Анализ рынка банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Мы видим, что в обоих законах присутствует понятие "банковской операции", в то же время понятие "банковская услуга" постоянно присутствует во всех упоминаниях относительно банковской деятельности. В экономической науке существует множество подходов к толкованию этих двух понятий. На вопрос - чем же занимается банк - оказанием услуг или проведением операций - ответить сложно. Попытаемся разобраться в этом вопросе, первоначально изучив само понятие "банк".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты рынка банковских услуг
1.1 Сущность банковских услуг
1.2 Классификация банковских услуг
Глава 2. Статистические методы анализа рынка банковских услуг
2.1. Основные методы изучения рынка банковских услуг
2.2. Основные статистические показатели рынка банковских услуг
Глава 3. Статистический анализ рынка банковских услуг
3.1. Группировка банков РФ по данным на февраль 2013 г.
3.2.Анализ вариации рынка банковских услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 981.50 Кб (Скачать файл)

В последние  годы стали распространенными такие  банковские операции, как лизинг и  факторинг.

Лизинг - это  сдача в аренду предметов длительного пользования. Практикуются: оперативный лизинг, при котором договор аренды заключается на короткий срок (3 - 5 лет) и может быть расторгнут арендатором в любое время; лизинг недвижимости, финансирующий лизинг. Лизинг дает арендатору ряд преимуществ, так как способствует сбережению его собственных средств, предоставляет возможность осуществления лизинговых платежей из доходов от эксплуатации арендуемого объекта, освобождения лизинговых платежей от налогообложения.

В операции факторинг участвуют: фактор, первоначальный кредитор (клиент фактора) и должник, получающий от клиента товары с отсрочкой платежа. Факторская компания, или фактор, покупает требования у первоначального кредитора и в последующем сама получает платежи по ним.

Следующим видом операции банков является банковские услуги. Для банков они служат важной частью рекламы. Существуют три вида банковских услуг: управление имуществом (доверительные или трастовые операции); операции по выпуску, размещению и хранению ценных бумаг, а также управление ими; платежный оборот, операции с валютой и драгоценными металлами, инкассация векселей и чеков. Под платежным оборотом понимается осуществление банками за счет клиентов или за их собственный счет наличных и безналичных платежей.

В современных условиях получила распространение банковская операция андеррайтинг, т.е. гарантированное размещение на рынке облигационного займа или пакета акций на согласованных с эмитентом условиях за специальное вознаграждение.

Проводя свои операции, банки получают операционные доходы, образующие их валовую прибыль. Валовая прибыль включает:

  • доходы от учетно-ссудных операций (процент);
  • проценты и дивиденды от вложений в ценные бумаги;
  • комиссионные по расчетным, переводным и другим операциям;
  • прибыли от учредительства, биржевых сделок;
  • доходы по доверительным операциям;
  • доходы от внешних операций (валютных сделок, зарубежных кредитов).

После вычета из валовой прибыли расходов по осуществлению  операций, выплаты зарплаты сотрудникам  банка, процентов вкладчикам и других расходов образуется чистая прибыль банка. Из этой прибыли выплачиваются налоги, дивиденды, отчисляются средства в резервный капитал. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка представляет норму банковской прибыли.

Одной из центральных задач управления коммерческими банками является поддержание оптимального соотношения между ликвидностью банка и его прибыльностью, доходностью его операций.

Банки должны постоянно  обеспечивать определенный уровень  ликвидности, чтобы не ставить под  сомнение свою платежеспособность.

Понятие ликвидности  тесно связано с инвестициями в ценные бумаги.

Коммерческие  банки на рынке ценных бумаг могут  выступать в качестве:

  1. эмитентов ценных бумаг,
  2. посредников при операциях с ценными бумагами,
  3. в роли инвестора, приобретая ценные бумаги за свой счет.

Ценные бумаги, выпускаемые коммерческими банками, можно разделить на две основные группы:

  1. акции и облигации;
  2. сберегательные и депозитные сертификаты, векселя.

