Банковская система и регулирование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

До Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов. В период НЭПа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

Содержание работы

1. История развития банковского дела. 3

2. Банки и банковская система. 9
2.1 Современные представления о сущности банка.
2.2 Современная банковская система: сущность и структура.
2.3 Пассивные, активные и комиссионные операции банков.

3. Роль банковской системы в рыночной экономике. 18
3.1 Центральный банк и кредитное регулирование.
3.1.1 Сущность и функции центральных банков.
3.1.2 Кредитная система и государственное регулирование.
3.1.2.1 Регулирование и дерегулирование. Официальное регулирование.
3.1.2.2 Кредитная система как субъект регулирования.
3.1.3 Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых
капиталистических государствах.
3.1.3.1 Независимость центральных банков.
3.1.3.2 Банкнотная и безналичная эмиссии.
3.1.3.3 Денежно-кредитная политика.
3.1.3.4 Банковское регулирование.
3.2 Коммерческие банки: сущность и функции.

4. Банковская система России на современном этапе развития. 39
4.1 Банки - стимулятор рыночных отношений в России.
4.2 Основные цели и принципы деятельности Банка России.
4.3 Основные цели денежно-кредитной политики Банка России и
принципы регулирования банковской сферы.
4.3.1 Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной политики
4.3.2 Принципы регулирования банковской сферы.
4.3.3 Предложения банковскому сообществу по повышению
эффективности функционирования банковской системы.
4.3.4 Задачи коммерческих банков по поддержанию стабильности
банковской системы.

5. Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономтеория.docx

— 94.58 Кб (Скачать файл)

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно  парламенту или образованной последним  специальной банковской комиссии. Управляющий  ЦБ не входит в правительство, и его  назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Существенная степень независимости  ЦБ обусловлена его задачами, которые  в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной  и валютной стабильности в целях  обеспечения антиинфляционного  экономического роста. Правительство  озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так  как принципиальные противоречия с  правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним  экономической политики. Поэтому  есть тенденция к усилению влияния  правительства в лице прежде всего министра финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с его национализации в1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное  право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны  министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались  на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет  четкое разграничение государственных  финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства  пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг  в балансе ЦБ не означает первичное  участие ЦБ в государственном  долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях  Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения  банкнотной эмиссии.

Значение ЦБ как эмиссионной  монополии и расчетного центра существенно  снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные  органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной  политики.

3.1.3.2 Банкнотная  и безналичная эмиссии

Законодательно эмиссионная монополия  за ЦБ как представителем государства  закреплена на Западе только в отношении  банкнот и в некоторых случаях  монет.

На Западе наличное обращение имеет  крайне небольшое место даже в  расчетах населения - обычно менее 5 - 10%.[11] Планирование наличного обращения  отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически “продаются”  банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут  использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому  монополия на банкнотную эмиссию  не подразумевает ее жестокого контроля или увязки с макроэкономическими  показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства  только тем, что банкноты - простые  векселя до востребования - могут  использоваться как законное платежное  средство и по ним не надо платить  процент. Поскольку современные  деньги имеют кредитный характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими  техническими вопросами.

На Западе не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими  активами ЦБ, но это отражено в их публикуемых балансах. Обеспечением выступает актив ЦБ, основными  статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных  и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу, нередко законодательно определен  характер обеспечения и , следовательно, косвенные пределы бумажной эмиссии.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко  свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной конторе  ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция  все более рассматривается как  техническая и касается в основном отделений банка, непосредственно  занимающихся кассовой работой, а также  типографии, печатающей банкноты. Монополия  нужна прежде всего для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает  ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, которые от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, а в меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Сумма таких депозитов обычно не превышает 30 - 50% баланса ЦБ, а чаще имеет еще более незначительный вес.[12] Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

Принципиальной особенностью системы  денежного обращения в капиталистических  странах является практически полное отсутствие  разделения наличного и безналичного оборота, безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный инструмент.

3.1.3.3  Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом  на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности  банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства  в проведении денежно-кредитной  политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих  действиях и обычно не вмешивается  в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают “узкую” и “широкую”  денежно-кредитную политику. Под  узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного  курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и  других инструментов, влияющих на краткосрочные  процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и , соответственно, финансированием госбюджета.

Центральный банк - прежде всего посредник  между государством и остальной  экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с  помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке  и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют следующую  классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.

Краткая характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики:[13]

Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования,  периодическое “замораживание” процентных ставок.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование фондовых и  фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Эти инструменты денежно-кредитной  политики могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и законодательством.

3.1.3.4  Банковское регулирование

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых  государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного  функционирования банков, предотвращением  дестабилизирующих тенденций. В  современных условиях банковское регулирование  сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”.[14] Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
  • качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
  • качество менеджмента (квалификация управляющих);
  • ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
  • доходность;

ЦБ или другое государственное  учреждение (в некоторых странах  действуют специальные банковские комиссии) следит прежде всего за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.

Регулирование может заключаться  в требовании соблюдения правила  “четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум  двумя людьми. Важным считается также  принцип “китайских стен”, т.е. различные  подразделения банка во избежание  конфликта интересов и злоупотреблений  должны действовать как абсолютно  независимые компании. В ряде стран  в случае необходимости ЦБ может  потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить  временно своего комиссара.

Информация о работе Банковская система и регулирование рынка