Банкротство в России: историко-правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ динамики развития законодательства о несостоятельности (банкротстве). Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
определение истоков российского законодательства о несостоятельности (банкротстве);
анализ законодательства на различных этапах его развития;
выявление особенностей, положительных и отрицательных характеристик;
анализ действующего законодательства;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.71 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений реформирования российского законодательства является совершенствование Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», отвечающего как внутренним, так и международным потребностям. Режим несостоятельности (банкротства) является важнейшим фактором надежного экономического развития страны, гарантией возвратности долгов и укрепления коммерческих отношений.

Марк Хоуман отмечал, что «несостоятельность представляет собой не правовую, а коммерческую проблему, но коммерческую проблему, которую нужно решать в правовых рамках. Для успешного решения ее нормативные положения  должны применяться с учетом возникшей коммерческой ситуации»1. Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для системы правового регулирования в России и практики предпринимательских отношений. В послереволюционном законодательстве нормы о банкротстве отсутствовали, и только в 1992 году был принят закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Вместе с тем, процедуры банкротства несостоятельных должников были хорошо разработаны уже в начале XIX столетия. В настоящее время накоплен богатый опыт применения дореволюционных законодательных актов. Однако новое российское законодательство пошло по другому пути и в большинстве своем нормы о несостоятельности заимствовало за рубежом.

Исторические памятники России о банкротстве содержали немало достижений, которые могли быть адоптированы и к современной коммерческой ситуации. С учетом значения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйственному субъекту, государственному и муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.

Целью данной курсовой работы является анализ динамики развития законодательства о несостоятельности (банкротстве). Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

    • определение истоков российского законодательства о несостоятельности (банкротстве);
    • анализ законодательства на различных этапах его развития;
    • выявление особенностей, положительных и отрицательных характеристик;
    • анализ действующего законодательства;
    • рассмотрение применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на практике, выявление проблем его применения;
    • предложение возможных путей совершенствования действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) с учетом имеющегося исторического опыта.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют научные труды Е.П. Жарковской, Б.Е. Бродского,           Г.К. Таля, В.Н. Романова, С.Ю. Журавлева, Д.А. Муратова, В.В. Витрянского.

В процессе исследования применялись общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция, статический метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Банкротство в России: историко-правовой анализ
    1. Становление и развитие законодательства в России о несостоятельности (банкротстве)

История института банкротства начинается с момента возникновения рыночных отношений. Становление рынка остро вызвало потребность устранить разрушительные для экономики последствия несостоятельности предпринимателей (ростовщиков, купцов, торговцев, банкиров, заводчиков, фермеров). И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

На первом этапе вмешательство государственных органов носило карательный характер, который в большинстве своем сводился к простой мести. Так, Закон XII Таблиц предоставлял право кредиторам, в отношении которых обязательство не было исполнено, применять к должнику членовредительные наказания, вплоть до разрубания его на части. Законы Германии, принятые в 1531 и 1540 г.г., должников приравнивали к ворам и предписывали подвергать их немедленной казни.

Вместе с тем встречаются и «цивилизованные» формы ответственности. Например, предусматривается право кредитора на возмещение убытков от неисполнения обязательств.

Со временем произошло осознание, что кредитору, убившему должника, лучше от этого не становилось, не возвращенный долг не переставал быть таковым. Постепенно законодательство качественно меняло свои установления, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре.

Памятники Древней Руси свидетельствуют, что уже в тот период существовала нормативно-правовая основа для признания должников банкротами. «Русская Правда»  закрепляла дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Она знала несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, и вместе с тем вводила нормы о суровой каре за злонамеренную несостоятельность, когда должник скрывался от уплаты долгов «бегством в чужую землю». По возвращении он вместе с имуществом подлежал продаже с торгов, а вырученная сумма распределялась между кредиторами пропорционально их требованиям.

Деление несостоятельности на категории и установление характера вины должника свойственно исключительно русскому законодательству. В любом явлении идет попытка докопаться до сути причин, его порождающих во имя справедливой оценки и воздаяния. Рациональный и деловой Запад такой черты в характере своих народов не имеет.

В 1740 г. появился кодифицированный законодательный акт - Банкротский устав, а в 1800 г. - Устав о банкротах. По Уставу 1800 г. банкротом считалось лицо, «не могущее сполна заплатить своих долгов». Вводилось три вида банкротства: от несчастья, от небрежности и пороков, от подлога. В отношении каждого из видов несостоятельности принимались различные меры воздействия. В любом случае, банкрот не считался «бесчестным», если не было доказано его злостное намерение. Должник, ставший банкротом «от несчастья», освобождался от ответственности по всем своим долгам. 