Коммерческие  банки, выпуская собственные акции, выступают преимущественно в качестве акционерного обществе, а не финансово-кредитного общества.

Эмитируя и  обслуживая векселя, сберегательные и  депозитные сертификаты, коммерческие банки по поручению предприятий, выпустивших акции, осуществляют их продажу, перепродажу, хранение и получение дивидендов по ним, получая комиссионное вознаграждение.

На комиссионные же началах коммерческие банки по договоренности с организациями, выпустившими облигации и другие ценные бумаги, могут взять на себя их продажу, перепродажу или получение дохода по ним.

Банки могут  принимать от заемщиков ценные бумаги в качестве залога по выданным ссудам. Порядок получения дохода по ценным бумагам в период действия залога определяется в кредитном договоре, заключаемом между ссудозаемщиком и банком.

На основании  различных инвестиций формируется  инвестиционный портфель банка.

Инвестиционный  портфель банка - это совокупность ценных бумаг, приобретенных банком в ходе активных операций. Он включает: инструменты  денежного рынка - сроком до года, с низким риском и высокой ликвидностью; инструменты рынка капиталов (сроком более года с более высокой доходностью); новые финансовые инструменты и др.

Крупные банки, как правило, акцентируют внимание на бумагах местных органов власти, частных лиц, иностранных бумагах.

Мелкие банки  специализируется на государственных  бумагах.

Доходы от инвестиционного  портфеля включает:

поступления в  форме процентных платежей;

  • доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находящихся в портфеле бумаг;
  • комиссия за оказание инвестиционных услуг;
  • спрэд - разница между курсами покупок и продаж при дилерских операциях.

Для получения  максимального эффекта от операций с ценными бумагами необходимо разработать  стратегию банковских инвестиций. Выделяют пассивную и агрессивную стратегию.

В процессе своей  деятельности каждое предприятие находится  в непрерывной связи с другими  хозяйствующими субъектами, государством, банками, рабочими и служащими, другими  партнерами. Такие отношения предприятий  осуществляются при помощи денег, а их совокупность в масштабах страны представляет собой денежный оборот.

Денежный оборот осуществляется в двух формах - в  форме обращения наличных денег  и в форме безналичных расчетов.

Безналичные расчеты  осуществляются путем списания денежных средств со счетов плательщиков и зачисления их на счета получателей, а также путем зачета встречных обязательств.

Благодаря использованию  безналичных расчетов достигается  огромная экономия издержек обращения, ускоряются и облегчаются расчеты, обеспечивается сохранность денежных средств, улучшается организация денежного обращения.

Безналичные расчеты  в системе национальных платежей республики, определяют общие подходы  к организации расчетов и единому  документообороту в банках; предусматривают  формы безналичных расчетов и расчетные документы, применяемые юридическими лицами всех организационно-правовых форм и физическими лицами.

Основные формы  безналичных расчетов:

  1. платежное поручение;
  2. акцептованное платежное поручение;
  3. платежное требование-поручение;
  4. аккредитив;
  5. чек;
  6. инкассовое поручение.

Платежное поручение - поручение данное плательщиком обслуживающему банку, перечислить бенефициару  определенную сумму денег.

Акцептованное платежное  поручение представляет собой поручение, данное самим плательщиком банку-плательщику, о перечислении определенной суммы денег через почту на имя отдельных граждан причитающихся им лично денежных средств.

Платежное требование-поручение - требование бенефициара к плательщику  оплатить на основании направленных ему, минуя банк, отгрузочных документов о стоимости поставленной продукции, оказанных услуг и других платежей по договору.

Аккредитив представляет собой обязательство банка об уплате определенной суммы денег  бенефициару за отпущенные товары или  оказанные услуги при предъявлении документов, подтверждающих отправку товара или оказание услуг в установленный период.

