Банковская система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:45, реферат

Описание работы

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в последние годы в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.

Файлы: 1 файл

Банковские системы Китая.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство общего и профессионального образования РФ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет: Экономический

 

 

 

 

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ

 

Доклад

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 Руководитель:

                                    ________________ Т.А. Куприянова

      (подпись)

                                  _______________________________

      (оценка, дата)

Разработал:

 

       Студентка группы 82-10

                               __________________А.А. Богданова

     (подпись)

 

 

                                                      Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в последние годы в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.

 Очень важно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов и сбережении, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередь вследствие увеличения экспортных доходов и эффекта импортозамещения. Это относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистика вкладов, и к сектору предприятии, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс представляет собой огромный вызов для банковской системы, которая получает эти ресурсы и должна правильно ими распорядиться. Даже бюджетный сектор, имеющий профицит, стал источником роста общенациональных сбережении, которые нужно также рационально и наиболее производительно использовать.

 Поэтому в ситуации, в которой сейчас находится российская экономика, важнейшая задача - добиться того, чтобы эти финансовые ресурсы, которые формируются внутри страны и которые в ближайшее время придут извне, были трансформированы в реальные экономические проекты и в реальные инвестиции.       

 Роль банковской системы здесь крайне велика. Если банковская система активно будет участвовать в этом процессе, то темпы инвестиционной активности могут значительно возрасти, что создаст основу для долговременного высокого экономического роста в ближайшие годы.  Это вполне реально. Однако явных свидетельств того, что банковская система  справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет. К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась.  Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой, то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

 

 

 

 

  1. Банковская система Китая

 

Современная банковская система Китая состоит из четырёх типов кредитных организаций, таких как политические банки; банки «большой четвёрки» или государственные кредитные организации; акционерные банки и кредитные кооперативы в небольших городах и сельской местности.

Основной контролирующий и определяющий денежно-кредитную политику страны банк — это Народный банк Китая (НБК). Согласно закона от 18 марта 1995 года Народный банк Китая получил статус Центробанка со всеми вытекающими последствиями. Ещё один орган, осуществляющий функции надзора за остальными банками — это Комитет по контролю за банковской деятельностью.

К политическим банкам относятся: Банк Развития Китая, Сельскохозяйственный банк развития Китая и Экспортно-импортный банк.

Такие кредитные учреждения как Банк Китая, Строительный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая образуют «большую четвёрку» государственных банков Китая.

Остальные кредитные организации можно отнести к третьему и четвёртому типам банковской системы. Главной задачей государственных банков на текущий момент является их реорганизация путём преобразования в акционерные общества с последующим размещением акций на рынке ценных бумаг.

 

  1. Противовес крупнейшим банкам

 

Четырем крупнейшим банкам противостоят 44 тыс. кредитных кооперативов, которые находятся в деревнях и маленьких городах и функционируют, в основном, как сберегательные кассы. Объем предлагаемых ими услуг невелик и сконцентрирован на нескольких простых видах операций. Небольшая численность персонала и неумелое руководство приводят к высокой доле безнадежных долгов и вынуждают государственные органы строго контролировать, а то и закрывать кредитные кооперативы. Местное или региональное денежное обращение, как правило, осуществляется только в редких случаях, а депозиты часто перенаправляются в крупные города, так как «на местах» отсутствуют необходимые кредитные средства. Парадоксально, но факт: в слаборазвитой деревне отчасти больше накоплений, чем инвестиций.

Между крупными банками и большим числом мелких кредитных организаций находится третья группа - около 10 частных банков, которые созданы в качестве акционерных обществ и работают с частным и государственным капиталом. Образцом такого банка можно считать Миншен Банк, хотя он и не является 100%-ным частным предприятием. Его прибыль в 4-5 раз выше, чем у конкурентов из государственной сферы. Приватизация этого и других банков со смешанной формой собственности продолжается. Такие банки развиваются весьма динамично и в большей степени зависят от хода реформ в целом и монетарных реформ в частности, чем четыре упомянутых крупнейших банка. Миншен Банк и подобный ему Пудон Девелопмент Банк смогли провести рекапитализацию в 1999-2000 гг. путем выпуска акций и благодаря этому снизили остроту проблем, связанных с возвратом безнадежных долгов. В 2003 г. получили лицензию еще 10 частных банков. Банк «Баушпаркассе Швебиш Холл» совместно с Китайским строительным банком в конце 2002 г. создали первое совместное банковское предприятие. Два частных банка объявили себя банкротами.

Присутствуют на китайском финансовом рынке и порядка 200 иностранных банков, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных регионах. Их активность регламентирована государственной лицензионной системой со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможной настоящую конкуренцию между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доли на рынке мизерны. Однако, несмотря на существующую систему валютных ограничений, такие факторы, как растущее число валютных операций и вступление Китая в ВТО, создают надежду на усиление конкуренции не только в банковском секторе, но и в экономике в целом. Результатом такой конкуренции должна стать концентрация усилий на динамично развивающихся регионах путем создания собственных дочерних банков или слияния с частными банками, или - как это имеет место у ряда немецких банков - сотрудничества с четырьмя крупнейшими государственными банками. Передовой в данном отношении Ситибанк (США) уже применяет здесь дифференцированную политику в работе с филиалами и китайскими частными клиентами. Немецкие банки работают, преимущественно, с зарубежными предприятиями. Сделки с участием китайских компаний из-за высокого риска немногочисленны. Депозитные сделки с населением иностранные банки начали осуществлять с начала текущего года.

