Банковская система России: структура и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - оценка эффективности деятельности банковской системы России на примере конкретного коммерческого банка и разработка методов повышения эффективности ее деятельности в целом, а также отдельных звеньев.
Цель работы определила следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования и развития банковской системы России, а также развитие западных банковских систем;
- оценить общее состояние всей банковской системы России в динамике за ряд лет;
- провести оценку эффективности деятельности коммерческого банка, как второго звена банковской системы

Файлы: 1 файл

Магомаева- диплом-2.docx

— 172.94 Кб (Скачать файл)

не становится недееспособной - появляется другой банк, который может  выполнять банковские операции и  услуги. В банковскую систему при  этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если в  банковской системе исчезает первый ярус - центральный банк, то вся система  не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать  расчеты, выдавать кредиты, проводить  другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран  были примеры, когда эмиссионные  операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.

4. Банковская система  не находится в статическом  состоянии, напротив, она постоянно  в динамике. Здесь выделяются  два момента.

Во-первых, банковская система  как целое все время находится  в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например, еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных  экономических центров. Существенное место занимали маленькие банки (с капиталом до 100 млн. руб.), постепенно их число сокращается, достигнув к 1 января 2011 г. менее 1% общей численности кредитных учреждений. С выходом нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу.

Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают  новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так  и между ними. Банки могут оказывать  друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.

5. Банковская система  является системой “закрытого”  типа. В полном смысле ее нельзя  назвать закрытой, поскольку она  взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме  того, система пополняется новыми  элементами, соответствующими ее  свойствам. Тем не менее, она  “закрыта”, так как, несмотря  на обмен информацией между  банками и издание центральными  банками специальных статистических  сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская  “тайна”. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

6. Банковская система  - “самоорганизующаяся”, поскольку  изменение экономической конъюнктуры,  политической ситуации неизбежно  приводит к “автоматическому”  изменению политики банка.

В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает  сроки кредитования, увеличивает  доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической  и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному  кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие  меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном  экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают  существовать.

7. Банковская система  выступает как управляемая система  - Центральный банк, проводя независимую  денежно-кредитную политику, в различных  формах подотчетен лишь парламенту  либо исполнительной власти. Деловые  банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего  и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется  экономическими нормативами, устанавливаемыми  центральным банком, который осуществляет  контроль за деятельностью кредитных  институтов (в ряде стран функции  надзора за деятельностью коммерческих  банков возложены на другие  специальные государственные органы).

Все эти признаки свойственны  и российской банковской системе, которая  в современных условиях, будучи системой переходного периода, тем не менее, является развивающейся системой. Взаимодействие между звеньями банковской системы приобретает более разносторонний характер, улучшается нормативная база ее деятельности.

Признаки банковской системы:

  • включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;
  • имеет специфические свойства;
  • способна к взаимозаменяемости элементов;
  • является динамической системой;
  • выступает как система “закрытого” типа;
  • обладает характером саморегулирующейся системы;
  • является управляемой системой.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с  ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой  служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система  функционирует в рамках общих  и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим  нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую  систему, как и она сама только в том случае, если не противоречит общим устоям и принципам, строит общую систему как единое целое.

 

    1. История становления банковской системы России

 

    Центральный банк  Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.   

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.   

 В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.   

 В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.    

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).    

 В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.   

 С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.   

 Свои функции, определенные  Конституцией Российской Федерации  (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.   

 В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.    

 С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.    

 С целью преодоления  последствий финансового кризиса  1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.   

 Денежно-кредитная политика  Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности  и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.   

 В результате взвешенной  денежно-кредитной политики и  политики валютного курса, проводимой  Банком России, увеличились золотовалютные  резервы Российской Федерации,  нет резких колебаний обменного  курса.   

 Деятельность Банка  России в области развития  платежной системы была направлена  на повышение ее надежности  и эффективности для обеспечения  стабильности финансового сектора  и экономики страны. С целью  повышения информационной прозрачности  в функционировании платежной  системы Банком России была  введена отчетность кредитных  организаций и территориальных  учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный  опыт, методологию и практику  наблюдения за платежными системами.    

 В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).    

 Предусматривается реализация  комплекса мер, включая обеспечение  достоверного учета и отчетности  кредитных организаций, повышения  требований к содержанию, объему  и периодичности публикуемой  информации, реализации в учете  и отчетности подходов, признанных  передовой международной практикой.  Кроме того, будет раскрыта информация  о реальных владельцах кредитных  организаций, контроль за их  финансовым состоянием, а также  повышение требований к должностным  лицам кредитной организации  и их деловой репутации.   

 Повышенное внимание  Банк России уделяет ряду проблем.  Одна из них связана с тем,  что в последнее время все  более важную роль начинают  играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.   

 Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание - это фиктивная капитализация банков.    

 С целью противодействия  использованию банками разного  рода схем для искусственного  завышения или занижения значения  обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".    

 В связи с расширением  круга кредитных организаций,  предоставляющих населению ипотечные  кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.   

 С принятием Федерального  закона "Об ипотечных ценных  бумагах" кредитные организации,  обеспечивающие соблюдение требований  по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную  возможность рефинансировать свои  требования по ипотечным кредитам  за счет выпуска указанных  ценных бумаг.   

Информация о работе Банковская система России: структура и особенности функционирования