Банковская гарантия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является подробное рассмотрение содержания банковской гарантии, полный порядок ее оформления и подтверждение платежеспособности гаранта.
Для достижения поставленной цели предполагается решить комплекс взаимосвязанных задач:
• подробно изучить содержание банковской гарантии;
• исследовать порядок оформления банковской гарантии;
• выявить, как происходит подтверждение платёжеспособности гарантов;
• определить практическую значимость банковской гарантии на примере ОАО «Сбербанка России»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Основные понятия банковской гарантии 5
1.1 Понятие и содержание банковской гарантии 5
1.2 Порядок оформления банковской гарантии 8
Глава 2 Практическая значимость банковской гарантии на примере ОАО «Сбербанк России» 12
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России» 12
2.2 Оценка банковской гарантии ОАО «Сбербанк России» 15
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 26

Файлы: 1 файл

Курсоваяуу.docx

— 759.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1 Основные понятия банковской гарантии

5

1.1 Понятие и содержание  банковской гарантии 

5

1.2 Порядок оформления  банковской гарантии

8

Глава 2 Практическая значимость банковской гарантии на примере ОАО «Сбербанк России»

12

2.1 Экономическая характеристика  ОАО «Сбербанк России» 

12

2.2 Оценка банковской гарантии  ОАО «Сбербанк России» 

15

Заключение

23

Список литературы 

25

Приложение

26


 

Введение

В мировой торговле банковская гарантия используется около 60 лет, а в российском обороте около 20. Нормы о банковской гарантии впервые появились в нашем законодательстве со вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), т.е. с 01 января 1995г.

До принятия действующего ГК российское право не знало банковской гарантии. В советские времена банковские гарантии могли использоваться организациями при международных расчетах, но в «исключительных случаях», как было сказано в инструкции Внешторгбанка СССР.

Банковская гарантия появилась рядом с поручительством тогда, когда этот классический способ обеспечения оказался неспособным обслуживать интересы финансово-кредитных рынков в существенно изменившемся после второй мировой войны мире. Увеличение товарообменных операций, удорожание сделок, общая тенденция к превращению скорости оборота денег во все более ощутимый источник эффективности делают последствия просрочки исполнения или неисполнения обязанностей контрагентом все более разорительными. Отсутствие особых, сверхнадежных гарантий быстрого исполнения денежных обязательств становиться препятствием для развития производства и торговли. Появляется новый финансовый инструмент и соответственно новый вид обязательства - банковская гарантия.

Нельзя не отметить, что банковская гарантия занимает особое место среди банковских финансовых инструментов, и в последние годы по объективным экономическим причинам становится достаточно популярной и в нашей стране.

Актуальность моей темы заключается в том, что банковская гарантия на сегодняшний день является наиболее популярным и востребованным способом страхования ответственности исполнителя.

Целью этой работы является подробное рассмотрение содержания  банковской гарантии, полный порядок ее оформления и подтверждение платежеспособности гаранта.

Для достижения поставленной цели предполагается решить комплекс взаимосвязанных задач:

  • подробно изучить содержание банковской гарантии;
  • исследовать порядок оформления банковской гарантии;
  • выявить, как происходит подтверждение платёжеспособности гарантов;
  • определить практическую значимость банковской гарантии на примере ОАО «Сбербанка России»

 

1.Основные понятия банковской гарантии

1.1. Понятие и содержание банковской гарантии

В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК).

Субъектами отношений по банковской гарантии являются гарант, принципал и бенефициар.

 Гарант – это лицо, выдавшее письменный документ, содержащий  обязательство выплатить денежную  сумму в случае представления  бенефициаром письменного требования  об оплате, составленного в соответствии  с условиями банковской гарантии.

Принципал – лицо, являющееся должником по обязательству, исполнение которого обеспечивается банковской гарантией, выданной гарантом по его просьбе.

Бенефициар – лицо, в пользу которого, как кредитора принципала, выдается банковская гарантия.

