Банковская система России: история ее формирования, современное состояние и направления дальнейшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

Банковская система в любой стране - это основа основ экономики. От развития нацио-нальной банковской системы зависят темпы экономического роста, а следовательно, эко-номическая безопасность страны и ее статус на международной арене.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

Банковская система России: история ее формирования, современное  состояние и направления дальнейшего  развития

 

Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной  истории, в эпоху Великого Новгорода (XII-XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог  и т.д.

Первый в России акционерный коммерческий банк начал  свои операции в 1864 г. в г. Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк - Московский Купеческий банк - открылся в 1866 г.

До 1861 г. банковская система России была представлена в  основном дворянскими банками и  банкирскими фирмами. Первые кредитовали  помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали  фондовые биржи.

После отмены крепостного  права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный  банк, возникли общества взаимного  кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система  России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного  кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную  кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным  коммерческим банкам. Общества взаимного  кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней  и мелкой торгово-промышленной буржуазии. Учреждения ипотечного кредита включали: два государственных земельных  банка (Крестьянский поземельный и  Дворянский поземельный); 10 акционерных  земельных банков; 36 губернских и  городских кредитных обществ. Земельные  банки предоставляли преимущественно  долгосрочные кредиты помещикам  и зажиточным крестьянам. Губернские и особенно городские кредитные  общества выдавали ссуды под залог  земли и городской недвижимости.

Развитие кредитной  кооперации в России было тесно связано  с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в  государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под  залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовали 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.

В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные  капиталы частных банков, которые  стали государственной собственностью. Была также установлена государственная  монополия на банковское дело, произошло  слияние бывших частных банков и  Госбанка России в единый общегосударственный  банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные  банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и запрещены  операции с ценными бумагами.

В целом кредитная  кооперация не была национализирована, однако, обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк был национализирован, а его правление переизбрано  в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная  монополия на банковское дело (все  кредитные учреждения принадлежали государству); слияние всех кредитных  учреждений в единый общегосударственный  банк; сосредоточение в банках всего  денежного оборота страны.

До Октябрьской  революции кредитная система  России включала в себя центральный  банк, систему коммерческих и земельных  банков, страховые компании и ряд  специализированных финансовых институтов. В период нэпа вместе с развитием  товарных отношений и рынка произошло  частичное возрождение разрушенной  в годы революции и гражданской  войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя  уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной  сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, а также обществами взаимного  кредита, сберегательными кассами.

В 1930-е гг. кредитная  система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался  лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней  торговли. Такая структура кредитной  системы отражала не столько объективные  экономические потребности народного  хозяйства, сколько политизацию  экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система "подгонялась" под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.

Результатом подобной реорганизации банковской системы  стало выхолащивание самого понятия  кредитной системы и сущности кредита Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов.

Вместо разветвленной  кредитной системы остались три  банка и система сберкасс. За рамки  кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений  в широком смысле слова и переход  на административную систему управления.

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

- отсутствие вексельного  обращения;

- выполнение банками,  по существу, роли второго госбюджета; ,

- списание долгов  предприятий, особенно в сельском  хозяйстве;

- операции перекредитования всех сфер хозяйства;

- потеря банковской  специализации;

- монополизм, обусловленный  отсутствием у предприятий альтернативных  источников кредита;

- низкий уровень  процентных ставок;

- слабый контроль  банков (на базе кредита) за  деятельностью в различных сферах  экономики;

- неконтролируемая  эмиссия кредитных денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков смениламонополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

- банки продолжали  базироваться на прежней единой  форме собственности - государственной;

- сохранился их  монополизм, увеличилось лишь число  монополистов;

- реформа проводилась  в отсутствие новых экономических  механизмов;

- не существовало  выбора кредитного источника,  поскольку сохранялось закрепление  предприятий за банками;

- продолжалось распределение  кредитных ресурсов между клиентами  по вертикали;

- банки по-прежнему  субсидировали предприятия и  отрасли, скрывая их низкую  ликвидность;

- не были созданы  денежный рынок и торговля  кредитными ресурсами;

- увеличились издержки  на содержание банковского аппарата;

- разгорелась "банковская  война" за разделение текущих  и ссудных счетов;

- реорганизация  не затронула деятельность страховых  учреждений - важных источников кредитных  ресурсов.