После Октябрьской революции регулирование банкротства начало осуществляться с переходом к мирной жизни.

Гражданский кодекс РСФСР 1922г. содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с несостоятельностью гражданских и торговых товариществ и  физических  лиц. Так, в частности, ст. 307 предусматривала, что полное товарищество прекращается, кроме иных случаев, также «объявлением товарищества несостоятельным по суду».

Однако на практике применение данных норм было затруднительным, поскольку Гражданско-процессуальный  кодекс  РСФСР,  принятый  в  1923 г.,  процедуру  объявления  несостоятельности    не   регулировал. 

Лишь  в  1927 г.  Гражданско-процессуальный  кодекс  был  дополнен  гл. 37  «О  несостоятельности  частных  лиц,  физических  и  юридических».2 Ст. 318 предусматривала признаки несостоятельности: «Должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тысяч рублей или долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию своих дел, может быть признан несостоятельным, если судом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам». 

В разделе 2 «О подсудности и порядке производства о несостоятельности» в ст. 322 регламентировалось, что должник, возбуждающий дело об открытии несостоятельности, должен представить суду список своих кредиторов и должников с указанием их места жительства и сведений о состоянии своего имущества.

Законодательство рассматриваемого периода содержало сущностные (материальные) признаки банкротства. Оно не подходило к данному институту с формальной стороны и принимало во внимание не только денежные обязательства должника, что имеет место в настоящее время. Закон говорил именно о неспособности реализовать свои денежные обязательства, понимая, что неплатежеспособность хозяйствующего субъекта может быть вызвана временными обстоятельствами, условиями его финансово-хозяйственной деятельности. В законодательствах некоторых государств такое состояние называют «практической неплатежеспособностью». Проблема ее разрешения, как правило, - вопрос времени.

В 1929 г. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был дополнен двумя главами «О несостоятельности государственных предприятий и смешанных акционерных обществ»3 (гл. 38) и «О несостоятельности кооперативных организаций»4 (гл. 39). Дела о банкротстве могли начинаться по иску должник, его кредитов, ведомства, которому подчинено предприятие должника, по иску суда или прокурора.

С введением монополии государственной собственности, усилением плановых начал в экономике институт банкротства утратил свое значение.  «В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращения предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализированных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств».5

Таким образом, в начале 60-х годов общие нормы о банкротстве были исключены из гражданского законодательства.

В связи с изменением конституционного строя, переходом к новым политическим, социальным и экономическим отношениям, изменением законодательства институт  несостоятельности (банкротства) снова появился в российском гражданском праве.

Так, Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в п. 3 ст. 24 определял, что предприятие, не выполнявшее свои обязательства по расчетам, могло быть в судебном порядке объявлено банкротом в соответствии с законодательством РСФСР.

Следующим нормативным правовым актом, посвященным проблемам несостоятельности организаций, был Указ Президента РФ от 14 июня 1993 г. № 623 "О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Однако применялся он только в отношении государственных предприятий, в то время когда уже созрела необходимость урегулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью предприятий, основанных на других формах собственности.

Для  регулирования  института  банкротства   19  ноября  1992  г.  был  принят  Закон  Российской  Федерации  «О  несостоятельности  (банкротстве) предприятий»,  затем  в  Гражданском  кодексе  Российской  Федерации (далее - ГК РФ) банкротству  были  посвящены  две  статьи - 25  и  65. 

В последствие во исполнение Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» были изданы такие акты, как Указ Президента Российской Федерации № 2264 от 22 декабря 1993 г. «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий», Постановление Правительства Российской Федерации № 498 от 20 марта 1994 г. « О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». В последнем определялись критерии для признания организации-должника несостоятельной и предусмотрены меры финансовой поддержки до ее ликвидации, а также порядок ликвидации.

До принятия нового Гражданского кодекса РФ понятия и признаки несостоятельности (банкротства) предприятия выводились из норм ст. 1 Закона о банкротстве. Данные признаки разделялись на две группы: сущностные и внешние. К сущностным относились: неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Второй самостоятельный состав сущностных признаков несостоятельности должника был связан с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) относились: приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; приостановление платежей связано с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора.

Таким образом, как в законодательстве дореволюционной России и в первоначальный период существования советского государства, так и в постсоветский период законодатель отдавал предпочтение сущностным (материальным) признакам несостоятельности (банкротства).

В ныне действующий Федеральный закон от 08.01.98 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесены  поправки.

 

    1. Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): плюсы и минусы

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

    • нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст. 65);
    • нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) – ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредитов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
    • нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Информация о работе Банкротство в России: историко-правовой анализ