Антиинфляционная политика государства в 2000-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:05, творческая работа

Описание работы

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ инфляции и антиинфляционной политики государства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

Содержание работы

Введение3
1. Инфляция: ее сущность, причины возникновения, виды, последствия5
2. Антиинфляционная политика. Цели и задачи, инструменты борьбы с инфляцией, эффективность российской антиинфляционной политики.11
3. Уровень инфляции и антиинфляционная политика в России с 2000- до 2013гг.17
4. Заключение33

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по ДКБ.docx

— 84.31 Кб (Скачать файл)

Одновременное использование  стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения  спроса и наоборот; разумная организация  приватизации; единовременный массированный  выброс потребительских товаров  на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий  для достижения и поддержания  низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

3. Уровень инфляции и  антиинфляционная политика в  России с 2000-2013гг.

Современное состояние инфляции в России 

Преодоление инфляции остается одной из главных  задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения  возможно лишь при повышении эффективности  производства и качества управления . Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного  периода времени.

В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается критически острой. От степени  ее снижения зависят сроки и условия  реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия "номинальных якорей" (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:

предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить  ее ускорения дольше 2-5% в среднем  за месяц ;

создание  институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного  потенциала.

В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью  антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего  росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и  регулирование всех трех компонентов  инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы  с разбивкой по кварталам, разработать  систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо определить также критический уровень  инфляции, превышение которого автоматически  предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение  антиинфляционной политики.

Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в  отраслях-монополистах.

Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных  инвестиций должно происходить параллельно  с расширением доходной базы бюджета.

Необходимо  поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать  их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.

Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующего инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот  оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения.

Важно ограничение доли доходов посредников  в конечных ценах потребительских  товаров.

С тем чтобы в последующем перейти  к политике стабилизации реального  валютного курса, в первое время  целесообразно сохранить «валютный  коридор».

Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.

В заключительный период (2001-2005гг.) целью  населения. антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в  месяц. Решение этой задачи требует  радикального сокращения инфляционного  потенциала экономики, изменение ценовых  пропорций, структурных сдвигов  в пользу отраслей инвестиционного  и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной  на реальный сектор и повышение качества жизни.

Исторические данные:

  • 2002 год - 15,1% 
  • 2001 год - 18,6%
  • 2000 год - 20,2%

Уровень инфляции в  России в 2003 году: 12%

  • январь - 2,4%
  • февраль - 1,6%
  • март - 1,1%
  • апрель - 1%
  • май - 0,8%
  • июнь - 0,8%
  • июль - 0,7%
  • август - минус 0,4%(дефляция)
  • сентябрь - 0,3%
  • октябрь - 1%
  • ноябрь - 1%
  • декабрь - 1,1%

Уровень инфляции в  России в 2004 году: 11,7%

  • январь - 1,8%
  • февраль - 1%
  • март - 0,8%
  • апрель - 1%
  • май - 0,7%
  • июнь - 0,8%
  • июль - 0,9%
  • август - 0,4%
  • сентябрь - 0,4%
  • октябрь - 1,1%
  • ноябрь - 1,1%
  • декабрь - 1,1%

Уровень инфляции в  России в 2005 году: 10,9%

  • январь - 2,6%
  • февраль - 1,2%
  • март - 1,3%
  • апрель - 1,1%
  • май - 0,8%
  • июнь - 0,6%
  • июль - 0,5%
  • август - минус 0,1% (дефляция)
  • сентябрь - 0,3%
  • октябрь - 0,6%
  • ноябрь - 0,7%
  • декабрь - 0,8%

Уровень инфляции в  России в 2006 году: 9,0%

  • январь - 2,4%
  • февраль - 1,7%
  • март - 0,8%
  • апрель - 0,4%
  • май - 0,5%
  • июнь - 0,3%
  • июль - 0,7%
  • август - 0,2%
  • сентябрь - 0,1%
  • октябрь - 0,3%
  • ноябрь - 0,6%
  • декабрь - 0,8%

Антиинфляционная  политика в 2007 году

В 2007 году инфляция в России оказалась намного выше прогнозов  и составила около 11%.

Причины инфляции: Высоким оставался прирост денежной массы: в 2007 году он составил 47%, в то время как российская экономика могла бы выдержать 33-35%. Это главный фактор сохранения высокой инфляции.