Проведенная таким  образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную  систему, не приблизила ее структуру  к потребностям нарождающихся в  России рыночных отношений. Возникла необходимость  дальнейшей реформы кредитной системы  и приближения ее к структуре  аналогичных систем в странах  с развитой рыночной экономикой.

Объективно был  необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию  системы экономических отношений  в области кредита. Он начался  в 1988 г. с создания первых коммерческих банков, которые были призваны стать  фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка означало замену административно-командных  отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

Банки должны были превратиться в опорные пункты развития и регулирования  рыночных отношений в России.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен  из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую  независимость. После обретения  Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.

В результате в нашей  стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - Центральный банк России, II уровень - коммерческие банки и  другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

За минувшие годы банковская система России прошла этапы  активного развития и периоды  кризисов (см. табл. 1.2).

Самая крупная группа российских коммерческих банков - около  половины - это банки, организованные по инициативе отдельных групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит  правлениям банков, их организаторам.

Заметную роль в  банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки  со значительным участием государства  в их капиталах. Эти банки располагают  достаточно большим собственным  капиталом, активами, необходимым количеством  филиалов, что позволяет им постоянно  пополнять собственную кредитную  базу и увеличивать обороты.

Особую роль в  кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (более 30 тыс.), огромная финансовая мощь дает Сбербанку возможность  предоставлять населению услуги, недоступные пока в таких масштабах  другим коммерческим банкам: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей; выплата пенсий и пособий, зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов, как Сбербанк РФ, - на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные, неотложные нужды, в качестве помощи малому и среднему бизнесу. Но неповоротливость столь огромной структуры не позволяет эффективно использовать сосредоточенные в Сберегательном банке РФ финансовые ресурсы.

Стремительно прогрессируют  многие новые банки, возникшие "на ровном месте", т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются  и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это  дочерние структуры таких групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера  можно назвать "МДМ", "Альфа-банк", "Росбанк" и др. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.

На современном  этапе рыночных преобразований в  народном хозяйстве России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с  другой - энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки  начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.

Общие тенденции, свойственные развитой экономике, начинают проявляться  и в России.

Крупные компании и  крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный  капитал 54,768 млрд. руб.) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России "ЛУКойл" подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора "ЛУКойл" переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты "ЛУКойлу" на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка2.

Отдельно стоит  отметить казначейскую систему которая начала развиваться в Российской Федерации. Она призвана обслуживать бюджетные средства государства. Правда, ее функционирование на текущем этапе недостаточно четко подкреплено законодательными актами. В результате этого возникают негативные тенденции, которые наблюдаются в финансовой сфере из-за непродуманности функционирования казначейства. Примером может служить "лихорадка" межбанковских ставок в моменты окончания сроков уплаты налогов юридическими лицами, так как происходит перетекание денег со счетов коммерческих банков в казначейство и временное уменьшение краткосрочной ликвидности всей системы коммерческих банков. Ситуация складывается подобным образом из-за того, что распределение средств казначейством ведется независимо от сроков уплаты налогов юридическими лицами.

Основные итоги  прошедших лет показывают, что  действия Банка России и Правительства  Российской Федерации, направленные на реструктуризацию банковской системы  и улучшение состояния банковской сферы, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить  позитивные тенденции, начало которым  было положено в 1999 г. В 2000 -2001 гг. банковская система развивалась в благоприятных  макроэкономических условиях. Они, в свою очередь, характеризовались ростом производства товаров и услуг, увеличением инвестиционной активности, реальных доходов населения, позитивными тенденциями во внешнеэкономической сфере, а также в области государственных финансов.

Информация о работе Банковская система России: история ее формирования, современное состояние и направления дальнейшего развития