Банковская система Швейцарии: история, традиции, современное состояние, пробелмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире. Проводимая политика долгосрочного монетарного обеспечения и банковской тайны сделало Швейцарию местом, где инвесторы наиболее уверены в безопасности своих средств, в результате чего экономика страны становится все более зависима от постоянных притоков зарубежных инвестиций.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1 Сущность и роль банковской системы, построение банковской системы...................................................................................................................5
1.1. Понятия «банковская система» и «кредитная система».............................5
1.2. Понятие и особенности деятельности центрального (национального) банка.......................................................................................................................15
Глава 2. Структура банковской системы Щвейцарии и ее особенности.........21
2.1. Общая характеристика банковской системы Швейцарии..........................21
2.2. Банк Швейцарии.............................................................................................30
2.3. Современное состояние банковской системы.............................................34
2.4. Сравнительная характеристика швейцарской и российской банковских систем.....................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................50
Список использованной литературы...................................................................52

Файлы: 1 файл

Банковская система Швейцарии история, традиции, современное состояние, пробелмы.doc

— 622.00 Кб (Скачать файл)

- центральный банк стремится к достижению особого статуса при разработке и проведении денежно- кредитной политики (прежде всего в вопросах ценовой стабильности, инфляции, обслуживании внешнего долга, бюджетного дефицита) и в то же время не может действовать в отрыве от политических и экономических решений исполнительной власти, что приводит к противоречивости и сложности процесса достижения центральным банком оптимального положения в экономике.

Фактически независимость  центрального банка можно рассматривать  с позиции его статуса и  независимости денежно-кредитной политики. [17]

Независимость центрального банка от правительства подразумевает  две ее формы: политическую и экономическую.

Политическая независимость-это  автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении ориентиров денежной массы. Экономическая независимость- самостоятельность центрального банка  в выборе инструментов денежно-кредитной  политики. [9]

С другой стороны независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могут сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным  банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

- эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

- банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе (Рис. 1.1.);

Рис. 1.1. Банковская система страны. [13]

- банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

- главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

- органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. [15]

При решении пяти задач центральный  банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится  регулирование денежной массы в  обращении. Это достигается путем  сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана  контролирующая функция. Центральный  банк получает обширную информацию о  состоянии того или иного банка  при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща  информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке

Информационно-исследовательская  функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи. [12]

Необходимо  подчеркнуть, что все функции  центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный  банк создает тем самым кредитные  орудия обращения. Перечисленные функции  центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно- кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

Детально  рассмотрев сущность, функции и роль центральных банков, можно вывести  обобщенное  определение данной экономической категории, на основе сравнительного анализа существующих определений.

Центральный банк- общественный денежно-кредитный институт, регулирующий денежной оборот в наличной и безналичной  формах в национальных интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура банковской системы  Щвейцарии и ее особенности

2.1. Общая характеристика банковской  системы Швейцарии

 

Как известно, Швейцария  — страна банков. На каждые 1,5 тыс. жителей  приходится одна банковская структура. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций. Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные категории. К первой относятся три крупнейших банка: Union bank of Switzerland, Swiss bank corporation и Swiss credit bank. Кантональные, местные и сберегательные банки, относящиеся ко второй категории, в основном работают с местными вкладчиками в своих регионах, специализируясь на кредитовании и обычных банковских расчетах. Третья категория — так называемые частные банки. Основной вид их деятельности — управление инвестиционными портфелями. В кредитную систему Швейцарии органично входит большое количество финансовых компаний. Они делятся на:

• компании, которые публично рекламируют себя для приема депозитов и которые обязаны отвечать всем требованиям федерального банковского законодательства;

• компании, не принимающие  депозиты, но выполняющие другие банковские операции. Такие компании подпадают  под регулирование лишь части  статей упомянутого законодательства.

Отличительной чертой швейцарской  банковской системы является строгий  контроль за деятельностью банков и  инвестиционных компаний. Контроль за банками имеет 3-ступенчатую структуру  и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской ассоциацией. Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение закона — защита интересов клиента. Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям указанного закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана. В настоящее время величина минимального оплаченного уставного капитала банка должна составлять 2 млн. швейцарских франков, однако на практике для получения лицензии требуется сумма в 20 млн. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства банка. Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, — банковская секретность. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на срок до 6 месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовном преступлению. Уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. Нарушение валютного регулирования других стран также не попадает по швейцарском  уголовному праву в разряд преступлений.

Швейцария относится  к числу наиболее респектабельных  финансовых центров Европы. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические  институты обеспечили Швейцарии  особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов. Потрясения двадцатого столетия не затронули ее политический и экономический суверенитет. Политическая стабильность и экономическое процветание обусловили привлекательность Швейцарии в глазах состоятельных людей других стран. Более 10% ее постоянных жителей - иностранцы. Со всего мира сюда стекаются банковские вклады. Швейцария является транзитным пунктом международных финансовых потоков. Швейцарский франк входит в число основных резервных валют мира. Швейцарская банковская система находится на одном из первых мест в мире по уровню конфиденциальности банковских вкладов.[7]

Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жителей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций.