 
Экономисты считают, что быстрый  рост цен на плодоовощную продукцию продолжится. Проблему нужно решать кардинально путем развития рыночного сельского хозяйства, но это пока не очень получается. Собственное производство у нас практически не растет, а темпы импорта будут расти. Продолжится и рост цен на овощи. Из-за нехватки мелких торговых точек проблемы с плодоовощной продукцией у нас будут не только весной, когда традиционно обостряется ее дефицит, но и летом и даже осенью.  
Резкое увеличение чистого притока частного капитала стало немаловажной причиной роста потребительских цен в России в 2007 году. В 2006 году чистый приток частного капитала составил млрд, а в 2007 году, по предварительной оценке, он вырос уже до млрд.  
В 2007 году произошло двукратное – с 10,3% до 22,3% – ускорение роста цен на плодоовощную продукцию. При этом в 2008 году удорожание в этом секторе приобрело новые масштабы. За январь овощи и фрукты выросли в цене на 8,3%, тогда как в январе 2007 года – на 4,1%. Рост цен на плодоовощную продукцию выделяется даже на фоне подорожания остального продовольствия.  
Между тем меры тарифного регулирования практически исчерпаны, так как импортные пошлины на овощи были троекратно – с 15 до 5% – снижены с 15 января 2008 года. Это несколько поддержало предложение на рынке, но с точки зрения динамики цен ощутимого эффекта не дало. Динамика роста цен на импортные овощи, доля которых на рынке составляет 10–11%, подскочила почти на 40%.

Антиинфляционная  политика государства в 2008 году

Инфляцию в стране в 2008 году планировали снизить до 8,5 %.  
Помимо традиционно занимающихся этой проблемой Минфина, Минэкономразвития, Банка России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в группу войдут представители Минпромэнерго, Минрегиона, Минпромэнерго, Минсельхоза, Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Федеральной службы по регулированию финансовых рынков (ФСФР).

Из-за пикового роста цен на основные продукты питания осенью прошлого года Правительству не удалось выполнить план по инфляции, которая по итогам 2007 года вместо положенных 8% достигла 12%. Началось все еще летом с роста цен на зерно, за ним потянулись молоко, сыр, растительное масло.  
Правительство срочным порядком ввело экспортные пошлины на ячмень и пшеницу и, наоборот, снизило, а кое-где и обнулило ввозные пошлины на продовольствие (молоко, масло, сыр), чтобы увеличить предложение на рынке и тем самым стабилизировать цены. Одновременно государство начало продавать на бирже пшеницу из интервенционного фонда и заключило с рядом производителей и ритейлеров соглашения о замораживании цен на основные продукты питания.  
Эти меры возымели действие - в ноябре и декабре темпы инфляции замедлились по сравнению с октябрем, на который пришелся ее пик.  
В начале года, как обычно, повысились цены на проезд в общественном транспорте и тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги. Первоначально ожидалось, что январская инфляция будет на уровне прошлогоднего показателя - 1,8% (в январе 2007 года было 1,7%). Однако на прошлой неделе прогноз был повышен до 1,9-2,1%, что уменьшает и без того небольшие шансы уложиться по итогам 2008 года в 7,5-8% инфляции.  
Какой вклад в январскую инфляцию внесло продовольствие, станет ясно после опубликования данных Росстата. После анализа структуры инфляции власти, видимо, и будут принимать новые меры по ее обузданию.  
Чиновники с завидной регулярностью готовят меры по удержанию роста цен. В 2006 году правительству удалось решить эту проблему - инфляция не превысила установленную планку в 9,0%. В 2007 году ситуация вышла из под контроля, несмотря на то, что ведомства приготовили много предложений. Не исключено, что в 2008 году власти прибегнут к более жестким мерам, включая прямое регулирование цен и взимание гигантских "оборотных" штрафов за ценовой сговор.  
Основная нагрузка по сдерживанию инфляции ляжет на Банк России, так как Правительство уже приняло основные решения, которые влияют на инфляцию, в частности, по росту регулируемых тарифов.  
В числе мер контроля за инфляцией: улучшение обеспечения населения товарами и продовольствием, развитие производственной базы, проведение проверок на всех сегментах рынка, где цены выросли более всего.  
Рост цен на мировых рынках продовольствия носит, скорее всего, долгосрочный характер, и в этой связи крайне важно предусмотреть стимулирование роста производства российских товаров. Одним словом, формирование экономики импортозамещения. И в первую очередь, в тех отраслях, где наша страна может в короткие сроки наладить или восстановить собственное производство. Это - сельхозпродукты, лекарственные препараты, инфраструктура ЖКХ, деревообработка и другое.  
Должна быть постоянная оценка притока капитала и заимствований. Необходимо внимательно отслеживать, стимулировать инвестиционный капитал, а спекулятивный, для которого характерен быстрый отток - регулировать. Не менее важны меры по развитию конкуренции и ограничению монополий на локальных рынках.  
Причины инфляции  
Одним из локомотивов высокой инфляции в январе стал беспрецедентный рост цен на овощи и фрукты. За первый месяц 2008 года они увеличились на 8,3% против 4,1% в январе 2007 года, и дальнейший прогноз неутешителен. В ближайшие месяцы быстрого роста цен на плодоовощную продукцию не избежать, так как внутреннее производство овощей падает, а изгнание с рынков торговцев из СНГ нарушило их поставки из ближнего зарубежья.  
Инфляция и укрепление рубля отошли на второй план перед угрозой кризиса кредитных организаций  
При этом за последние три года при росте реальных доходов населения в 1,4 раза производство овощей выросло всего на 6%, а в прошлом году – вообще сократилось. В серьезном отставании производства и предложения овощей от растущего спроса чиновник фактически обвинил прежнее правительство. Деятельность по упорядочению занятых на розничных рынках работников, иными словами, введенный в 2007 году запрет на торговлю гражданам из СНГ, объективно способствовала ослаблению цепочек завоза импортной продукции и повышению цен на импорт.  
Многие экономисты еще до принятия этих мер предупреждали, что они "приведут к повышению торговых цен на рынках, и прежде всего на плодоовощную продукцию".  
Главное в сложившейся ситуации – обеспечить каналы сбыта, так как 79% российских овощей и 89% картофеля производится в низкотоварных хозяйствах и половина этой продукции традиционно реализуется на рынках. "Закон о розничных рынках", который предусматривает серьезные льготы для сельскохозяйственных рынков, пока работает только на бумаге, и фактически крестьяне по вине чиновников отрезаны от покупателя, так как из общего числа перерегистрированных на 1 января рынков только 4% являются сельскохозяйственными, а имеющихся 3,5 тыс. ярмарок для полноценного сбыта продукции крайне недостаточно.  
В рамках нацпроекта по развитию АПК предполагались разные меры по приближению товаропроизводителя к потребителю, например создание заготовительных пунктов. Но эта система не работает, так как Минсельхоз отстаивает интересы крупных производителей, прежде всего зерна и мяса.  
В сложившейся ситуации Минсельхозу надо вместе с регионами разрабатывать программы по стимулированию мелкого производителя.

 

Антиинфляционная  политика государства в 2009 году

Причины инфляции в 2009 году

  1. низкая конкуренция среди производителей;
  2. высокие издержки из-за банковских ставок;
  3. импортируемая инфляция (удорожания импортируемого продовольствия с учетом обесценения курса рубля в начале 2009 года на 30%);
  4. увеличение денежной массы осенью 2009 года по программе антикризисных мер правительства;

 

Причины снижения инфляции в 2009 году

  1. снижение потребительского спроса;
  2. сокращение притока капитала;
  3. укрепление рубля (с 34 руб. за 1 долл. до 29 руб. за 1 долл. к концу года);

Внутренние факторы  снижения инфляции в 2009 году: слабый потребительский спрос (продавцы не смогли повысить цены из-за сокращения спроса). Внешние факторы снижения инфляции в 2009 году: снижение цен на нефть, уменьшение притока капитала, укрепление рубля (рост курса отечественной валюты способствовал снижению цен на импортную продукцию. Учитывая высокую долю зарубежных товаров в общем объеме товарной массы, это не могло не сказаться на уровне инфляции).

Антиинфляционные меры государства  в 2009 году

  1. снижение ставки рефинансирования;
  2. льготные банковские кредиты предпринимателям;
  3. регулирование цен на медикаменты;

В 2009 году рост потребительских  цен составил 8,8%, что оказалось  ниже официальных прогнозов. Наибольший рост цен зафикисрован на услуги ЖКХ - 25% (вывоз мусора, горячее и холодное водоснабжение, отопление, газоснабжение  и электроснабжение).

Снижение цен наблюдалось  на продовольственные товары – за 2009 год они выросли на 6,1% (в 2008 году рост составлял 16,5%). Однако на такие  продукцт, как, сахар-песок подорожали на 42,7% (в 2008 году рост составлял 7%).

Меньше всего за 2009 год  подорожали услуги связи (+2,9%) и страхования (+2%).

В 2009 году цены на продукты питания  выросли на 4,9%. Также в наибольшей степени подорожали сахар, джем, мед, шоколад и конфеты - на 22,0%. Цены на мясо выросли на 6,2%, хлеб и крупы  – 3,6%, а фрукты – 0,5%.

Антиинфляционная  политика государства в 2010 году

Информация о работе Антиинфляционная политика государства в 2000-е годы