Выдача банковской гарантии – это односторонняя сделка, поскольку, во-первых, для ее совершения требуется волеизъявление одной стороны – гаранта; во-вторых, выдача банковской гарантии юридически связывает гаранта возможностью предъявления бенефициаром требования исполнения обязательства, вытекающего из нее.

Под выдачей банковской гарантии следует понимать передачу гарантом тем или иным способом (почтой, телетайпом, непосредственно на руки и т. д.) надлежащим образом оформленной гарантии принципалу или бенефициару. Именно выдача гарантии является юридическим фактом, порождающим гарантийное обязательство между бенефициаром и гарантом. Для возникновения гарантийного обязательства не требуется извещения гаранта о принятии бенефициаром гарантии, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии.

 Из определения банковской гарантии, данного в ст. 368 ГК, следует, что обязательства гаранта должны быть оформлены письменно. В отличие от норм, регулирующих отношения по поручительству, неустойке, залогу и указывающих, что несоблюдение письменной формы сделок о применении этих способов обеспечения влечет их недействительность, для банковской гарантии действующим законодательством такие последствия несоблюдения письменной формы прямо не предусмотрены.

 Сама сущность банковской  гарантии состоит в том, что  это есть письменно оформленное  обязательство, в силу которого  кредитор принципала – бенефициар  приобретает право требовать  получения денег (ст. 368 ГК).

Условия, составляющие содержание гарантии:

1. Наименование гаранта.

2. Наименование принципала.

3. Наименование бенефициара.

4.Ссылка на основной договор, в котором предусмотрена необходимость выдачи гарантии.

5. Максимальная денежная  сумма, подлежащая выплате.

6. Срок, на который выдана  гарантия, или иной юридический  факт, при наступлении которого  прекращается гарантийное обязательство.

7. Правила осуществления  платежа.

8.Положение, направленное на сокращение суммы гарантийных выплат.

Объем и детали перечисленных условий, входящих в содержание банковской гарантии, должны соответствовать требованиям, содержащимся в соглашении между гарантом и принципалом о выдаче гарантии. Но во всех случаях в тексте банковской гарантии должны быть указаны наименование гаранта; сумма, на которую выдана гарантия; срок, на который она выдана.

Условия и порядок передачи бенефициаром права требования должны быть оговорены в самой банковской гарантии. Включение в банковскую гарантию условия о возможности передачи бенефициаром требования права третьему лицу должно быть оговорено в соглашении гаранта с принципалом. Если гарантия вопреки соглашению гаранта с принципалом выдается бенефициару с правом передачи требования из нее третьему лицу, то гарант теряет право регрессного требования к принципалу, а сама банковская гарантия приобретает абстрактный характер.

По общему правилу, гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, однако в ней может быть предусмотрен и более поздний срок.  Окончание срока действия гарантии обусловливается, как правило, календарной датой таким образом, что он немного превышает срок действия основного контракта. Независимо от положений о сроке действия гарантии она прекращает свое существование в результате представления письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от ответственности. В силу объективно сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия гарантии.

 Если бенефициар требует  продления срока действия гарантии  в качестве альтернативы предъявлению  платежного требования, гарант должен  немедленно информировать об  этом принципала, отложив выплату  гарантийной суммы до достижения  соглашения между бенефициаром  и принципалом. Если же соглашение  о продлении срока действия  гарантии не было достигнуто, а бенефициар настаивает на  своем требовании, то гарант обязан  произвести выплату гарантийной  суммы.

Гарантийная сумма, указанная в тексте банковской гарантии, является максимальной, то есть включает и проценты. Денежная сумма, выплачиваемая в соответствии с гарантией, должна быть сокращена на сумму любых выплат, сделанных страховщиком-гарантом в удовлетворение платежного требования. Если максимальная денежная сумма, указанная в гарантии, полностью выплачена бенефициару, то действие гарантии прекращается.

