Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Благодаря автоматизированному учету потоков денежных средств их можно легко контролировать. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиями обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 237.46 Кб (Скачать файл)

   Введение

Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями  и организациями за различные  товары и услуги. Безналичные расчеты  позволяют осуществить платежи  в короткие сроки. Благодаря автоматизированному  учету потоков денежных средств  их можно легко контролировать.           Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиями обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.     Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.       Денежные средства, как собственные, так и заемные, в соответствии с законодательством подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой разрешено в установленном порядке банком, обслуживающим хозяйствующего субъекта.      Распространение популярности безналичных расчетов в России и возникновение новейших форм денежных расчетов (пример: кредитные карты) повлекло за собой увеличение потока информации о данной сфере экономики.  Наиболее важными аспектами анализа денежных форм обращения являются: 1)общие основы организации безналичных расчетов, 2)особенности межбанковских расчетов и 3)формы расчетов, применяющиеся в хозяйственной сфере России.

Глава 1. Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в РФ.   Безналичные расчеты — это расчёты (платежи), осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. [6, 15].   Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Проведение безналичных расчетов требует особой организации, под которой подразумеваются принципы, условия, порядок и формы расчетов. В разных странах они имеют свою специфику, что обусловлено сложившимися банковскими традициями в использовании различных элементов платежной системы, общим уровнем состояния экономики, тенденциями происходящих изменений.              Общий порядок осуществления расчетов на территории РФ регулируется Гражданским Кодексом РФ (ст. 861-885), а также Положением Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П « О безналичных расчетах в Российской Федерации» [1,2.]             Основополагающим элементом в системе безналичных расчетов являются принципы их организации:         Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Названный принцип безналичных расчетов характеризуется тем, что все расчеты предприятий и организаций проводятся через учреждения банков. Важно подчеркнуть, что данный принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четкое законодательное разграничение сфер наличного и безналичного денежного оборота.            Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов.      Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка в организации договорных и расчетных отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.           Следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.        Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д.    Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежа, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.  На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.         Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения договорного срока.          Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу.           Просроченные платежи возникают при отсутствии денежных средств у плательщика и невозможности получить банковский или коммерческий кредит при наступлении намеченного срока платежа.       Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.         Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину.           Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.      Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления соответствующих документов.         Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.         Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками.        

Глава 2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо.              Безналичные расчеты за товары и услуги осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в движении расчетных документов. Расчет представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Под документооборотом понимается система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств. В него входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк и т. п. [3, 45]            1) Безналичные расчеты платежными поручениями.      Наиболее простая и распространенная в РФ форма безналичных расчетов - банковский перевод, который осуществляется на основе платежного поручения, то есть поручения владельца счета банку о списании определенной суммы со своего счета и перечисления ее в другой банк для зачисления на счет бенефициара. Эта форма расчетов применяется в России как для расчетов по товарным, так и нетоварным операциям (например, при осуществлении страховых и налоговых платежей, оплате штрафов, возврате банковских кредитов и т.п.). По данным Банка России, на платежные поручения приходится 77% всех безналичных расчетов по количеству и 90,6% - по сумме платежей.  Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк–отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк–получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару) (ст.239 БК). Платежным поручением могут производиться:        1) расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг;                   2)  расчеты по нетоварным операциям;                                                3) предварительная оплата товаров и услуг в случаях, предусмотренных в нормативных актах, в договоре, а также при применении предварительной оплаты как меры воздействия к неисправному плательщику;    Под предварительной оплатой понимается оплата товаров и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не оговорены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок расчетов. 4) авансовые платежи в случаях, предусмотренных законодательством или договором;             В этих случаях в платежных поручениях делается ссылка на соответствующий нормативный акт или договор.                                      5) целевые переводы денежных средств, направляемые из местных бюджетов и внебюджетных фондов на выполнение правительственных программ по выходу из кризиса, ликвидацию последствий стихийных бедствий, оказание материальной помощи населению и проведение других мероприятий, зачисляются на субрасчетные счета предприятий.      Платежные поручения на перечисление целевых денежных средств представляются в банк в 3-х экземплярах. Первый экземпляр остается в документах для плательщика, второй - как приложение к выписке из лицевого счета отдается получателю перевода, третий - со штампом банка и датой перечисления возвращается плательщику.        В платежном поручении указывается назначение платежа и делается ссылка на законодательный акт, предусматривающий формирование данного фонда. Ответственность за целевое использование средств несет их получатель.  Платежные поручения принимаются к исполнению только при наличии средств на счете, достаточных для его исполнения, если иное не установлено правилами банка.            При одногородних расчетах, когда плательщик и получатель средств обслуживаются одним учреждением банка, а также при иногородних перечислениях средств поручения представляются в трех экземплярах. Первый экземпляр служит мемориальным ордером в банке плательщика, второй при одногородних перечислениях направляется получателю при выписке из его счета, а при иногородних почтовых перечислениях прикладывается к сводному платежному поручению для выдачи получателю. Третий экземпляр выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.    Если плательщик и получатель средств обслуживаются разными одногородними банками, поручения представляются в четырех экземплярах, из которых первый используется как мемориальный ордер, второй и третий после оплаты отсылаются банку получателя средств, где второй служит ордером и остается в банке, а третий прилагается к выписке из счета получателя, четвертый экземпляр возвращается плательщику с распиской и штампом банка. Поручения, в которых выделена сумма налога на добавленную стоимость, представляются в банк с дополнительным экземпляром, который прилагается к выписке из счета доходов бюджета.         Преимуществами данной формы расчетов являются ее универсальность, возможность сблизить дату отгрузки с датой оплаты, а также простота оформления и прохождения через банк. Этой форме расчетов присущи свои недостатки такие как отсутствие должной гарантии платежа и возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.       Рис.1. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями

