Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также все те экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы.
Вопрос о том, что такое банк и банковская система, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд.
На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 30.84 Кб (Скачать файл)

С позиции организации банк, важно обеспечение целостности и соответствия условиям окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии развития, принятой в банке между его подразделениями устанавливается тесное взаимодействие, каждое подразделение совершенствует свою деятельность в соответствии с изменением условий окружающей среды.

 Чрезвычайно важно, чтобы  организации банка отвечала так  же принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом здесь  выступают внутренний и внешний  аудит. Подразделения внутреннего  и внешнего аудита призваны  контролировать законность выполняемых  мероприятий, и их соответствие  нормам и предписаниям Центрального  банка РФ. Аудиторские проверки  организовываются как в рамках  головного банка, так и по отношению  к его филиалам (внутренний аудит). Внешний аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, обладающими лицензией на проверку деятельности кредитных организаций. Аудиторами банка могут быть лица, сдавшие соответствующий квалифицированный экзамен и получившие в связи с этим аудиторское удостоверение.

 Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразделений  банка обеспечиваются также посредством  подчинения правилам- регламентации  деятельности работников, для реализации  данного принципа банки разрабатывают  определенные предписания (устав, положение об определенных отделах и службах, квалификационные характеристики). Каждый сотрудник банка должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и умением выполнять правила, отраженные в этих и других документах.

 Наконец, немаловажно, чтобы  банк был обеспечен оперативной  и достаточной информацией, новыми  методами ее обработки с тем  чтобы принимать необходимые  организационные и экономические  меры по обеспечению стабильности, надежности кредитного учреждения. Информационное обеспечение, будучи  системным элементом банковской  инфраструктуры, в организационном  отношении реализуется путем  создания в банке особых подразделений (группы людей), занимающихся сбором  и обработкой соответствующей  информации.

 Конечно, целью формирования  структуры банка являются удобство  управления всем комплексом банковской  деятельности, повышения качества, предоставляемых клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих, достижения прибыльного хозяйствования как предприятия.

С учетом данной цели банковская структура не может быть застывшей, напротив, она должна видоизменяться, быть подвижной.

 Во-первых, банку необходимо  приспосабливать свою структуру  к завтрашнему дню,- к тому банку, который должен быть создан  согласно стратегии его развития. В сложившейся структуре вызревают  контуры тех отделов, управлений, секторов, которые в перспективе  будут созданы в интересах  реализации стратегических задач  развития банковской деятельности. Постепенно из групп сотрудников могут создаваться первоначально секторы, затем и отделы, и (при необходимости) управления.

 Во-вторых, подвижность  структуры может быть продиктована  изменением текущих задач. Анализ  банковского рынка выявляет нерентабельность  развития одних, и высокую рентабельность  других операций. Понятно, что это  должно привести к сокращению (иногда к полному свертыванию) деятельности отдельных отделов  и серьезному расширению других  подразделений. В связи с новыми  направлениями своей деятельности  банк должен учитывать сложившиеся  реальности и свои потребности  в штатах сотрудников. В целом  можно заметить, что на структуру  аппарата управления коммерческого  банка оказывает влияние несколько  факторов.

Среди них можно выделить размер банка и численность его персонала. Крупный банк объединяет значительную массу сотрудников. К середине 1994 года из ста крупнейших коммерческих банков России 33 банка имели в своем составе более 20 филиалов, порядка 60% их численности имели число сотрудников, превышающее 500 человек. Отдельные крупные банки имеют более 2 тыс. сотрудников. Естественно, в этих условиях количество отелов и управлений здесь довольно велико. В малом банке работает ограниченное группа людей, которые могут быть объединены в основные отделы (например, кредитный отдел, операционный отдел и бухгалтерия)

Активное воздействие на структуру коммерческого банка оказывает наличие персонала. В целом ряде случаев банки не могут расширяться и создавать полноправные структурные подразделения из-за нехватки обученных кадров, обладающими знаниями ведения соответствующих операций. В данной связи современная структура аппарата управления некоторых Российских банков не приобрела еще законченного вида, что наряду с другими факторами сдерживает развития определенных видов банковской деятельности.

 Среди факторов, воздействующих  на структуру банка, основополагающее  влияние оказывает уровень его  универсализации или специализации. Если банк провозглашает себя  универсальным банком, то он неизбежно (рано или поздно) должен создавать в своей структуре ряд специальных подразделений (отделов, секторов, групп), организующих многообразные виды банковских услуг. Напротив, специализация банка на определенном виде деятельности избавляет его от выполнения ряда операций и соответствующего формирования отдельных подразделений аппарата управления. С другой стороны, специализация банка на выполнение определенного вида деятельности требует от него расширения тех отделов или управлений, которые призваны регулировать этот более широкий круг операций, соответствующих его роду деятельности.

