Центральный банк РФ. Органы и структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Содержание работы

Введение 2
1 Краткая информация о банках РФ 3
1.1 Понятие и виды банков 3
1.2 Краткая история Банка России. 5
2 Функции и структура управления Центрального Банка РФ 7
2.1 Статус Центрального Банка РФ 7
2.2 Организационная структура и органы управления ЦБ РФ 8
2.3 Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ 10
3 Кредитно-денежная политика Центрального Банка 14
3.1 Функция кредитно-денежного регулирования и
банковского надзора ЦБ РФ 14
3.2. Регулирование деятельности кредитных институтов 16
Заключение 19
Список используемых источников 20

Файлы: 1 файл

готовый ДБК.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Выполняя функцию финансового  агента Правительства, Центральный  Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных  бюджетных средств, ведение учета  и отчетности. В основу кассового  исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Единство кассы предоставляет  Министерству финансов возможность  осуществлять постоянный контроль над  поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных  бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Финансирование кредитно-банковских институтов

Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»). Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Так как функция кредитно-денежного  регулирования и банковского  надзора включает в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным вынести её в качестве отдельной главы в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Кредитно-денежная политика Центрального Банка

3.1 Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора ЦБ РФ

Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).

ЦБ использует при  проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами  кредитно-денежной политики ЦБ являются:

  1. Изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ;
  2. Регулирование официальной учетной ставки;
  3. Проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые  решает ЦБ на том или ином этапе  развития страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБ образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов – это обязательная норма вкладов  коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБ РФ, изменяя нормы  обязательных резервов, оказывает влияние  на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Учётная ставка. Среди  инструментов регулирования денежно-кредитной  сферы Центральными Банками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок  ссудных капиталов (и в зависимости  от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк – заёмщик) и по вертикали (ЦБ – коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центральным Банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной  ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, то есть политика «дорогих денег», ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически  все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Операции с ценными  бумагами и иностранной валютой. Операции на открытом рынке – купля-продажа  по заранее установленному курсу  ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают  прямое воздействие на объём свободных  ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных  ресурсов с денежного рынка, ЦБ РФ уменьшает цену покупки, тем самым  увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий сделки (купля-продажа за наличные или покупка на срок с обязательной обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные до 3 месяцев, долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых или центральным банком или рынком).

При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

  1. Предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  2. Покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  3. Покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  4. Покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
  5. Покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  6. Покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  7. Проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  8. Выдавать гарантии и поручительства;
  9. Осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  10. Открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы  в различной форме; иностранная  валюта; векселя в российской и  иностранной валюте со сроками погашения  до шести месяцев; государственные  ценные бумаги.

 

3.2. Регулирование деятельности кредитных институтов

Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций.

Регулирование кредитных  организаций – это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью  банков проводится с целью обеспечения  устойчивости отдельных банков и  предусматривает целостный и  непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского  регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции  надзора и контроля над деятельностью  коммерческих банков Банк России:

    1. Устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
    2. Регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может устанавливать  им обязательные нормативы:

  1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
  2. Предельный размер не денежной части уставного капитала;
  3. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  4. Максимальный размер крупных кредитных рисков;
  5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  6. Нормативы ликвидности кредитной организации;
  7. Нормативы достаточности капитала;
  8. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
  9. Размеры валютного, процентного и иных рисков;
  10. Минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
  11. Нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
  12. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Информация о работе Центральный банк РФ. Органы и структура управления