2) Расчеты по  аккредитиву.            Под аккредитивом понимается обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару), либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.              К этой форме расчетов, как правило, стороны прибегают в случаях отсутствия у них уверенности, что договор будет выполнен, так как в прошлом наблюдалась систематическая задержка платежей.      Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывной не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.           По способу обеспечения платежа различают покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные) аккредитивы.     Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные в распоряжение использующего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».  При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в исполняющем банке может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.             Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.    Для открытия аккредитива приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.   В заявлении на аккредитив должны быть указаны:      - вид аккредитива;           - наименование приказодателя;         - наименование и место нахождения банка-эмитента;      - наименование бенефициара;         - наименование и место нахождения банка-бенефициара;     - сумма аккредитива;           - номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;  - срок действия аккредитива;          - порядок оплаты документов;         - если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорт и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;         - полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;      - срок представления документов в банк бенефициара;     - наименование товара;           - дата отгрузки товара.           Допускается включение в заявление об открытии аккредитива других необходимых условий. Условия аккредитива должны быть полными и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.   Ответственный исполнитель банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.        Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его банка, срока действия аккредитива.             На всех экземплярах принятого к исполнению заявления об открытии аккредитива ответственный исполнитель проставляет регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем и четвертом экземплярах - штамп банка. Первый экземпляр заявления служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка-эмитента. Второй экземпляр заявления помещается в картотеку к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.             Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:        1) по истечении срока аккредитива; 2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока. 3) по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично.  Аккредитив закрывается или уменьшается в день получения извещения от банка-эмитента.  Неиспользованная сумма аккредитива возвращается банку плательщика для зачисления на счет, с которого депонировались средства, что находит отражение в следующих проводках по банковским счетам.   Преимущества данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

     Рис.2. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов

3) Расчеты по  инкассо. 

Инкассовая форма расчетов представляет собой поручение клиента  банку получить от плательщика на основании денежных, товарных или  расчетных документов определенную сумму или подтверждение того, что эта сумма будет выплачена  в установленные сроки. К числу  инкассируемых документов можно отнести чеки, простые и переводные векселя (с приложением товарораспорядительных документов и без них), банковские акцепты, облигации и ряд других документов и ценных бумаг, дающих право получения платежа деньгами.          При инкассовой форме расчетов распоряжение на операцию дает банку бенефициар, который при сдаче коммерческих или финансовых документов в банк на инкассо прилагает к ним платежное требование.     При осуществлении инкассовых операций банк выполняет лишь функции посредника, действуя в интересах своего клиента. Он не несет ответственности за неоплату плательщиком инкассируемых документов.    В России инкассовая форма расчетов используется относительно редко, обычно в целях бесспорного списание средств по решению суда на основе исполнительных документов. Однако в международных расчетах по экспортно-импортным операциям эта форма безналичных расчетов применяется чаще, что отражает общемировую тенденцию.         В РФ, согласно Положению ЦБ РФ № 2-П «О безналичных расчетах в РФ», инкассо может осуществляться на основе двух видов расчетных документов:

