ЦБ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. На сегодняшний день в мире существует более 170 центральных банков, которые призваны быть ключевым элементом банковской системы их стран. Ещё в 1920 году на Международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе отмечалось: «В странах, где не существует Центрального эмиссионного банка, его следует создать».
Что же такое центральные банки и чем они отличаются от обычных коммерческих банков? В чём была необходимость их появления, какие функции именно они должны взять на себя для эффективного осуществления денежно-кредитной политики государства?

Содержание работы

Введение......................................................................................................................................................3
Глава 1. Место Центрального банка в кредитной системе и экономике страны
§1.1 Возникновение банков.......................................................................................................................4
§1.2 Возникновение Центрального банка................................................................................................4
§1.3 Статус Центрального банка...............................................................................................................5
Глава 2.Основные функции Центрального банка
§2.1 Цели Центрального банка.................................................................................................................8
§2.2 Функции центрального банка...........................................................................................................8
Глава 3.Особенности Центрального Банка России
§3.1 История Центрального Банка России.............................................................................................11
§3.2 Характеристика Центрального Банка России.................................................................................12
§3.3 Цели Центрального Банка России....................................................................................................15
§3.4 Основные функции и операции Центрального Банка России.......................................................16
Глава 4. Независимость Центрального банка
§4.1 Формы незацисимости ЦБ.................................................................................................................20
§4.2 Источниеки влияния на ЦБ................................................................................................................21
§4.3 Независимость и подотчетность........................................................................................................23

Заключение................................................................................................................................................25
Список использованной литературы...................................................................................................26
Приложение...............................................................................................................................................27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

 

Независимость ЦБ подразумевает его способность противостоять давлению внешних заинтересованных сторон при принятии решений. Такое оказывается возможным, прежде всего, если такая независимость закреплена национальным законодательством. Например, ЦБ может проводить независимую ДКП, если в законе сказано, что он сам конкретизирует цели и выбирает приемлемые инструменты и что он не обязан кредитовать правительство по первому требованию, т.е. ДКП разрабатывается и осуществляется самим ЦБ и никем больше. Так, независимый ЦБ самостоятельно решает, каким должно быть целевое значение темпа инфляции, каким образом ему следует связывать «избыточную» денежную массу - за счёт операций на открытом рынке или депозитных аукционов и т.д.

 

Кроме того, глава центрального банка должен быть подотчётен обществу. Должен существовать механизм, стимулирующий ЦБ выполнять взятые обязательства. Так, в Новой Зеландии целевой диапазон для годового темпа инфляции устанавливается по итогам переговорам между министерством финансов (казначейством) и центральным (резервным) банком.

 

В настоящее время этот диапазон находится в пределах от 0 до 3% в год. После этого, утверждённые параметры становятся законом для ЦБ: если темп инфляции превысит 3%, то центрального банкира уволят. Таким образом, действует простое и понятное правило, регламентирующее подотчётность центрального банкира.

 

В противоположность этому, в России ЦБ «традиционно» допускает отклонения не только от целевых значений инфляции, на которые он может влиять весьма опосредованною, но и от про декларированных темпов роста денежной базы, которая является непосредственно управляемой переменной.

 

Однако, наряду с прямыми, могут быть ещё и косвенные способы влияния на решения, принимаемые ЦБ. Например, процедура назначения и снятия председателя и совета директоров ЦБ: если снять главу ЦБ относительно легко, то различные группы интересов будут пытаться оказывать на него давление через своих лоббистов в парламенте и правительстве. В такой ситуации руководитель ЦБ может быть попросту не заинтересован в принятии независимых решений, т.е. без оглядки на «пожелания» заинтересованных сторон.

 

Другой потенциальный косвенный «канал воздействия» - это утверждение сметы расходов ЦБ, включая должностные оклады председателя и совета директоров. Следует сказать, что помимо ДКП и банковского надзора, ЦБ оказывает ещё ряд важных услуг экономике, таких как поддержание системы расчётов и обслуживание денежно-наличного оборота. Выполнение этих услуг сопряжено с издержками, например, затратами на хранение, пересчёт, транспортировку и проверку наличных денег. В принципе, такие расходы должны компенсироваться ЦБ.

Кроме того, в настоящее время ЦБ РФ реализует проект проведения расчётов в реальном времени, требующий существенных начальных инвестиций. Если у заинтересованных лиц есть способ влиять на зарплату председателю и смету расходов ЦБ, то это может создать «благоприятные» условия для торга с ЦБ по тем или иным вопросам и, таким образом, подорвать независимость ЦБ в принятии решений.