 

  1. Промышленно-коммерческий банк Китая

 

Промышленно-коммерческий банк Китая (ICBC), созданный в 1984 г. путем выхода из структуры Центрального банка, - самый крупный государственный банк, на долю которого приходится 1/4 всех банковских активов. Он имеет по всей стране 22 тыс. отделений, в которых работают 400 тыс. служащих. Банк обслуживает 8 млн фирм и 100 млн частных лиц; он - лидер также и в такой пока прибыльной и надежной сфере, как ипотечное кредитование, которое возникло в последние годы, но уже превратилось в достаточно рискованное поле деятельности из-за быстро растущих цен и большого спроса на рынке недвижимости. В международной статистике ICBC входит в десятку крупнейших банков мира.

 

После создания Китайского строительного банка (ССВ) в 1954 г. основной сферой его деятельности стали средне- и долгосрочные кредиты в государственные инвестиционные проекты, например, в строительство железных дорог, электростанций и автомагистралей.

С 1994 г. проводились значительные реформы в области кредитного менеджмента, внутреннего контроля и снижения риска, а также подбора клиентуры из прибыльных мелких и средних предприятий. Важная роль была отведена контролю затрат. В целях их экономии число сотрудников было уменьшено до 320 тыс. человек, закрыто также несколько отделений.

 

  1.  Деполитизация и приватизация 

 

Деполитизация госбанков, в частности в сфере кредитной политики, на бумаге началась уже давно. В действительности же это чрезвычайно сложный процесс, поэтому не стоит удивляться тому, что «ожидаемые показатели» не достигнуты и все еще возникают невозвратные кредиты. Правительство КНР неизменно продолжает идти по пути реформ и оказывает давление как на собственные структуры, так и на госбанки в целях подготовки их к приватизации.

Ранее безнадежные долговые обязательства представляли собой политический фактор, источником которого были правительственные директивы. В настоящее время эти обязательства зависят от политических факторов, трудностей производственного характера и недостатков самих банков. Переход к чисто экономическому управлению банками и их ориентация исключительно на получение прибыли были и остаются одной из важнейших целей ближайшего будущего и одновременно предпосылкой для проведения правовой деполитизации.

Не решен ряд проблем, связанных с «политической приемлемостью». Даже если банкам в рамках коммерциализации были предоставлены большая свобода и большая мера ответственности, а политические указания были заменены экономически обоснованными директивами - это еще не значит, что данные возможности могли быть быстро использованы банками для достижения большей рентабельности. Государство игнорировало собственные указания и во многих случаях использовало старые рычаги власти для принудительного кредитования. Кроме того, правительству Китая до сих пор не удается убедить региональные власти в выгоде нового экономического пути, а бюрократический аппарат регионов почти повсеместно тормозит последовательную реализацию реформ и по-прежнему вынуждает банки выдавать экономически неоправданные кредиты. Ведь иначе избалованные дотациями региональные госпредприятия могут оказаться отрезанными от привычных источников ликвидных средств, что грозит банкротством. В явном противоречии с объявленной политикой коммерциализации находится также тот факт, что от государственных банков требуют новых программ кредитования для стимулирования конъюнктуры.

 

Еще одна проблема - «внутренняя слабость» государственных банков: после их коммерциализации были введены новые правила управления кредитными рисками, и некоторые кредиты по экономическим соображениям больше не предоставлялись. Также этим банкам не хватает еще внутренней надежности и достаточного опыта для санации государственных предприятий, знания современных методов составления балансов и систем оценок.

Ограниченная рентабельность государственных банков, ухудшившаяся в период с 1996 по 1998 г., объясняется следующими причинами:

- общими недостатками системы управления;

- плохим внутренним контролем расходов;

- неоправданно высокими налогами и сборами.

К тому же доходы государственных банков почти на 100% образуются за счет процентов; подобная монопольная зависимость делает их очень уязвимыми. Так как устанавливаемые государством процентные ставки по кредитам в интересах конъюнктуры снижались быстрее, чем процентные ставки по вкладам, произошло снижение уровня чистых доходов, получаемых за счет процентов и рентабельности.

Все же приватизация госбанков постепенно идет, несмотря на существующие проблемы. Центральный банк теперь допускает преобразование государственных банков в акционерные общества (принадлежащие министерству финансов), а также их выход на биржу уже в этом году. В Гонконге, например, есть некоторый опыт в этой области: четверть акционерного капитала банка Bank of China (Hongkong) Ltd. была частично приватизирована при значительном превышении лимита подписки.

Но существуют сомнения по поводу того, сможет ли произойти запланированный выход на биржу и сделает ли он китайские банки более прозрачными и рентабельными. Принципиальное значение имеет то, что китайское руководство открыто декларирует эту возможность в качестве элемента реформ. Придется пройти длинный путь, пока через эмиссию акций и частичную приватизацию в эти крупные банки придут новые капиталы, новые вливания и новые идеи.

Однако стремление государства к приватизации показывает, что оно и правительство продолжают систематически готовиться к смене экономической власти в духе рыночной экономики.

В течение последних 10 лет государственные банки в значительной степени изменили свой имидж с точки зрения оснащения оборудованием, внедрения банковских технологий и осовременивания офисных зданий. У них также, по сравнению с остальными китайскими банками, больший объем капитала, лучшая техника и хорошо обученный персонал. Шанхай уже буквально перегружен такими банками и более интернационален, чем Пекин. Гонконг занимает особое положение и служит образцом динамичного развития и консультантом по реформированию.

Информация о работе Банковская система Китая