Все швейцарские банки  традиционно делятся на три основные группы:

  1. Крупнейшие национальные банки - Юнионбэнк оф Свитцелэнд (Union Bank of Switzerland), Суиссбэнккорпорэйшн (Suiss Bank Corporation) и Суисс кредит бэнк (Suiss Credit Bank). Крупные банки называются так потому, что размах и объем их операций на национальном и международном уровнях значительно превосходят подобные показатели других банков. Крупные банки универсальны. Они осуществляют все виды банковской деятельности: принятие вкладов, выдачу кредита, операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, управление портфелями ценных бумаг, трастовую деятельность, работу на рынке ценных бумаг и т. п. При этом клиентам ставят определенные условия, например, годовой оборот по счету должен быть минимум 3 млн. долл. либо неснижаемый остаток — 250 тыс. долл.
  2. Частные банки, основной вид деятельности которых – управление инвестиционными портфелями. Частные банкиры являются старейшими членами швейцарской банковской системы и все еще имеют большой вес в банковском сообществе, хотя и занимают очень небольшую нишу в кредитной структуре Швейцарии. Обычно, частные банкиры работают в режиме партнерства (товарищества) и, следовательно, несут ответственность перед своими кредиторами на полную стоимость своего частного достояния. По традиции, частные банки занимаются в основном обслуживанием отдельных физических лиц, особенно в отношении управления имуществом и портфелями ценных бумаг. Частные банкиры не могут открыто пользоваться рекламой для привлечения вкладов в банк, но им позволено рекламировать свои услуги по управлению имуществом и деятельности на рынке ценных бумаг, и по закону от них не требуется раскрывать информацию о банковских счетах. Частные банки на клубной основе занимаются семейными финансовыми делами лиц с крупным состоянием. Они не проводят коммерческих сделок, не выдают кредитов и не подвергают себя никаким рискам в обычных банковских операциях, осуществляя только управление деньгами   клиентов. Как правило, частные банки не работают с суммами меньше 300 тыс. долл. Персонализированный портфель начинают составлять от 500 тыс. или даже миллиона долл. Швейцарские частные банкиры не любят счета, по которым в течение месяца проходит много зачислений и снятий денег. Они предпочитают инвестиционные счета с большими остатками, которые используют для вложения клиентских средств в различные финансовые инструменты. В большинстве случаев основной капитал прочих банков принадлежит небольшой группе лиц. Они обычно занимаются всеми видами банковской деятельности, располагая свои учреждения, главным образом, в Цюрихе, Женеве, Лугано и Лозанне, но обслуживают в основном отдельных физических лиц.[6]
  3. Кантональные, местные и сберегательные банки, в основном работающие с местными вкладчиками в своих регионах. Они предоставляют также ссуды и осуществляют расчетно-кассовые операции. [12]

Кантональные или муниципальные  банки в отличии от обычных  коммерческих банков в значительной степени сосредотачивают свою деятельность на решении инвестиционных задач регионального уровня. Муниципальный банк кредитует местное коммунальное хозяйство, предоставляет населению ссуды для жилищного строительства, в том числе ипотечные кредиты, кредитует муниципальные предприятия, в основном средние и мелкие. В формировании ресурсов таких банков активную роль играют средства местных бюджетов,  которые через кредитные вложения направляются на различные мероприятия, имеющие длительный срок окупаемости.

Более половины прочих банков находится под иностранным контролем. Наличие иностранного контроля предполагается в том случае, когда иностранцам  принадлежит такая доля, которая  превышает половину акционерного капитала или половину прав голоса, или когда иностранцы каким-либо иным способом оказывают решающее влияние на банк. Термин "иностранец" применяется к лицам, не являющимся швейцарскими гражданами и не имеющим разрешения на постоянное пребывание в Швейцарии, а также к юридическим лицам и конкретным членам товарищества (партнерства), которые имеют свой зарегистрированный офис за рубежом или - если их зарегистрированный офис находится в Швейцарии - работают под контролем лиц-нерезидентов. Определение понятия иностранного контроля означает признание того факта, что существуют швейцарские банки, которые контролируются иностранцами, имеющими право на постоянное местожительство в Швейцарии, но их количество ограничено.

Иностранные банки открывают  свои офисы в Швейцарии не только из соображений представительства и престижа, но и для того, чтобы:

  • предоставить иностранные банковские услуги своим «домашним» потребителям (включая филиалы за рубежом);
  • вступить в деловые отношения со швейцарскими компаниями в их собственной стране, например предоставляя кредиты филиалам швейцарских компаний за рубежом;
  • принять участие в деятельности на швейцарском рынке капиталов.

Рассмотрение лишь банковской системы Швейцарии не дает полного представления о своеобразии и широких возможностях приложения капитала в этой стране. В кредитную систему Швейцарии органично входят также финансовые компании. Они делятся на:

  • компании, рекламирующие себя для приема депозитов, которые обязаны отвечать всем требованиям федерального банковского законодательства;
  • компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские операции. Они подпадают под регулирование лишь некоторых статей данного законодательства.

Информация о работе Банковская система Швейцарии: история, традиции, современное состояние, пробелмы