Косвенным свидетельством отсутствия независимости ЦБ может служить высокий средний темп инфляции в экономике, о чём упоминалось выше. Это наблюдение часто приводится в качестве аргумента, когда говорят о том, что предпочтительнее использовать темп инфляции в качестве ориентира ДКП, по сравнению, например, с денежной массой. Низкая инфляция может означать, что ЦБ не подвержен влиянию групп интересов, а значит, служить «лакмусовой бумажкой» независимости ЦБ.

Информационная прозрачность ЦБ РФ перед обществом (accountability) является балансирующим фактором по отношению к независимости.

Подобно тому, как независимость позволяет ЦБ принимать самостоятельные и эффективные решения, информационная прозрачность имеют целью создать стимулы для ЦБ действовать в интересах общества. Информационная прозрачность предполагает, что ЦБ периодически или постоянно с той или иной степенью подробности рассказывает о том, какие цели и почему он преследует, какие средства он использует, каких результатов он добился.

Практика, предусматривающая опубликование сведений, касающихся политики ЦБ, так или иначе заведена во всех странах. Так, в США, например, принято публиковать протоколы заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке, который, в частности, принимает решения об изменении целевого уровня краткосрочной процентной ставки. Кроме того, глава ФРС периодически выступает с отчётом перед Конгрессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первой главе работы были рассмотрены история возникновения центральных банков и их природа. Было выяснено, что центральные банки появились в результате необходимости, которая была вызвана эволюцией и развитием рыночных отношений. На центральные банки возлагается ответственность за стабильность банковской системы всей страны, за разработку и осуществление в ней эффективной кредитно-денежной политики, за изменение предложения денег для достижения экономических целей, как то : стабильность курса национальной валюты, стабильность уровня цен и др.

 

Во второй главе данной работы были исследованы функции центральных банков. Длительный опыт деятельности многих центральных банков стран мира позволил выявить наиболее характерные из них: центральные банки всех стран мира наделены исключительным правом эмиссии наличных денег на территории своей страны, что обеспечивает им постоянную ликвидность, центральный банк -- платежный агент Правительства страны; организует расчеты в стране, осуществляет исполнение бюджета и управление государственным долгом, финансирование программ экономического и социального развития страны, размещение государственных ценных бумаг, анализирует состояние экономики и разрабатывает ее прогноз, разрабатывает платежный баланс страны. Так же центральный банк хранит их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, осуществляет надзор и контроль, состредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков. Функции центральных банков подтверждают их статус института, находящегося в самом центре банковской системы страны.

 

Несмотря на общие тенденции развития, система каждой страны имеет свою уникальную форму, которая отображает национальную специфику развития государства.

Третья и чет вертая глава данной работы была посвящена изучению Центрального Банка нашей страны. Было выяснено, что особенность организационно-правовой формы Банка России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка - субъекта коммерческой деятельности. Центробанк России можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. Основными целями деятельности Центрального Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.А также была рассмртрена независимость центрального банка Российской федерации.

 

Успешное выполнение функций Центрального Банка - необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституции РФ

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. №86

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1

4. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ

5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ

6. Аметистова Л.М., Полищук А.И. Роль банковской системы в экономике: Учебное пособие по курсу «Банковское дело». Ї М.: МЭИ, 2009. 39 с.

7. Афанасьева Л. П., Богатырев В. И., Журкина Н. Г. и др. Под ред. Тагирбекова К.Р. М.: Инфра-М, Весь Мир, 2010. -- 720 с.

8. Бакулина, Т. С. Организация деятельности центрального банка : учебное пособие /Т. С. Бакулина ; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - 147 с.

9. Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. -- СПб.: Питер, 2011. -- 256 с.

10. Банковское дело - Жарковская Е. П. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омегв-Л, 2009. -- 452 с.

11. Банковское дело:учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. - изд. с изм. - М. : Экономистъ, 2008. - 776 с.

12. Банки и банковские операции / Под ред. профессора Е.Ф Жукова. Ї М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

13. Глушкова Н.Б. Г55 Банковское дело: Учебное пособие. --М.- Академический Проект; Альма Матер, 2009. -- 432 с.

14. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. -- Д34 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика,2009. -- 464 с.

15. Лаврушин О.И. и др. Банковское дело. Экспресс-курс М.: КНОРУС, 2009. - 352 с.

16. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер, 2010. - 432с.: ил - (Серия «Учебник для вузов»).