Чек - расчетный документ, посредством которого чекодатель дает распоряжение банку-плательщику оплатить определенную сумму денег при  предъявлении чекодержателем чека.

Инкассовое поручение - поручение бенефициара на бесспорное списание определенной суммы денежных средств со счета плательщика без его согласия на основании исполнительных документов или других законодательных актов, предусматривающих право бесспорного списания.

Клиринг. По согласованию между  предприятиями могут производиться  зачеты взаимной задолженности минуя  банк. На сумму разницы по зачету в банк представляется платежное  поручение или чек, в котором  в графе “Назначение платежа” делается ссылка на акт сверки.

Кроме текущих денежных операций и услуг, оказываемых клиентам, банки  также консультируют клиентов в  вопросах управления капиталом.

Клиент, его запросы и  пожелания, их удовлетворение - важный аспект работы банка.

Банк, его работники, заинтересованные в клиентуре, призваны выступать не только в качестве одной из сторон в финансовой операции, но и в качестве консультантов клиента, кровно заинтересованных в его благополучии, в упрочении его финансового положения. Ведь клиент - равноправный партнер банка важно “не упустить”. Для этого нужно подробно разъяснить ему возможные варианты сделки, порекомендовать наиболее для него выигрышные.

Так, например, при предоставлении кредита банк сам анализирует  и предлагает наиболее оптимальный  размер кредита и сроки его  погашения.

Аналогично с депозитами - при открытии счета, банк узнает, на какие цели открывается счет и  посоветует наиболее приемлемый вид  счета.

Банк занимается консалтингом по поводу инвестирования в ценные бумаги и т.д.

На каждом этапе общения  с клиентом, в том числе в рамках разработки и выполнения договора, следует разъяснять клиенту его возможности, подсказывать наиболее эффективные пути реализации намеченного, все время памятуя, что благосостояние клиента - это благосостояние и его банка.

Трастовые услуги - операции по управлению собственностью, другими активами, принадлежащими клиенту. В настоящее время трастовые операции являются наиболее важными, поскольку банк выступает полномочным представителем-посредником между рынком и клиентом и получает целый ряд очевидных выгод от их совершения.

Банковские  трастовые операции делятся на следующие  виды:

  1. трастовые услуги частным лицам;
  2. трастовые услуги коммерческим предприятиям;
  3. трастовые услуги некоммерческим организациям.

Трастовые услуги частным лицам бывают завещательные  и прижизненные.

Завещательные трасты вступают в силу только после  смерти собственника; прижизненные действуют  при жизни его владельца. Завещательные  трасты обычно создаются учредителем  тогда, когда он хочет распределить активы бенефициарам в форме траста. Прижизненные трасты создаются для передачи права собственности на активы, чтобы владелец мог избежать налогов или принимать ежедневные решения по инвестициям, связанным с управлением имуществом.

Трастовые услуги коммерческим предприятиям делятся  на агентские и попечительские.

Трастовые подразделения  банков часто действуют как агенты деловых фирм. Эта деятельность обычно включает работу по выпуску ценных бумаг в интересах коммерческих клиентов, выплату дивидендов и их реинвестирование по требованию акционеров и погашение ценных бумаг по истечении срока.

Попечительские  операции связаны с функционированием  рынка коммерческих бумаг, на котором  продаются необеспеченные закладные  крупных компаний. Трастовые отделы банков ведут учет закупок коммерческих бумаг, следят за поставками всех реализуемых ценных бумаг инвесторам и производят выплату владельцам тех ценных бумаг, срок погашения которых истек.

Поручительство - соглашение, в котором поручитель принимает на себя обязательство перед кредитором заемщика отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

Указанное соглашение оформляется договором в письменной форме.

Поручительство  может обеспечивать как уже существующие требования, так и требования, которые могут возникнуть в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Статистические методы анализа  рынка банковских услуг

2.1 Основные методы изучения  рынка банковских услуг

Информация о работе Анализ рынка банковских услуг