• инкассового поручения;

• платежного требования.           Инкассо на основе инкассового поручения предусматривает бесспорное списание денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных законом или договором.           Инкассо на основе платежного требования может быть с акцептом плательщика и без акцепта.          В случае инкассо с акцептом банк, представляющий документы плательщику, может их передать ему лишь против акцепта плательщиком платежного требования. Такой акцепт дает право на списание денег с расчетного счета плательщика и перевод их получателю платежа. Если плательщик не дает документов для акцепта:        акцепт покупателем платежного требования и списание денег с его счета(5); передача плательщику документов на товар(6);       перевод платежа в банк поставщика(7);        зачисление платежа на счет поставщика(8),        то банк не имеет права списывать сумму платежа, но и документы плательщику не передаст.          Инкассо без акцепта предусматривает право банка на безакцептное (без разрешения владельца счета) списание денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных законом или договором.      В международной банковской и коммерческой практике инкассовая форма расчетов является основной для товарных сделок. В этом случае инкассовая операция состоит из следующих основных этапов (рис. 3):    передача товара перевозчику и оформление товарораспорядительных документов(1);          инкассирование в банк коммерческих документов при платежном требовании(2);             пересылка документов в банк покупателя(3);      представление покупателю(4).

После отгрузки товара продавец передает своему банку платежное  требование и пакет прилагаемых  коммерческих документов, в который  обычно входят счет-фактура, товарно-транспортные и страховые документы на груз. Банк, принявший платежное поручение, направляет его вместе с документами в банк, где находится счет плательщика. Тот извещает плательщика и, в случае его согласия (акцепта) на платеж, передает ему документы на товар против указанной в платежном поручении суммы. Банк списывает данную сумму, которая затем зачисляется на счет бенефициара (продавца).     Инкассовая форма расчетов по товарным поставкам имеет как свои достоинства, так и недостатки.          Данная форма безналичных расчетов дает продавцу гарантию в том, что поставляемый товар не перейдет в распоряжение контрагента до тех пор, пока тот не осуществит оплату, поскольку право распоряжаться товаром дают покупателю документы, передаваемые при платежном поручении. Покупатель получит их от банка только после акцепта платежного требования и оплаты товара. Однако сам платеж продавцу не гарантируется, поскольку на счете покупателя может не оказаться достаточного количества денег либо тот может оказаться к моменту платежа банкротом.        Покупателю инкассовая форма расчетов дает гарантию в том, что он оплачивает товар, согласованного в договоре количества и качества, уже отгруженный на его имя и адрес.         К недостаткам инкассовой формы расчетов относится существенный разрыв во времени между инкассированием документов в банк и получением платежа, что увеличивает риски продавца. Ведь к моменту получения документов банком покупателя (уже после отгрузки товара) недостаточно хорошо знакомый покупатель может внезапно отказаться от оплаты уже прибывших товаров и выкупа документов. В результате продавец будет нести непредвиденные расходы по срочному поиску нового покупателя либо по возврату уже отгруженного товара.

 

 

 

Глава 3. Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт.

  1. Безналичные расчеты чеками.

Расчетный чек - это именной расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя-чекодержателя.              Чекодатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его.

    Чекодержатель - юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.              Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.           Различают расчеты разовыми чеками и с помощью расчетных чековых книжек. Расчетная чековая книжка выдается на год, ее можно пополнять или переносить на другую чековую книжку.        Расчетные чеки являются бланками строгой отчетности. Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств. Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению покупателя). На депонированную банком по расчетному чеку сумму не может быть наложен арест, а также обращено взыскание по претензиям к чекодателю.      Чекодатель передает чек чекодержателю в момент приобретения товара. При предъявлении расчетного чека в уплату за товар работник предприятия, на которого возложены такие функции, проверяет:

Информация о работе Безналичные расчеты