Антимонопольная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства. 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 10
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации. 20
2.1 Становление антимонопольной политики в России 20
2.2 Методы антимонопольной политики в России. 24
Заключение. 31
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 98.02 Кб (Скачать файл)

3) усиление  аналитической составляющей (удлинение  срока для «глубокого» изучения  рынка при рассмотрении ходатайств, при оценке предоставления государственной  помощи);

Хотелось  бы отметить, что мировой опыт доказывает, что антимонопольная политика оказывает  большое влияние на социально-экономическое  развитие.

 

Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации.

2.1 Становление антимонопольной политики в России.

 

Становление антимонопольной политики проходило  одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений.

Первая  попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась  еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. [1, с. 195]

История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

При разработке данного закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования  и развития конкуренции, но и особенности  правовой системы, а также переходного  состояния экономики Российской Федерации. При разработке методов  борьбы с монополизмом учитывались  особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция не запрета самого монопольного положения, а только злоупотребления  доминирующим положением на рынке.

Применение  Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция  оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или  меньшей степени подверглись  все его статьи. [1, с. 197 ]

Принятие  Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового Гражданского кодекса  РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях обусловило необходимость  внесения изменений и дополнений в Закон «О конкуренции...».

В редакциях 1995 и 2002 гг. изменения и дополнения коснулись практически всех статей Закона. Новой редакцией 1995 г. уточнены сфера применения Закона, важнейшие его категории; значительные дополнения предусмотрены в разделе, касающемся государственного контроля за процессами концентрации на товарных рынках. Определенным изменениям подверглась терминология, относящаяся к пресечению недобросовестной конкуренции в сфере эксплуатации интеллектуальной собственности. Для предупреждения монопольных (олигопольных) слияний и объединений устанавливается предварительный контроль за созданием, ликвидацией, слиянием и другими видами преобразований коммерческих организаций в целях ограничения рыночной концентрации путем выборочного запрета некоторых видов «крупных» слияний или подобных им договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами . [7, с. 208]

Одним из инструментов проведения государственной  антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической  концентрации на товарных рынках и  деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, является ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Целевое назначение Реестра — подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существовали две разные концепции формирования и ведения  Реестра, менявшие свое экономическое  и правовое предназначение в зависимости  от экономических условий.

Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополистов (далее — Реестр-М) являлся инструментом предупреждения и пресечения монополистической  деятельности с 1992 до 1995 гг., носил жестко принудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России и основывался на одновременном наличии двух признаков — доминирующего положения ХС на товарном рынке и факта злоупотребления этим положением. Под государственным регулированием в 1993 г. находилось около 5—6% выпускаемой продукции на федеральном уровне и около 15—20% — на региональном.

По мере либерализации внешней торговли при разработке Реестра потребовалась  совершенно новая парадигма его  формирования: из инструмента, предназначенного для выполнения функции административного, ценового и количественного регулирования, он превратился в перечень крупных ХС, имеющих значительную долю рынка. Методология функционирования Реестра претерпела кардинальные изменения: функция административного контроля сменилась наблюдением за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю рынка.

Новая редакция Закона «О конкуренции...» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого документа  — «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного  товара более 35 процентов» — указывает на его информационно-справочное назначение. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приобретении акций в уставном капитале. Соответственно, изменились не только название, но и форма легитимности Реестра.

Практическая  работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и их снижение. По состоянию на 1 января 2005 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 — в федеральный раздел. [1, с. 218]

В конце  2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конкуренции...», включающая изменения и дополнения действующих положений антимонопольного законодательства. [7, с. 210]

 

2.2 Методы антимонопольной политики в России.

 

Пожалуй, самыми важными из всех мер  антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О  конкуренции" и применяются антимонопольным  органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное  законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и  недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые  могут неблагоприятно сказаться  на развитии конкуренции. [8, с. 253]

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше  трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Так же закон  запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к  предмету договора, включать в договор  дискриминирующие условия, которые  ставят контрагента в неравное положение  по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или  уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар. [1, с. 200] Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, я сочла необходимым уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

Монопольно  высокая цена – это цена, устанавливаемая  доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль  за счет снижения качества товара.

Монопольно  низкая цена – это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем  с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная  доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить  конкурентов с рынка. [12, с. 356]

Этот  запрет на установление монопольных  цен, действует довольно стабильно, хотя и здесь немало проблем. В  частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и неучтённой наличности. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы. [1, с. 211]

Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся: 1) соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок; 2) отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями; 3) соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции; 4) ценовые соглашения.

Наряду  с запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и  на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции  применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. [7, с. 199]

Согласно  закону "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие  достигает определенного порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный  контроль) или уведомить его о  них (последующий контроль).

Предварительно  контролируются: создание, слияние  и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость  активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним  из них является предприятие, внесенное  в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного  товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный  орган о создании предприятия  в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение. [1, с. 213]

Российское  антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в  то же время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций  нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства. [1, с. 217 ]

Информация о работе Антимонопольная политика Российской Федерации