Центральный банк государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Банк Англии - Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ДКБ.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО  «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра денег, кредита и финансов

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по деньги, кредит, банки

 

«Центральный  банк государства и его функции»

 

 

 

Выполнила: Доловскова М.В.

Специальность: финансы и кредит

Группа: 210

Руководитель:

 

 

Киров 2010

Оглавление

 

Введение

 

  1. Эволюция центральных банков

 

Банк  Англии -   Банк Англии является одним из старейших банков мира, он  был  создан  в 1694  г.  как первый  акционерный коммерческий  банк.  В условиях  острой потребности государства в финансовых  средствах  Банк  предоставлял  кредиты правительству, за что получил право  на  эмиссию  банкнот,  беспрепятственно обменивающихся на  металлические  деньги.  Кроме  того,  Банку  Англии  было предоставлено право размещения государственных  займов,  в  результате  чего была сформирована  система  управления  государственным  долгом  через  этот Банк.  В 1844 г. актом Р. Пиля  Банк Англии в законодательном  порядке  получил право  на  эмиссию  банкнот.  Обращавшиеся  старые  банкноты  были  заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом,  за  исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии,  т.е.  не  покрытых  золотом банкнот. После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также  предоставлено  право контроля над банками.

    Высший  орган  банка  –  Директорат,  состоящий  из   четырех   штатных директоров и 12  директоров-заместителей.  Он  возглавляется  управляющим  и заместителем,  назначаемыми  на  пять  лет.  Директора  по  совместительству являются  представителями  ведущих  банков  и  концернов  промышленности   и торговли. Директорат отвечает  за  денежную  политику  банка  и  работает  в тесном контакте с правительством.

Федеральная Резервная Система США была образована в 1913 г. в соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС.

         

 

Немецкий  федеральный банк. Становление системы центрального банка Германии после второй мировой войны на первых порах отражало политическое положение страны. В результате чего процесс формирования центрального банка произошел стихийно. В 1946-1947 гг. в американской и французской оккупационных зонах появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС. В 1948 г. были учреждены 4 центральных банка земель в британской зоне. Такие структуры, однако, не способствовали решению экономических проблем Германии: инфляция достигла больших масштабов, что привело к натуральному обмену, падению капиталовложений, росту безработицы. Без создания нормально функционирующего центрального банка стало невозможным оздоровление денежного обращения и экономики, поэтому в марте 1948 г. в соответствии с законом западных оккупационных властей был образован Банк немецких земель. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Поддерживать деловые отношения с частными нефинансовыми учреждениями и физическими лицами ему было запрещено. Вначале Банк немецких земель был лишен права эмиссии, – позднее оно было предоставлено ему специальным законом.

Фактически  двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и центральные  банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В ст. 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие в 1949 г., предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 г., после принятия закона о Немецком федеральном банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния центральных банков земель с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях.

Деятельность  Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль.

Сложившаяся система  Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры банка. Руководящими органами Банка являются:

  • Совет центральных банков (расположенный в Бонне) - является высшим органом Бундесбанка. В его состав входят президент Бундесбанка (председатель Совета), вице-президент (заместитель председателя Совета), члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков;
  • Совет директоров (расположенный во Франкфурте-на-Майне). В его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка;
  • Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.

С 1 ноября 1992 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о Бундесбанке от 1992 г., организационная структура Немецкого федерального банка была изменена. Количество центральных банков земель было уменьшено с 11 (по количеству федеральных земель) до 9. Закон о Бундесбанке позволяет ландсцентральбанкам осуществлять операции с местными органами власти, а также с кредитными учреждениями их регионов.

Руководство ландсцентральбанками осуществляется правлением, в состав которого входят президент, а в более  крупных центральных банках земель – и один член правления. Вице-президенты и члены правления ландсцентральбанков назначаются на должности президентом Бундесбанка по предложению Совета центральных банков. Однако в этом Совете, в заседаниях которого они могут принимать, они не имеют права голоса.

При ландсцентральбанках  созданы также советы, состоящие из представителей банковской системы страны. Советы выполняют функции совещательного органа.

Немецкий федеральный  банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью.

 Банк Франции

 Во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем  Джоном  Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский  банк  и национализирован.  Акции  были  реализованы  на   ј   наличными   и   на   ѕ государственными долговыми  обязательствами.  Затем  в  результате  сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”. В  начале  XIX  столетия  была  предпринята   новая   попытка   создатьцентральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона  Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк.  С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г.,  подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы. Во главе Банка   Франции  стоят  управляющий  и  два  его  заместителя, которые  назначаются  президентом   республики   на   неограниченный   срок. Принципиальные  финансовые  решения  и   руководство   банком   осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов,  семь  из  них  назначаются министром финансов. Банк контролируется казначейством и министерством финансов.

Центральный банк Италии был образован в 1893 году в результате слияния трех крупных банков: банка Националь Репьо д'Италия, банка Национале Тоскана и банка Тоскана ди Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия. Первоначально банк д'Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания центральный банк Италии является эмиссионным банком. С 1926 года Банк Италии является монополистом. На него были возложены контрольные функции, права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время. Капитал банка составляет 300 млн. лир; он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка Италии являются именными и могут принадлежать лишь:

1) сберегательным  кассам;

2) кредитным учреждениям публичного права и национальным банкам;

3) страховым  обществам;

4) страховым  учреждениям.

История первого  государственного банка России начинается еще в ХХУШ веке. В 1769 г. в Москве и Санкт-Петербурге были созданы первые ассигнационные банки, которые в 1786 г. трансформировались в единый Государственный ассигнационный банк. Главная задача нового банка состояла в кредитовании расходов правительства посредством выпуска бумажных денег, получивших название ассигнаций. По уставу 1860 года управление всеми операциями возлагалось на Правление банка, а согласно уставу 1894 г. Государственный банк был подчинен лично министру финансов. Управление банком возлагалось на Совет банка и на Управляющего банком.

Декретом советской  власти от 14 декабря 1917 г. о национализации банков банковское дело объявлялось государственной монополией, ипотечные банки были ликвидированы, акционерные и частные банки, а затем и остальные кредитные учреждения присоединены к Государственному банку, который стал называться Народным банком РСФСР, который прекратил свое существование 19 января 1920г. и в соответствии с декретом СНК был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление в ведении Наркомфина.

Однако, уже  переход к новой экономической  политике привел к частичному восстановлению кредитно-банковской системы. Так 3 октября 1921г. был принят Декрет СНК и постановление ВЦИК от 10 октября 1921г. о создании Государственного Банка РСФСР.

В дальнейшем был  проведен ряд преобразований кредитно-банковской системы, которые сводились к структурным изменениям.

Согласно ст.6 Конституции СССР (1936г.) банки являлись собственностью государства и находились в полной зависимости от органов  государственной власти.

Начало коренных преобразований ознаменовало Постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усиления их воздействия на повышение эффективности экономики».

Была создана  новая система банков, определены основные направления и сферы  их деятельности. В систему вошли: Внешторгбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР и Государственный банк СССР (Госбанк СССР), который превращался в единый эмиссионно-кассовый и расчетный центр страны, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.

Последним этапом перехода к новой двухуровневой  банковской системе было принятие Верховным  Советом СССР в декабре 1990 г. Закона «О банках и банковской деятельности»  и «Закона о Государственном  банке СССР». Однако эти законы не успели оказать реального влияния на банковскую деятельность в стране. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным Советом РСФСР и положили дорогу становлению развитой двухуровневой банковской системы России (Центральный банк - коммерческие банки).

Сегодня принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации Конституция РФ от 12 декабря 1993 г

 

  1. Функции и операции центральных банков

    1. Основные задачи и функции центральных банков, их роль в экономике

 

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно – кредитной политики.

В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:

  • монопольная эмиссия банкнот;
  • «Банк банков»;
  • банк правительства;
  • регулирование денежно-кредитной системы;
  • главный расчетный центр страны.
  • валютный центр.

 

Функции центрального банка  зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

1. Монопольная эмиссия  банкнот.

Во всех странах с  течением времени соответствующим  ЦБ было монополизировано право на печать и выпуск денег. Правда, право чеканки монет было частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.

Банкноты только Центрального банка являются неограниченно “законным платежным средством” средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

2. «Банк банков».

Особая роль ЦБ в кредитной  системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. ЦБ в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.

Информация о работе Центральный банк государства и его функции