 Структура банка определяется, наконец, задачами экономии затрат, необходимости загрузки банковского персонала. Банк является коммерческим предприятием, он работает в интересах получения прибыли. Он не может набирать излишних персонал, ибо это увеличивает общие расходы по оплате труда банковских работников. Банк должен нанять такое число сотрудников, которое было бы достаточно, для выполнения соответствующего объема работ, и обеспечивало бы необходимую их загрузку.

Как отмечалось, в банковской практике можно обнаружить множество типов банков.

 В целом примерную  структуру коммерческого банка (среднего  по объему выполняемых операций) можно представить следующим  образом

 Организационная структура  банка включает функциональные  подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные  права и обязанности.

Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка формируются с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных операций банка, учетно-ссудные операции – кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка. Оказывают организующее воздействие на его работу в целом.

 Однако, независимо от  выполняемых ими операций, правовой  формы организации и их деятельности  каждый банк производит свой  специфический продукт, имеет, тем  не менее, обязательный для всех  набор определенных блоков управления. В их числе:

 В первый блок –  Совет банка, как правило, входят  его учредители.

Учредителями, акционерами банка становятся на добровольных началах. Их число может быть самым разнообразным, от одного - двух до нескольких десятков.

В настоящее время перечень учредителей весьма широк. Среди них – министерства, ведомства. Другие органы государственного управления, банки, объединения, предприятия, организации, учреждения.

Тем не менее, участие органов законодательной и исполнительной власти, политических и общественных организаций в Уставном капитале коммерческого банка запрещено Федеральным законом от 3 Февраля 1996 года «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» из законодательных ограничений следует отметить минимальный состав участников (учредителей) банка – три физических (юридических) лица.

 Общее руководство  деятельностью коммерческих банков  осуществляют собрание пайщиков, акционеров и советы банков, которые  избираются из их представителей. Управляют текущей деятельностью  правления, образуемые советами  банков. Уставами банков обычно  предусматривается, что члены правления  не могут быть не могут быть  одновременно членами Совета. Собрание, Совет и Правление банка должны  руководствоваться законодательством  РФ, действующими экономическими  нормативами и правилами совершения  денежно - расчетных операций.

Собрания проводятся как очередные, так и внеочередные. Очередные созываются ежегодно, не позднее чем через месяц после составления баланса банка за отчетный год. Внеочередные собрания могут созываться по требованию учредителей, Совета банка. Ревизионной комиссии, или пайщиков, которые владеют не менее ¼ суммы паев. Извещение о предстоящем собрании и повестке дня, а также другие материалы, связанные с собранием, направляются пайщикам не позднее, чем за две недели до его созыва.

 На собрании имеют  право присутствовать все пайщики. Каждый пай дает право одного  голоса. Владелец пая может передоверить  право голоса другому владельцу  пая по доверенности. Собрание  правомочно решать вынесенные  на его рассмотрение вопросы, если в нем участвуют представители  пайщиков, имеющих не менее 2/3 голосов. Все решения принимаются большинством голосов. По вопросам изменения Устава банка, размера уставного фонда, распределения прибыли, прекращения деятельности банка решение принимается 2/3 голосов присутствующих на собрании представителей пайщиков.

Собрание пайщиков, акционеров имеет следующее права:

• Принимает решения о расширении числа участников, или их выходе из банка;

• Избирает Совет банка, Ревизионную комиссию и определяет срок их полномочий;

• Принимает решение о размере и изменении уставного фонда;

• Определяет размер паевого взноса;

• Утверждает Устав банка, Положение о Совете, Правлении банка, Ревизионной комиссии и вносит в них изменения;

• Рассматривает и утверждает годовой баланс банка, отчет о прибылях и убытках за истекший операционный год, заключение и отчет Ревизионной комиссии;

• Распределяет прибыль банка, решает другие определяющие вопросы деятельности банка.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Федеральный закон " О Центральном банке Российской федерации (Банке России)" от 10.07 02 (с изменениями от 29.12.08). -Правовая Система Гарант, 2009 г.

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990г. № 395-1 (с изменениями от 29.12.2008 Г.). - Правовая Система Гарант, 2009г.

2.Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы Развития //Деньги и кредит №3, 2009 г.

        3.Чугунов А.В., Семкина Н.Н. Банковский сектор региона: анализ факторов развития // Деньги и кредит №2, 2009 г.

4.Алексеев М.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит / М.Ю. Алексеев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 367 с.

        5.Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие / Под ред.: Балабанов И.Т. – СПб. Питер, 2006. – 567 с.

       6.Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. Учебник / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт–Издат, 2006. – 620 с.

       7.Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. М.: Банки и биржи. 2007

       8.Воронина В.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. Пособие /Под ред. В.П. Воронина, С.П. Федорова, М: Юрайт. – 2006 – 487с.

       9.Гудашева В.А. Банковское дело /Под ред. В.А.Гудашева, В.В Радаева. Учеб. пособие для вузов, ПГПУ им. Белинского, 2008 - 68с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Банковская система России