17. Смит В. Происхождение центральных банков / пер. с англ. Е. Танхилевич. - М.: ИМПЭ, 1996. - 283 с.

18. http://ru.wikipedia.org/

19. http://financial-helper.ru/

 

 

Приложение №1

 

Таблица№1:

[1]

 

Таблица №1 показывает, что основными статьями активов являются:

1. Средства, размещённые у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов(ценные бумаги иностранных эмитентов представляют собой в основном долговые обязательства казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Испании, Финляндии, Ирландии, Японии, долговые ценные бумаги внебюджетных фондов и федеральных агентств указанных государств и международных финансовых организаций, а также обеспеченные ценные бумаги кредитных институтов Германии. Средства, размещенные у нерезидентов отражают средства, размещенные в банках-нерезидентах.)

2. Кредиты и депозиты. Причём невозможно не заметить существенное увеличение по этой статье в период с 2007 года по 2008год. Рассмотрим таблицу №2:

 

Таблица №2:

КРЕДИТЫ И ДЕПОЗИТЫ

[2]

 

Такие комментарии даются в годовом отчёте Центрального Банка РФ:

«В 2008 году мировой финансово-экономический кризис и антикризисные меры со стороны Правительства Российской Федерации и Банка России оказали влияние на годовой баланс и финансовые результаты деятельности Банка России.

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации осуществили комплекс мер экономической политики, направленных на сглаживание негативных последствий кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь — на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономического развития страны.

Смягчение условий рефинансирования кредитных организаций Банком России, в том числе предоставление кредитов без обеспечения, привело к существенному расширению объема денежных средств, предоставленных банкам, и отразилось на увеличении их задолженности перед Банком России по инструментам предоставления ликвидности.

В рамках реализации установленных законодательством Российской Федерации мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации Банком России проведены операции по предоставлению субординированных кредитов Сбербанку России ОАО в сумме 500 000 млн. руб., размещению депозитов во Внешэкономбанке в иностранной валюте в сумме 287 367 млн. руб., а также в соответствии с федеральными законами и решениями Совета директоров Банка России размещению депозитов в отдельных кредитных организациях и во Внешэкономбанке (в рублях) и кредитов в отдельных кредитных организациях — в общей сумме 1 765 223 млн. руб.

Рост по статье “Кредиты и депозиты в банках_резидентах (в рублях)” связан с исполнением Банком России Федерального закона от 13 октября 2008 года № 173_ФЗ “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” (далее — Федеральный закон № 173_ФЗ) и Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86_ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (статья 46 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 176_ФЗ), а также со значительным увеличением спроса кредитных организаций как на ломбардные кредиты Банка России, так и на кредиты Банка России, обеспеченные залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций в связи с внесением изменений в Федеральный закон.

Увеличение по статье “Кредиты и депозиты в банках-резидентах (в иностранной валюте)” обусловлено размещением депозитов во Внешэкономбанке в долларах США по решениям Совета директоров Банка России и в целях реализации положений Федерального закона № 173_ФЗ, в соответствии с которым Банк России размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США.

Увеличение по статье “Прочие” в основном обусловлено выдачей кредитов государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов” в рамках реализации установленных законодательством Российской Федерации мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банков.

Под задолженность по кредитам, прочим размещенным средствам и депозитам в рублях и иностранной валюте созданы провизии в общей сумме 89 762 млн. руб. (2007 год: 960 млн. руб.), в том числе:

— под задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитным организациям по отдельным федеральным законам, в сумме 25 057 млн. руб. (2007 год: 0 млн. руб.);

— под задолженность по обеспеченным кредитам, предоставленным Банком России банкам-резидентам в рублях, и депозитам, размещенным Банком России во Внешэкономбанке в рублях, в общей сумме 28 006 млн. руб. (2007 год: 2 млн. руб.);

— под задолженность по депозитам в долларах США, размещенным во Внешэкономбанке в целях реализации положений Федерального закона № 173_ФЗ и в соответствии с решениями Совета директоров Банка России, в общей сумме 36 082 млн. руб. (2007 год: 442 млн. руб.);

— под задолженность по прочим кредитам и депозитам в сумме 617 млн. руб. (2007 год: 516 млн. руб.)»

На примере данной конкретной ситуации можно увидеть функционирование Центрального банка нашей страны, как в условиях финансового кризиса он осуществил одну из своих функций – кредитование коммерческих банков. Тем самым он обеспечил регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Информация о работе ЦБ России