Банковская тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Понятие банковской тайны является одним из значимых понятий всего банковского законодательства. Банковская тайна имеет давнюю историю своего существования и на протяжении всего этого времени олицетворяет собой противостояние между публичными интересами государства, в лице его органов, и частными интересами кредитных организаций.
В настоящее время эта борьба продолжается.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Содержание и основа банковской тайны………………………………………..5
1.1 Понятие, сущность банковской тайны…………………………………………5
1.2 Значение и понятие банковской тайны для кредитной организации……….. 8
1.3 Правовая и нормативная основа банковской тайны…………………………12
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Такие требования судебного  пристава-исполнителя нельзя признать правомерными.

Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено.

В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном

производстве» сведения о наличии или отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в кредитной организации судебный пристав-исполнитель запрашивает у налоговых органов, которые в трехдневный срок обязаны выдать ему необходимую информацию. При этом судебные приставы-исполнители и налоговые органы руководствуются совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей».

Согласно ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате РФ. В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Предоставление налоговым  органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить только к  предоставлению запрашиваемой ими  информации. Следует учитывать, что  предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим

которой урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой  тайны 

необходимо рассматривать  в корреспонденции с режимом  банковской тайны. В 

соответствии с Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ:

1) разглашённые налогоплательщиком  самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и мерах  ответственности за эти нарушения; 

4) предоставляемые налоговым  (таможенным) или правоохранительным  органам других государств в  соответствии с международными  договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют банковскую тайну. Статьей 1351 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по

операциям и счетам организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.

Во всех иных случаях  предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.

Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают  в практике кредитных организаций.

Во-первых, речь идет о  ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой  следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.

Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц  необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено полиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции"). В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов

и органов налоговой  полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках,

предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.

В-четвертых, право требовать  от руководителей и других должностных  лиц 

представления необходимых  документов, материалов, статистических и иных

сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом. Предоставление кредитными организациями органам предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).

 

Заключение

 

Информация играет особую роль в процессе развития цивилизации. Владение

информационными ресурсами  создает предпосылки прогрессивного развития общества. Искажение информации, блокирование процесса ее получения или внедрение ложной информации способствует принятию ошибочных решений. Вместе с тем информация - это весьма специфический продукт, который может быть как в материальном, так и в нематериальном (нефиксированном) виде. Поэтому без четких границ, определяющих информацию как объект права, применение любых законодательных норм по отношению к ней весьма проблематично. Обязанность по передаче информации исполняется посредством предоставления обязанным лицом управомоченному лицу

некоторых сведений, изложенных, как правило, в виде документа 

(документированной информации). Редкое исключение из этого  правила -

предоставление предпринимателем информации не в силу содержащегося  в законе прямого указания, а в качестве реакции на реализацию государственными органами своих полномочий, например в виде направления запросов предпринимателю, поэтому банковская тайна относится к разновидности информации с ограниченным доступом.

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации как в целом, так и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из немаловажных мест в юридической литературе.

При этом много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что по поводу данной проблемы, как и по ряду других, в настоящее время сложились различные точки зрения.

Понятие "банковская тайна" является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом. Этот режим соотносится  с такими режимами, как режимы коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны.

Подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном  уровне.

Кроме этого, необходимо иметь в виду и характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых приведет к желаемому состоянию правового регулирования. Существует три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и государством, между государством и банком.

В настоящее время  население России начинает все больше доверять свои сбережения банкам, но одной  из составляющих банковской деятельности является сохранение банковской тайны. К сожалению, на практике возникает  множество вопросов, связанных с этим правовым явлением.

Банковская тайна - защищаемые банками и иными кредитными организациями  сведения о банковских операциях  по счетам и сделкам в интересах  клиентов, счетах и вкладах своих  клиентов и корреспондентов, а также  сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на неприкосновенность частной жизни.

Институт банковской тайны, как и все банковское законодательство, носит 

комплексно-правовой характер и связан с конституционным, административным, гражданским и уголовным правом, но наибольшая часть правоотношений регулируется нормами гражданского законодательства. Первый вопрос, возникающий при изучении того или иного правового явления, заключается в определении исследуемого понятия. В настоящее время в науке не сложилось четкого определения банковской тайны, нет его и в законодательстве. Большинство ученых считает, что тайна - особый правовой режим информации с ограниченным доступом. Существует и проблема

соотношения банковской тайны с другими видами тайн.

Правовое регулирование  банковской тайны в настоящее  время осуществляется

нормами ст. 857 Гражданского кодекса РФ, утвержденного

Федеральным законом  от 26.01.1996 N 14-ФЗ, ст. 183 Уголовного кодекса  РФ, утвержденного Федеральным законом  от 13.06.1996 N 63-ФЗ, Федерального

закона от 02.12.1990 N 395-1 "О  банках и банковской деятельности" (далее -

Федеральный закон N 395-1), а также рядом инструкций Банка  России и налоговых органов Российской Федерации.

Надо полагать, что  наиболее правильным было бы установление возможности

получения сведений, составляющих банковскую тайну, только по решению  суда, как в Швейцарии, Люксембурге, Германии и других зарубежных странах. Это повысило бы доверие к российским банкам и способствовало бы прекращению оттока капиталов за рубеж. Однако данная мера требует внесения изменений и в процессуальное законодательство, которое в настоящее время практически не регламентирует порядок получения и использования конфиденциальной информации. Возрастающее значение приобретает и проблема обеспечения банковской тайны при проведении операций через телекоммуникационные средства.

 

Список литературы

 

1. Сарбаш С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины судебной практики. — М.: Статус

2. Под общей редакцией академика Б. Н. Топорнина. — М.: Юрист,

Правовые проблемы банковской тайны - Хозяйство и право.

3.Ахидова И. Банковская тайна и аналогия закона- Хозяйство и право. 2010.

4. Гизатуллин Ф. Банк клиента не выдаст? Нормативное регулирование и понятие банковской тайны -Бизнес-адвокат, 2004, N 7.

5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

6. Налоговый кодекс РФ.

7. Викулин А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования. -

Государство и право. - М., 2003.

8. Гончаров Д. О банковской и коммерческой тайне. -Законность. 2010

9. Куршаков Д. Банковская тайна.- Закон, 2004, 2.

10. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

11. Скобликов П. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования. - Российская юстиция. - М., 2010

 

[1] - ст. 857, Гражданский кодекс РФ

[2] - п. 1 ст. 857 Гражданский кодекс РФ

[3] - п. 3 ст. 857 Гражданский кодекс РФ

[4] - Сарбаш С. В. Указ. соч., с. 149.

[5] - «Банковское право Российской Федерации. Общая часть» Под общ. ред. акад. Б. Н. Топорнина. — М.: Юрист, с. 249.

[6] - Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»

 


Информация о работе Банковская тайна