Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….…1

Глава 1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного
регулирования………………………………………………......…...4
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования……………….......4
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики …..12
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………….....19
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики…………………………………………………………22

2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ……………………22

2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России……...25
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР…….27
Глава 3 Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе…………………………………………………………..34
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ………………………34
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России……………………………………………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………….….51
Список использованной литературы…………………………..…….….54
Приложение……………………………………………………………...……..56

Файлы: 1 файл

Денежно - кредитная политика.rtf

— 1.35 Мб (Скачать файл)

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег,  изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

Среди экономистов ведутся споры,  обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом.  В чем же  суть  этих разногласий?

Кейнсианская теория денег.

Джон Мейнард Кейнс и его последователи  полагали,  что  рыночная структура экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП,  причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

ВНП=С+I+G+NX (С  -  потребительские  расходы  населения,   I   - инвестиции, G  -  государственные расходы на покупку товаров и услуг,  NX - чистый экспорт).

Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса,  чем денежная политика.

По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том,  что деньги нужны не только для заключения сделок,  но и для владения ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте.  Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.

Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скоро  теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов,  население будет держать больше денежных активов с нулевой  скоростью обращения.  Поэтому общая скорость денежного обращения падает.

Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке  процента  и  обратно пропорционально предложению денег.  Если это так,  то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.

Выше было отмечено,  что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.

Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к  уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.    

На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров повысить денежную массу,  то это приведет только к росту цен - инфляции.

Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы считают,  что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Монетаристский подход.

На 70-е  годы  приходится  кризис кейнсианства.  Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма,  главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист.

Монетаристы считают,  что рыночная экономика является  внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной  массой  более  прочная,  нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И.Фишера:

МхY=PхG (M - денежная масса,  Y - скорость денежного обращения,  Р  -индекс цен,  G  -  количество  товаров).  Ведь  если  посчитать,  что  ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы),  то  ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.

В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики  базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

Формирование в   нашей   стране  рыночных  отношений  объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического  регулирования.  Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики  в  целом.  Среди  них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.

 

1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики.

Выше мной были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В первые данный метод применили в США в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях - 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте - 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях - 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте - 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях - 5%.2

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Рефинансирование коммерческих банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

 Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Информация о работе Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования