Антимонопольное законодательство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ,
антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать,
преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит
так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих
субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам,
включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной
власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и
качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере
финансовых услуг".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.19 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное законодательство России 
 
Антимонопольное законодательство включает в себя законы

. "О конкуренции иограничении  монополистической  деятельности  на  товарных

   рынках" от 22 марта1991 г.,

. "О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в  Российской

   Федерации" от 3 июля 1991 г.,

. "О поставках  продукции   для  федеральных  государственных   нужд"  от  13

   декабря 1994 г.,

. "О финансово-промышленных  группах" от 30 ноября 1995 г.,

. "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,

. "Об акционерных обществах"  от 26 декабря 1995 г.,

. "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,

. "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,

. "О мерах по  защите  экономических   интересов  Российской  Федерации   при

   осуществлении внешней торговли" от 14 апреля  1998  г.  и  др.,  а  также

   нормативно-правовые акты  Президента РФ и правительства.

      Сегодня,   спустя   восемь   лет   после   начала   рыночных   реформ,

антимонопольное      законодательство      необходимо      совершенствовать,

преимущественно на основе обобщения  правоприменительной практики.  Предстоит

так  обновить  правовую  базу,  чтобы  она  позволяла   надежнее   пресекать

злоупотребления  рыночной   властью,   ущемление   интересов   хозяйствующих

субъектов, применять штрафные санкции  к  юридическим  и  физическим  лицам,

включая должностных лиц федеральных  и  региональных  органов  исполнительной

власти  и  местного  самоуправления,  лучше  регулировать   безопасность   и

качество товаров  и  услуг.  Нужен  закон  "О  защите  конкуренции  в  сфере

финансовых услуг".

      Для реализации  антимонопольной политики, поддержки  рыночных структур и

предпринимательства,  государственного   регулирования   тарифов   в   сфере

естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках,  создания

условий для здоровой  конкуренции  был  создан  Государственный  комитет  по

антимонопольной политике, имеющий  территориальные  управления.  Позднее  его

преобразовали в Государственный  антимонопольный комитет (ГАК).

      Следует признать, что  ему  не  удалось   достичь  ощутимых  успехов   в

создании полноценной конкурентной среды.

      В 1999 г. на его  базе создано Министерство по  антимонопольной политике

и поддержке  предпринимательства  (МАП).  В  него  вошли  также  Федеральная

служба  России  по  регулированию  естественных  монополий   на   транспорте

(ФСЕМТ), Федеральная служба России  по регулированию  естественных  монополий

в области связи (ФСЕМС), Государственный  комитет  по  поддержке  и  развитию

малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно,  будет  включена  Федеральная

энергетическая комиссия (ФЭК). Пока уровень  развития  конкуренции  в  нашей

стране явно недостаточен.

      Специалисты называют  несколько причин этого:  во-первых,  приватизация

не привела, как ожидалось, к  появлению  эффективных  собственников,  которые

заботились   бы   о   развитии   предприятия;   во-вторых,    принудительная

реорганизация (реструктуризация) предприятий  не  была  использована  должным

образом,   хотя   могла   бы   облегчить    массовое    образование    новых

конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов; в-третьих, малый бизнес  так  и

не получил должного развития.

      Во многих странах  именно малый бизнес  является  естественной  основой

формирования  конкурентной  среды,   полигоном   для   испытания   венчурных

технологических  и  экономических  проектов.  У  него  больше   возможностей

маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на  другой,

ниже операционные расходы, у работников выше чувство  причастности  к  делам

фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в  условиях  повышенного  риска

малые предприятия  охотно  берутся  за  новации,  которые  они  затем  могут

передать на тиражирование промышленным гигантам.

      Как показывает  зарубежный опыт, чем  выше  доля  малых  предприятий   в

общем числе  хозяйствующих  субъектов  и  численности  занятых,  тем  меньше

безработица и выше  конкуренция.  Однако  сегодня  темпы  роста  числа  этих

предприятий   замедлились,   занимаются   они   в   основном   торговлей   и

посреднической деятельностью.

      Для развития малого  бизнеса необходимы доступные   кредиты  и  льготное

налогообложение,     создание     лизинговых     компаний,      технопарков,

бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров,

а  также  вовлечение  малых  предприятий   в   новые   сферы   деятельности,

международные программы сотрудничества. Пока  же  все  это  остается  благим

пожеланием  из-за  скудости  госбюд жета,  недостатка  политической  воли   у

властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     

Для  демонополизации  экономики  и  развития  конкуренции  специалисты

предлагают:

 1 наладить  антимонопольный контроль  за  проведением конкурсов,  торгов,

   аукционов, в том числе  при размещении заказов на  поставки  продукции  для

   государственных и муниципальных  нужд (только в 1998 г. финансовые  обороты

   на таких конкурсах и  торгах достигли 122 млрд. рублей);

 2 ввести жесткие меры против действий региональных властей,  препятствующих

   свободе перемещения товаров  и капитала по всей России;

 3 совершенствовать  правовое  регулирование  использования  государственных

   средств  для  расширения  конкурентной   среды,   снижения   концентрации

   производства и уменьшения  ведомственного монополизма;

 4 согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ,  адаптировать  их

   конкурентную политику к  международным принципам и правилам.

 


Информация о работе Антимонопольное законодательство России