Как правило, гарантийная сумма выплачивается путем банковского перевода на счет бенефициара, а также путем акцепта выставленных им тратт.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед бенефициаром гарант несет ответственность на общих основаниях. Нарушения гаранта могут выражаться в различных формах – задержка выплаты всей или части суммы по гарантии, необоснованный отказ в выплате и т. п. Поскольку обязательства гаранта носят денежный характер, при просрочке в выплате суммы гарантийного обязательства на него может быть возложена ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК.

 

1.2 Порядок оформления банковской гарантии

Для получения банковской гарантии необходимы следующие документы:    

     а) общая информация:

  • заявление/просьба на фирменном бланке предприятия (организации) за подписью руководителя и главного бухгалтера, в котором должны быть указаны:
  • сумма, срок и цель гарантии, вид предполагаемого обеспечения обязательств заемщика/принципала гарантии перед страховщиком, источники и способы погашения принципалом обязательств, обеспечиваемых гарантией страховщика;
  • краткая информация о деятельности предприятия (организации), опыте работы, партнерах, перспективах развития;
    • для потенциальных клиентов - учредительные документы (нотариально заверенные копии): устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, карточка с образцами подписей и оттиском печати, удостоверенная нотариусом, документы о назначении лиц, имеющих право подписи, и о подтверждении их полномочий, справки о постановке на налоговый учет, а также справки из фондов - пенсионного, медицинского страхования, социального страхования;

     б) финансовые  документы:

  • бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, формы N 2, N 4), заверенная налоговой инспекцией, за предыдущий год (с приложением формы N 5) и на две последние отчетные даты;
    • расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату и на дату подачи заявления в страховую организацию;
    • расшифровка статей баланса, имеющих наибольший удельный вес, на последнюю отчетную дату;
    • справка о ежемесячных объемах реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за последние шесть месяцев;
    • справка о ежемесячных оборотах по счетам за последние шесть месяцев, заверенная обслуживающим банком (банками);
    • информация о сумме обязательств потенциального принципала перед обслуживающими банками;

     в) информация  об обязательствах, в обеспечение  которых необходимо предоставление  гарантии:

    • описание схемы сделки, по которой требуется предоставление гарантии;
    • копии документов (договоров, контрактов), подтверждающих необходимость предоставления гарантии, источники получения принципалом средств для погашения обязательств, обеспечиваемых гарантией, копии договоров на реализацию продукции (работ, услуг), а также копии вспомогательных договоров (хранения, аренды, перевозки, охраны, страхования и т.д.).

По усмотрению комиссии, банк может дополнительно затребовать от принципиала другие документы (или их копии), имеющие отношение к выдаче банковской гарантии физическому лицу.

Оформление банковской гарантии может проводиться в ряд этапов.

Основным правовым документом, в котором отрегулированы отношения между финансовой организацией и принципалом, является Гражданский Кодекс РФ. Но так же, для муниципальных и госконтрактов условия предоставления гарантии установлены Федеральным Законом 94-ФЗ.

Порядок оформления банковской гарантии:

  1. Заказчик в письменном виде направляет Банку просьбу на предоставление гарантии. Без такого обращения банковская гарантия считается недействительной.
  2. Кредитная организация рассматривает вопрос о предоставлении банковской гарантии организации – заказчику;
  3. Между Принципалом и Банком оформляется договор, в котором будут урегулированы все отношения, определены обязанности и прописаны права обоих сторон.
  4. Заказчик производит оплату Банку комиссионной оплаты за оформление и выдачу гарантии.
  5. Принципал получает от кредитной организации банковскую гарантию, в которой определены сумма гарантии, условия оплаты по ней, прописывается точный срок действия гарантии, а так же перечень документов, которые необходимо предоставить Бенефициару совместно с требованием.
  6. Бенефициар получает банковскую гарантию от Принципала.

Информация о работе Банковская гарантия