Формы сельскохозяйственного кредита в России в период перехода к рыночным отношениям хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:36, доклад

Описание работы

В периоды центрального планового развития экономики займы сельскохозяйственных предприятий для кредитных организаций носили некоммерческий характер. Для определения размера кредита хозяйства банку предоставляли годовой расчет потребности в краткосрочных кредитах в квартальном разрезе, исходя из плановых затрат, выхода продукции и остатков кредитуемых товарно-материальных ценностей. В нем нередко допускались значительные завышения потребности в заемных средствах. При невыполнении плана производства валовой продукции кредит автоматически вовлекался в возмещение затрат, не окупавшихся продукцией, т. е. в покрытие убытков. В результате происходило увеличение себестоимости продукции, а кредиты компенсировали бесхозяйственность.

Файлы: 1 файл

ФОРМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

ФОРМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В периоды центрального планового развития экономики займы сельскохозяйственных предприятий для кредитных организаций носили некоммерческий характер. Для определения размера кредита хозяйства банку предоставляли годовой расчет потребности в краткосрочных кредитах в квартальном разрезе, исходя из плановых затрат, выхода продукции и остатков кредитуемых товарно-материальных ценностей. В нем нередко допускались значительные завышения потребности в заемных средствах. При невыполнении плана производства валовой продукции кредит автоматически вовлекался в возмещение затрат, не окупавшихся продукцией, т. е. в покрытие убытков. В результате происходило увеличение себестоимости продукции, а кредиты компенсировали бесхозяйственность.

В соответствии с экономической политикой централизованного планового управления по сельскохозяйственным предприятиям периодически проводились пролонгирования и списания долгов. Последнее происходило путем перечисления банку бюджетных средств, в размере «плохих» долгов аграрного сектора. Такая система неизбежно порождала финансовую безответственность и иждивенчество хозяйствующих субъектов, формировала особый стереотип поведения руководителей хозяйств.

К началу развития рыночных реформ в стране сельское хозяйство неизбежно столкнулось с отсутствием адекватной кредитной системы и с абсолютной неготовностью участников кредитного процесса адаптироваться к коммерческим отношениям. В сложившейся ситуации обеспечение аграрного сектора заемными средствами стало проводиться при помощи субсидированного кредитования, что и определило направление развития системы сельскохозяйственного кредита в последующие годы.

Изначально государство предоставляло аграриям так называемый льготный централизованный кредит. В 1992 г. еще функционировавшим в тот момент колхозам и совхозам выделялся кредит за счет федеральных источников под 28% годовых, фермерам — под 8%'. Указанный кредит был льготным не только по процентам, но и по срокам погашения. Он выдавался почти на год, в то время как средние сроки краткосрочного займа по стране были в 6 раз меньшими. Разница между официально установленными и применявшимися процентными ставками компенсировалась банкам из федерального бюджета.

Хотя кредит размещался через уполномоченные банки (в основном Агропромбанк), реально его распределяли по заемщикам управления сельского хозяйства, которые стали увязывать выделение централизованных кредитов с поставками продукции в федеральные и региональные фонды. Это означало, что единственный на тот момент источник для сельскохозяйственных товаропроизводителей — кредит превратился в рычаг сдерживания коммерциализации производства, его структурной перестройки, формирования альтернативных каналов сбыта и т. д.

В 1994 г. централизованные кредиты сохранились, но уже под процент, равный учетной ставке ЦБ РФ. Однако схема кредитования претерпела некоторые изменения. Так, уполномоченным банкам было дано право отвергать неплатежеспособные, по их мнению, хозяйства. Кроме того, банки стали брать под сезонный кредит залоги, которые в основном представляли собой скот и сельскохозяйственную технику.

Весной 1995 г. бюджетная ситуация в стране не позволила выделить аграрному сектору централизованные кредиты для посевных работ, а собственных средств у села не было. В этой ситуации Министерство финансов РФ разработало схему товарного кредитования. Нефтяным компаниям было предложено сельскохозяйственным производителям поставить горюче-смазочные материалы в порядке погашения их задолженности перед федеральным бюджетом. Таким образом, сельское хозяйство получало основной ресурс для посевной и обязывалось возвратить долг бюджету в конце сезона. Возник своеобразный беспроцентный кредит аграрному сектору за счет отсрочки поступлений платежей в доходную часть государственного бюджета.

В 1995 г. было разрешено через заготовительные организации предоставлять хозяйствам авансы под продукцию, поставляемую в федеральные и региональные продовольственные фонды. Эти авансы выдавались на срок до поступления урожая и в известной мере выполняли функции кредита.

Вместе с тем в отличие от обычного банковского кредита авансирование закупок и товарный кредит не в полной мере удовлетворяли потребности хозяйств в заемных средствах и не обеспечивали эффективное соблюдение принципов кредитования. Эти формы ограничивали свободу и маневренность хозяйств в использовании полученных ресурсов с учетом конкретно складывающихся условий хозяйственной деятельности. Кроме того, по установленным правилам эти кредиты должны были предоставляться при недостатке у хозяйств собственных средств. Однако механизм соблюдения такого условия и учета общего финансового состояния предприятий отсутствовал, что нередко приводило к злоупотреблениям.

С 1997 г. стал действовать порядок финансирования посевных и уборочных работ, который не предусматривал бесконтрольных вливаний государственных ресурсов в виде бессрочных и беспроцентных кредитов. Бюджетные средства стали передаваться в фонд льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, откуда аграрный комплекс мог получать денежные ресурсы с последующим возвратом их до конца финансового года. В 1998 г. указанный фонд формировался в соответствии с порядком, определенным Министерством финансов РФ, за счет средств федерального бюджета в размере 1300 млн. руб.; средств от продажи облигаций субъектов РФ по погашению задолженности по товарному кредиту, полученному сельскохозяйственными товаропроизводителями в 1996 г.; средств, поступивших в виде платы за пользование товарным кредитом, а также средств, возвращенных в счет погашения кредитов, выделенных в 1992 г. из федерального бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам, и сумм в виде платы за пользование ими. Обеспечение заемными средствами за счет льготного фонда осуществлялось с уплатой процентов в размере 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс установленный размер маржи (в 1997 г. — 4%; в 1998 и 1999 гг. — 3%).

Со средствами фонда льготного кредитования сельхозпроизводителей работали банки, которые были официальными победителями специального тендера на право его обслуживания.

Например, в 1999 г. со средствами специального фонда работали 5 банков-агентов: Альфа-Банк, банк «Возрождение», СобинБанк и Росбанк, АКБ «СБС-АГРО». В общей сложности крестьяне, переработчики, областные продовольственные корпорации и администрации на начало сентября 1999 г. из спецфонда льготного кредитования получили около 4 млрд.  руб. (при годовом лимите 5 млрд).

В настоящее время создание и развитие эффективной финансово-кредитной системы для поддержки аграрного сектора экономики является задачей государственной значимости и продиктовано экономическими законами развития рынка в целом и продовольственного рынка в частности. В условиях банкротства и ликвидации АКБ «СБС-АГРО» — крупнейшего коммерческого банка, специализировавшегося на деятельности в аграрном секторе, характеризовавшейся недостаточной эффективностью функционирования фонда льготного кредитования, связанной с низким возвратом кредитных ресурсов, а также несоответствием объемов средств данного фонда потребностям хозяйствующих субъектов, осуществляется работа по реформированию национальной кредитной системы АПК.


Информация о работе Формы сельскохозяйственного кредита в России в период перехода к рыночным отношениям хозяйствования