы

Цель работы - детально проанализировать действующее законодательство о ЦБ РФ. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) определение целей и задач деятельности и функций Банка России;
2) характеристика Банка России как государственного органа регулирования банковской деятельности;
3) обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением.

Файлы: 1 файл

Реферат по Банку.docx

— 36.30 Кб (Скачать файл)

Введение

          Актуальность темы работы состоит в особом положении центральных банков в банковской системе соответствующей страны. Тема работы рассматривается на примере Банка России. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Вопросы его организации и функционирования могут быть также урегулированы актами Президента Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

          Предметом исследования в работе выступает банковская система Российской Федерации, во главе которой стоит Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

          Объект исследования - деятельность Банка России как государственного органа, осуществляющего контрольные и надзорные функции в банковской системе.

          Цель работы - детально проанализировать действующее законодательство о ЦБ РФ.

         Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) определение целей и задач деятельности и функций Банка России;

2) характеристика Банка России как государственного органа регулирования банковской деятельности;

3) обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением.

 

 

 

 

 

1. Правовое положение  Банка России и организация  его деятельности

1.1 Цели и задачи деятельности и функции Банка России

         Государственное управление - это общественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность населения данного государства с целью реализации государственной политики.

          В условиях современного состояния правовой науки и развития российского государственного аппарат понимание функции государственного управления исключительно как функции исполнительных органов государства, а аппарата государства как совокупности исполнительных государственных органов устарело и не отражает существующую действительность. Сегодня функции государственного управления в различных формах осуществляют и законодательные, и исполнительные, и судебные органы государства, и органы государства с «особым статусом».

          Таким образом, понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так же как и «орган государственного управления» шире понятия «исполнительный орган». Все органы исполнительной власти - это органы государственного управления, но не все органы государственного управления - исполнительные органы государства.

          В то же время «аппарат государства» и «аппарат государственного управления» идентичные понятия, как и понятия «орган государства» и «орган государственного управления».

          В настоящее время принято следующее определение понятия «орган государственного управления» - это организационно и структурно обособленная часть государственного аппарата, созданная в порядке, предусмотренном конкретным нормативно-правовым актом, с целью осуществления управленческих функций государства в отдельных сферах общественной жизни, и наделенная для этого в соответствии с законом государственно-властными полномочиями, которые она реализует строго в рамках своей компетенции в установленной форме, и состоящая из государственных служащих.

         В Конституции Российской Федерации, 75-я статья которой говорит об основной функции Центрального банка Российской Федерации, указано, что он осуществляет ее независимо от других органов государственной власти. Ключевым словом в этой правовой норме является слово других. Конституция Российской Федерации прямо указывает здесь, что Центральный банк Российской Федерации является одним из существующих органов государственной власти, и он осуществляет свою основную функцию независимо от других органов. В таком случае, 75-я статья Конституции Российской Федерации прямо и однозначно указывает на то, что Центральный банк Российской Федерации следует относить к органам государственной власти (а не называть федеральной экономической службой или федеральным банком). Это важно для дальнейшего рассмотрения статуса Центрального банка Российской Федерации и его отношений с Правительством Российской Федерации и другими органами государственной власти.

        Толкование и анализ текста Конституции чрезвычайно важны для правильного определения статуса Центрального банка Российской Федерации и основы его взаимоотношений с другими органами государственной власти. И вряд ли правомерно ограничиваться анализом и толкованием ст. 75 Конституции Российской Федерации, единственной статьи, где именно определяются функции и статус Центрального банка Российской Федерации. Представляется, что необходимо также рассматривать статьи 10, 11, 15, 16, 80, 81, 85, 102, 103, 104, 110 и 114, так как в них записаны нормы, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к пониманию и определению статуса Центрального банка Российской Федерации. Конечно, ст. 75 имеет особое значение. Именно она имеет норму, подтверждающую, что Центральный банк Российской Федерации имеет особый статус, гарантирующий ему независимость от вмешательства со стороны других органов государственной власти. Согласно Конституции Российской Федерации, только Центральному банку Российской Федерации дано исключительное право на осуществление эмиссии наличных денег в Российской Федерации. И только ему дано право на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Что не исключает того, что другие органы государственной власти могут принимать активное участие в совместных мероприятиях по защите устойчивости рубля, которая зависит от очень многих факторов.

            Тем не менее, несмотря на то, что устойчивость национальной валюты зависит от многих факторов и действий многих органов государственной власти, органов исполнительной, законодательной и даже судебной власти, Конституция Российской Федерации прямо указывает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. С одной стороны, эта норма, несомненно, означает, что Конституция ограничивает возможность для неконтролируемой эмиссии (например, Правительством Российской Федерации для покрытия своих расходов или финансирования каких-либо программ исполнительной власти). Эту норму следует рассматривать как запрет для других органов государственной власти вторгаться в вопросы эмиссии. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

         Конституционное значение независимого положения Центрального банка Российской Федерации имеет огромное самостоятельное значение для определения конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации. Толкование конституционного значения независимости Центрального банка невозможно без анализа значения слова независимо в 75-й статье Конституции Российской Федерации.

