Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:35, реферат

Описание работы

Прежде чем стать универсальным кредитным институтом, банки прошли более 300-летний период своего развития и по праву заняли свое место в системе экономических отношений.
Деятельность банков на начальной своей стадии была связана с отдачей под залог, на хранение или получение в кредит сельскохозяйственной продукции и ремесленных изделий. Появление денег в виде монет, а затем, и создание денежных систем повлекли за собой ее стремительное развитие. Так возникла денежно-кредитная система.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты банковской системы РФ

1.1 Банковская система РФ и ее основные функции

1.2 Функции Центрального банка РФ

1.3 Деятельность коммерческих банков России

Глава 2. Проблемы функционирования банковской системы РФ и пути их решения

2.1 Современное состояние банковской структуры РФ и ее основные проблемы

2.2 Модели и мероприятия государства по совершенствованию банковской системы

Выводы и рекомендации

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банковская систеа россии.docx

— 48.99 Кб (Скачать файл)

 

Пассивы - это операции, посредством  которых банк формирует свои ресурсы  для проведения кредитных и других операций. Пассивы состоят из собственных  средств и заемных (привлеченных) средств на определенное время: ПАССИВЫ=ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

 

Из всего объема функций  нас, прежде всего, интересует функция  банковского надзора. Банк России как  орган банковского регулирования  и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов  вкладчиков и кредиторов - это является главной целью банковского регулирования  и надзора. Базельский Комитет по вопросам банковского надзора разработал Основные Принципы и Методологические разъяснения к Основным Принципам, имея целью обеспечить усиление глобальной финансовой системы. Комитет считает, что применение Основных Принципов эффективного банковского надзора всеми странами будет значительным шагом на пути к улучшению финансовой стабильности в каждой отдельной стране и во всем мире, а также обеспечит надежный фундамент для дальнейшего развития эффективных систем надзора.

 

Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные  Базельским комитетом по вопросам банковского надзора, включают в себя 25 принципов, необходимых для того, чтобы система надзора была эффективной. Приведем несколько из них:

 

· Принцип 1. Цели, независимость, полномочия, прозрачность и сотрудничество:

 

Эффективная система банковского  надзора должна иметь четко определенные обязанности и цели для каждого  органа, задействованного в надзоре  за деятельностью банков. Каждый такой  орган должен иметь операционную независимость, прозрачные процессы, надежное управление и адекватные ресурсы  и быть обязанным отчитываться за выполнение своих обязанностей. Также  необходимой есть соответствующая  законодательная база для осуществления  банковского надзора, включая положение  относительно предоставления разрешения на деятельность банковских учреждений и осуществление постоянного  надзора за ними; полномочия решать вопрос соблюдения законов, а также  проблемы безопасности и надежности и правовой защиты работников надзора. Должны быть внедрены средства обмена информацией между органами надзора  и защиты конфиденциальности такой  информации.

 

· Принцип 2. Разрешенные виды деятельности:

 

Разрешенные виды деятельности учреждений, которые подлежат лицензированию и надзору как банки, должны быть четко определенные, а употребление слова “банк” в названиях должны контролироваться по возможности шире.

 

· Принцип 3. Передача долей  существенного участия:

 

Орган надзора имеет полномочия рассматривать и отвергать любые  предложения относительно передачи другим сторонам долей существенного  участия или контрольных пакетов  акций в существующих банках, которые  находятся в прямом или опосредствованном  владении.

 

· Принцип 4. Кредитный риск:

 

Кредитный риск - риск возникновения  у кредитной организации убытков  вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником  финансовых обязательств перед кредитной  организацией в соответствии с условиями  договора.

 

· Принцип 5. Риск страны и риск перевода:

 

Органы надзора должны убедиться, что банки имеют соответствующие  принципы и процессы для определения, оценивание, мониторинга и контроля риска страны и риска перевода при осуществлении международной  деятельности по кредитованию и инвестированию, а также для поддержания адекватных резервов для возмещения потерь за такими рисками.

 

· Принцип 6. Операционный риск:

 

Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам  деятельности кредитной организации  и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной  организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых  кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

 

При этом регулирование и  надзор имеют установленные законодательством  пределы - согласно ст.56 Закона о ЦБ РФ, Банк России не вмешивается в  оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 

Таким образом, общей целью  банковского надзора является:

 

- поддержание денежной  и финансовой стабильности и  принятие в случае необходимости  мер по финансовому оздоровлению  и санированию банков;

 

- обеспечение эффективности  банковской деятельности путем  установления требований к качеству  капитала и активов. Банковский  надзор включает также оценку  внутреннего контроля, качества  управления рисками, внутренних  банковских операций и финансового  положения;

 

- защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью  банков, и особенно тех, которые  не могут выполнить свои обязательства  по отношению к вкладчикам.

 

Кроме этого, еще некоторые  факторы выделяют банковский надзор из иных государственных функций. А  именно:

 

- специальный орган банковского  надзора, наделенный соответствующими  полномочиями в банковской системе  (Банк России);

 

- определенный круг юридических  лиц, признаваемых объектами такого  надзора (главным образом, кредитные  организации);

 

- наличие особой группы  правовых норм, объединенных в  единое комплексное образование,  именуемое банковским правом;

 

- специальные санкции,  применяемые Банком России в  рамках привлечения поднадзорных  субъектов к юридической ответственности  за допущенные нарушения законодательства[[1] См. Смирнов Е.Е. Надзор в банковском  секторе РФ: тенденции и перспективы  (интервью с А.Г. Аксаковым,  заместителем председателя Комитета  Государственной Думы по кредитным  организациям и финансовым рынкам, членом Национального банковского  Совета ЦБ РФ) // Юридическая работа  в кредитной организации - №6 - 2006 г.1]

 

Структура управления ЦБР  образована по вертикальному принципу. Во главе находится Центральный  банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка. Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.

