Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – инфляция как экономическое явление.
Предмет исследования – антиинфляционная политика и ее виды.
Цель работы: исследование влияния инфляции на развитие экономики и мер по ее регулированию, как в целом, так и в Республике Беларусь.
Задачи исследования:

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

По формам проявления инфляции можно выделить:

- Ценовую инфляцию, которая  проявляется в форме роста  цен; 

- Инфляцию сбережений, когда обесценивание денег проявляется  в росте вынужденных сбережений  при зафиксированных государством ценах и доходах;

- Девальвацию, при  которой обесценивания денег  проявляется в падении их курса  к иностранным валютам. 

Основным видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в  условиях рынке вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.

По темпам обесценивания  денег обычно выделяют следующие виды инфляции:

- Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска;

- Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;

- Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год, что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;

- Гиперинфляция, измеряемая процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год.

Если критерием выступают формы  проявления инфляции, то различают:

- Явную (открытую) инфляцию, проявляющуюся в наблюдаемом росте общего уровня цен;

- Подавленную (скрытую) инфляцию, которая имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров. [3]

По факторам, вызывающим инфляционный процесс, можно выделить много видов инфляции. Однако на практике все эти факторы зачастую действуют одновременно, накладываясь друг на друга. Поэтому четко такие виды инфляции определить практически невозможно, и в литературе по этому критерию принято выделять только два вида инфляции:

- Инфляцию издержек;

- Инфляцию спроса.

Эти два вида инфляции, по сути, выделены в зависимости от того, с какой стороны осуществляется давление на цены: со стороны предложения или со стороны спроса. Однако для понимания сути инфляции и разработки эффективной антиинфляционной политики такой обобщенной классификации видов инфляции достаточно.

Инфляция издержек определяется давлением на цены со стороны роста производственных затрат. Это, прежде всего, рост заработной платы, затрат на энергетические и сырьевые ресурсы, а также падение производительности труда, усиление монополизации производства и рынка, рост в структуре производства отраслей с замедленным темпам повышения производительности труда (например, услуг), с высокой долей затрат на заработную плату и низким удельным весом производства предметов потребления и т.д. Во всех этих случаях, чтобы сохранить объемы производства и предложения на прежнем уровне, необходимо увеличивать денежные выплаты, что приведет к росту спроса, а, следовательно, и цен. Если денежные выплаты не увеличивать, то указанные факторы приведут к сокращению производства и предложения, при предварительном спросе тоже подталкивать цены вверх. Здесь тоже возникнет «лишний» спрос, что будет провоцировать рост цен.

Инфляция спроса определяется давлением на цены со стороны денег вследствие роста их предложения банковской системой и вызванного этим увеличения платежеспособного спроса на товарных рынках. Определяющим фактором этой инфляции является рост предложения денег, поэтому ее еще называют монетарной инфляцией. Именно рост предложения денег может быть вызвано использованием для покрытия бюджетного дефицита или переходом к либеральной монетарной политике или обоими факторами одновременно. На первый взгляд, складывается впечатление, что инфляция спроса развивается вполне самостоятельно в отношении инфляции издержек. На самом деле они между собой тесно связаны, по сути являются двумя проявлениями одного и того же явления инфляции как глубокой и длительной разбалансированности экономики. Ведь бюджетный дефицит в конечном итоге теми же факторами, что и рост производства, а либерализация монетарной политики - попытками правительства и центрального банка поддержать неэффективную, затратную экономику за счет «эмиссионного налога», который взимается со всего общества. Более того, либерализация монетарной политики еще больше провоцирует экономических субъектов к затратному хозяйству, ужесточение требований по повышению заработной платы, к наращиванию доходов за счет повышения цен при сокращении объемов производства и т.п. Поэтому разделение инфляции на два вида - инфляцию издержек и инфляцию спроса - это скорее прием научного анализа, чем реальность. Однозначно оценить ту или иную инфляцию как инфляцию издержек или инфляцию спроса чрезвычайно сложно, а то и просто невозможно. [4]

1.4 Последствия  инфляции для экономики

 

Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Высокая и тем более галопирующая инфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.

Таким образом, инфляция дезорганизует все народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста  цен не хватает выручки за реализованную  продукцию, чтобы рассчитаться с  поставщиками ресурсов и комплектующих  изделий, выплатить зарплату своим  работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены — зарплата — издержки — цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль. В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства. [5]

Инфляция наносит серьезный  ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в  бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.

В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной  системы. Несут потери банки и  другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. [6]

Социальные последствия  инфляции проявляются, прежде всего, в  ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает  от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества.

Социально-экономические  последствия инфляции: обесценение  и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы. [7]

2. Антиинфляционная политика. Сущность и методы

2.1 Антиинфляционная политика

 

Антиинфляционная политика - выбор государством курса и проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен. Зачастую сочетается с общими стабилизационными мерами на макроэкономическом уровне. Антиинфляционная политика может быть как упреждающей раскручивание спирали инфляции, так и проводиться на фоне уже прогрессирующей инфляционной ситуации. В этом случае осуществляется разновидность антиинфляционная политика — дефляционная политика. В странах с развитой рыночной экономикой основным объектом антиинфляционной политики является инфляция издержек (спираль: цены — доходы — цены). Поэтому антиинфляционная политика проводится главным образом путем замораживания или ограничения роста доходов и цен, притормаживания излишней деловой активности посредством удорожания кредита и лишь во вторую очередь предусматривает урегулирование госбюджета, сокращение государственных расходов. [8]

Антиинфляционная политика должна быть увязана с продуманной  структурной политикой и инвестиционной политикой, иначе структурные дисбалансы будут воспроизводить инфляционный спрос и порождать новые витки инфляции.

Опыт государственного регулирования инфляции, накопленный  развитыми странами на протяжении 60—90-х г. с учетом кейнсианских и монетаристских рекомендаций, имеет большое значение для экономической теории и практики:

Во-первых, инфляция может  легко превратиться из контролируемой в неконтролируемую, достичь галопирующих темпов и привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Поэтому более надежной оказалась четко выраженная антиинфляционная политика.

Во-вторых, антиинфляционная политика дает тем больший эффект, чем меньше она прибегает к  прямому вмешательству в производство, чем лучше условия создаются  в стране для развития предпринимательства и действия рыночного механизма. Поэтому она не может ограничиваться дефляционными мероприятиями, а должна быть комплексной, включать и мероприятия, направленные на всестороннее содействие развитию производства на рыночных основах.

В-третьих, антиинфляционная политика может вызвать определенное напряжение в экономике и неудовольствие определенных сил, которые надеялись на финансовую поддержку со стороны государства и не получили ее. Поэтому проведение такой политики требует от ее творцов значительного мужества и политической воли, определенных жертв со стороны общества. [9]

Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию с помощью  одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания». [10]

2.2 Типы и методы антиинфляционной политики

 

 

В своих усилиях правительство  использует два инструмента, или  стратегических подхода: фискальную политику и монетарную политику. Фискальная политика подразумевает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране.

Основными рычагами фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами правительства, изменение трансфертов и регулирование гос. закупок.

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь