Финансовая система и ее элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие финансовой системы
3. Элементы финансовой системы
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная 3 банк.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)
    1. Введение.

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение  денежных средств в экономике  страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической  системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком  денежных средств.

Содержание и структура  финансовой системы по-разному трактуется в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие «финансовая система» определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует  обратить внимание на ограниченность этого определения, так как оно  связывает финансовую систему только с её институциональными элементами. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение  денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Напротив, в отечественной  литературе превалирует функциональный подход к содержанию финансовой системы. Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев  финансовых отношений, обладающих особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств. В основу трактовки  финансовой системы положен принцип  наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических  финансовых отношений. Необходимость  выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений  в образовании, распределении и  перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.

 

  1. Понятие финансовой системы

Финансовая система –  это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев  финансовой системы, связанная с  образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств, это единая система, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев, т.е. национальном доходе создаваемом в сфере материального производства.

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных  денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют  свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как  на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное  отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая  система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

В зависимости от методов  формирования доходов экономических  субъектов финансовую систему принято  подразделять на сферы централизованных финансов (т. е. публичные финансы) и  децентрализованных (финансы организаций  и финансы домохозяйств).

Централизованные финансы  – экономические отношения, связанные  с формированием и использованием фондов денежных средств государства  аккумулируемых в государственной  бюджетной системе и правительственных  внебюджетных фондах.

Под децентрализованными  финансами – понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот  денежных фондов предприятия.

В каждой из выделенных сфер используются специфические формы  и методы образования и использования  финансовых ресурсов; каждая из них  имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений .

В зависимости от механизма  формирования и использовании финансовых ресурсов выделяют три обособленные системы финансовых отношений:

финансы организаций (хозяйствующих  субъектов);

публичные финансы (государственные  и муниципальные),

финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы в свою очередь  подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и использования  денежных фондов у конкретных экономических  субъектов, например, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и т. п.

Основой финансовой системы  являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере  формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть  этих ресурсов, определяется в соответствии с нормами финансового права  в доходы бюджетов всех уровней и  во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются  материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется  прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального  развития общества.

Финансовая система государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.     Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев, которые можно разбить на две подсистемы:

1) Общегосударственные финансы: (государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый  рынок.

2) Финансы хозяйствующих субъектов: (государственных, муниципальных,  частных, акционерных, общественных).

Можно утверждать, что каждое звено  финансовой системы является независимым  её элементом, но эта самостоятельность  относительна.

 Исходя из вышеизложенного, финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.

В современной западной экономической  литературе под финансовой системой чаще всего понимается совокупность финансовых институтов (посредников) и  органов, контролирующих и регулирующих их деятельность.

 

  1. Элементы финансовой системы

Финансовая система рассматривается  с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную  совокупность финансовых отношений  и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев, в свою очередь, сфера характеризует  обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений.

Финансовая система  включает три основных звена или элемента: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы  состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов  и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству  выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время  и политические). Он  состоит из бюджета правительства и местных  бюджетов (области, города, района, поселкового  совета). Поэтому утверждение государственных  бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства  пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Структура расходной  части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное  управление. 
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и  нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды  – важная составная часть общей  системы денежных фондов, функционирующая  в народном хозяйстве.

Фондовая форма  использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями  расширенного воспроизводства и  обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

– позволяет теснее увязать потребности людей с  экономическими возможностями общества; 
– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

– дает возможность  полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Центральное место  в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью  государство оказывает воздействие  на экономические процессы.

В силу своего особого  положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при  необходимости помощь.

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. Это  обусловлено сочинением объективных  причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений  и существование государства  как субъекта этих отношений. В отличие  от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически  связаны функционированием государства.

В связи с этим элементы финансовой системы представляет собой  совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовые системы включают следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  страхования, фондовый рынок финансы  предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две  подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Исходя из вышеизложенного можно дать определение:

  1. Микроуровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.
  2.   Макроуровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет. В бюджете находят органическую увязку основные финансовые институты: налоги, займы и расходы. Посредством  бюджета государство обеспечивает достижение стратегических целей во внутренней и внешней политике. Государственный  бюджет используется государством для  вмешательства в экономическую  жизнь. Через механизм системы бюджетных  доходов и расходов государство  оказывает воздействие на общественное воспроизводство в целях стимулирования экономического роста, занятости, поддержания  необходимого уровня потребления как  индивидуального, так и общественного  товара.

Важная роль, которую выполняет  государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации  в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами  их использования являются бюджетные  и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении  экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования  и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Информация о работе Финансовая система и ее элементы