 

1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ  БАНКОВ РОССИИ.

 

Создание и функционирование коммерческих банков в РФ основывается на Законе «О банках и банковской деятельности в РФ». Основное назначение банка следует из самого его определения, сформулированного в этом законе: банк - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим законом и на основании лицензии, выданной Центральным банком России, предоставлено право привлекать денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещать эти средства на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, то есть совершают широкий круг операций на финансовом рынке. К этим операциям относят предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдачу гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.д.

 

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Главным их отличием от центральных  является отсутствие права эмиссии  денег. Чем бы они не отличались друг от друга, по отношению к ЦБ РФ все они - коммерческие банки, относящиеся ко второму, нижнему этажу системы. Вместе с тем, различия между ними разнообразны и глубоки по формам собственности, организационно-правовой форме, характеру деятельности.

 

Коммерческие банки можно  классифицировать по многим различным  критериям, которые не отрицают, а  дополняют друг друга, создавая многомерный  «портрет» каждого банка:

 

1) по форме собственности:

 

* государственные;

 

* частные;

 

* кооперативные;

 

* муниципальные;

 

* смешанные;

 

2) по страновой принадлежности капитала:

 

* российские;

 

* иностранные;

 

* совместные;

 

3) по организационно-правовой  форме:

 

* паевые;

 

* акционерные (ОАО, ЗАО);

 

4) по происхождению:

 

5) * старые, созданные на базе бывших специализированных банков;

 

6) * новые, созданные самостоятельно;

 

7) по степени независимости:

 

8) * самостоятельные;

 

9) * дочерние;

 

10) * уполномоченные;

 

11) * сателлиты (полностью  зависимые);

 

12) по величине уставного  капитала:

 

13) * крупные (величина уставного  капитала более 5 млн. евро);

 

14) * средние (величина уставного  капитала от 1 до 5 млн. евро;

 

15) * мелкие (величина уставного  капитала менее 1 млн. евро;

 

16) по характеру деятельности:

 

17) * универсальные (имеющие  право и осуществляющие все  или почти все виды банковских  операций). Универсальные банки составляют  основу банковской системы и  способны предоставить своим  клиентам до 200 видов услуг;

 

18) * специализированные, деятельность которых ориентирована на предоставление узкого спектра финансовых услуг своим клиентам.

 

Несмотря на различия, важнейшими функциями коммерческих банков традиционно  являются:

 

* обеспечение функционирования  расчетно-платежного механизма в  народном хозяйстве;

 

* аккумуляция временно  свободных денежных средств, сбережений  и накоплений;

 

* кредитно-финансовое обслуживание  внутреннего и внешнехозяйственного оборота и субъектов финансового рынка;

 

* выпуск кредитных средств  обращения;

 

* хранение финансовых  и валютных ценностей;

 

* проведение операций  с ценными бумагами;

 

* проведение трастовых  операций.

 

Банки действуют на основании  своих уставов, принимаемых в  соответствии с законодательством  РФ. Устав банка должен содержать:

 

- наименование банка и  его почтовый адрес;

 

- перечень банковских  операций;

 

- размер уставного капитала, резервного, страхового и иных  фондов;

 

- указание на то, что  банк является юридическим лицом;

 

- данные об органах  управления банка, их структуре,  порядке образования и функциях.

 

Уставы банков готовятся  в соответствии с рекомендациями Центрального банка России и могут  включать иные положения, связанные  с особенностями деятельности банков. Банки обязаны уведомлять Банк России обо всех изменениях, вносимых в  устав.

 

Банк России регистрирует уставы банков и ведет реестр (общереспубликанскую  книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий.

 

Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения  лицензии. При ликвидации или реорганизации  банков их лицензии возвращаются в  банк России, а запись в реестре  аннулируется.

 

Реестр банков, изменения  и дополнения к нему публикуются  Банком России в открытой печати.

 

Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой Банком России. В лицензии предусматривается  перечень операций, выполняемых банком.

 

Для получения лицензии учредители банков представляют в Банк России следующие документы:

 

а) ходатайство о выдаче лицензий;

 

б) учредительные документы (учредительный договор, устав банка, протокол о принятии устава и назначение руководящих органов банка);

 

в) экономическое обоснование  деятельности;

 

г) данные о руководителях  банка (председатель директор, главный  бухгалтер и их заместители).

 

Все банки на территории РФ должны держать обязательные резервы  в Банке России и в соответствии со статьями 24 и 27 закона РФ ''О Центральном  банке РФ" устанавливают нормативы  обязательных резервных требований, депонируемых ими в Банк России.

 

Банки обязаны иметь свой страховой и резервный фонды, порядок формирования и использования  которых устанавливается Банком России и уставами банков.

 

Банки обязаны соблюдать  следующие установленные Банком России положения:

 

· экономические нормативы;

 

· минимальный размер уставного  капитала банка;

 

· предельное соотношение  между размером уставного капитала банка и суммой его активов  с учетом оценки риска;

 

· показатели ликвидности  баланса;

 

· минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке  России;

 

· максимальный размер риска  на одного заемщика;

 

· ограничение размеров валютного  и курсового рисков;

Информация о работе Банковская система РФ