При изучении особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации важным является пункт «ж» ст. 71 Конституции, которая определяет, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Единство экономического пространства, что обеспечивает, в том числе и единство денежной системы, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком, и соответственно ни один орган власти субъекта Российской Федерации не может вторгаться в сферу деятельности Центрального банка Российской Федерации. Например, Центральный банк Российской Федерации до недавнего времени был одним из федеральных органов государственной власти, который смог выстроить четкую и полностью контролируемую систему своих подразделений, находящихся в субъектах федерации, и обеспечить их защиту от попыток местных органов власти вмешиваться в их работу или даже влиять на назначение руководителей территориальных управлений Центрального банка. Это необходимо признать как безусловную заслугу руководства Центрального банка Российской Федерации.

          Ключевое положение ст. 75 Конституции - «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Из этого вытекает, что у Центрального банка существуют основные и не основные функции. Ясно, что основная функция, установленная Конституцией, является чрезвычайно важной. Очевидно, что практически невозможно разграничить разные функции и установить разный уровень независимости, так как ущемление его прав в каких-то областях (которые могут казаться не особенно важными), может повлечь за собой сложности и трудности при выполнении его основной функции. Более всего нас интересует то, что эта норма определяет, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет эту функцию независимо. Несомненно, это сделано, чтобы оградить Центральный банк Российской Федерации от угрозы получения инструкций со стороны других органов государственной власти (на осуществление чрезмерной эмиссии для покрытия недостатка средств в бюджете). Количество стран, где такое до сих пор возможно, неуклонно сокращается, и в настоящее время такое положение сохраняется, например, в Швеции (где органы законодательной власти могут давать инструкции) и в Канаде (где исполнительная власть может влиять на деятельность центрального банка).

           Конституционное закрепление определенных функций Центрального банка и независимости Центрального банка Российской Федерации от других органов государственной власти играет решающую роль в выполнении им своей основной конституционной функции. Следует подчеркнуть, что конституционное закрепление имеет определённую цель - обеспечение защиты Центрального банка Российской Федерации от вторжения в его компетенцию со стороны как федеральных, так и местных органов.

          В то же время следует понимать, что независимость Центрального банка Российской Федерации от других государственных органов - не самоцель, а инструмент для того, чтобы сделать рубль устойчивым. У этой независимости есть пределы и ограничения: если эта независимость в каком-то проявлении будет ставить под угрозу стабильность рубля, тогда руководству Центрального банка и другим органам государственной власти надо будет искать выход из этой ситуации, но без ущерба его способности осуществлять денежную эмиссию и продолжать обеспечивать устойчивость рубля независимо от других органов власти. Причём главную роль в этом может сыграть Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации через консультации с руководством Центрального банка Российской Федерации о возможности каких-то изменений в его работе, улучшении ситуации в финансовой и банковской системе. Кроме того, Правительство Российской Федерации или депутаты Государственной думы могут вносить поправки в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

          Итак, в соответствии с п, «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. В ст. 75 Конституции РФ закреплены еще два важных положения, непосредственно относящиеся к Банку России: а) денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ; б) защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией ЦБ РФ, которую он выполняет независимо от других органов государственной власти.

Приведенные конституционные нормы конкретизированы Законом о Банке России. Им установлено, что Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.

          Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями ив порядке, которые установлены Законом о Банке России, ЦБ РФ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб.

          Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральными законами. Банк     России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

         Цели деятельности Банка России:

а) защита и обеспечение устойчивости рубля;

б) развитие и укрепление банковской системы РФ;

в) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Законом особо подчеркивается, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

1.2 Функционирование  Банка России как государственного  органа регулирования банковской  деятельности

         Особенностью правового статуса Банка России является наделение последнего государственно-властными полномочиями по управлению банковской системой страны с одновременной обязанностью осуществлять расходы (не только хозяйственные, но и управленческие, которые неизбежны в результате выполнения публичных функций) за счет собственных доходов. Это накладывает отпечаток и на компетенцию ЦБ РФ, основные направления которой указаны в Законе о Банке России; могут быть разделены на две группы:1) направления компетенции Банка России как органа управления банковской системой;2) направления компетенции Банка России как субъекта, имеющего право осуществлять определенный круг банковских операций и сделок.

         В рамках первого направления компетенции Банк России, являясь центром отечественной банковской системы:

а) организует на территории РФ наличное денежное обращение,

б) проводит денежно-кредитную политику,

в) организует безналичные расчеты,

г) осуществляет банковское регулирование и банковский надзор,

д) взаимодействует с кредитными организациями,

е) выполняет ряд внешнеэкономических функций.

         В целях организации наличного денежного обращения Банк России составляет прогноз кассовых оборотов и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монеты Банка России, создает их резервные фонды; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядок их уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определяет порядок ведения кассовых операций.

           Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца принимает Совет директоров, он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Информация о работе Функции банков