Анализ формирования и развития потребительского кредитования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы подтверждается значимостью потребительского кредита в экономике страны. Динамика кредитования физических лиц отражает существующий уровень доходов населения, платежеспособный спрос, эффективность проводимой экономической политики и т.д. Немаловажное влияние на кредитование оказывают сложившийся в государстве уровень производства и мировая экономика. Способность физического лица к получению потребительского кредита также рассматривается как один критериев выделения среднего класса — еще одного показателя благосостояния страны. Разработанность данной темы в научной литературе дополнительно подтверждает ее актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования……………. 5
1.1 Понятие потребительского кредита и его функции……………………….. 5
1.2 Виды потребительских кредитов………………………………………….. 10
1.3 Этапы потребительского кредитования…………………………………… 14
Глава 2. Становление потребительского кредитования в России и за рубежом…………………………………………………………………………. 20
2.1 Формирование и развитие потребительского кредитования в России…. 20
2.2 Анализ потребительского кредитования в зарубежных странах………… 27
2.3. Перспективы развития потребительского кредитования в России……. 35
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая по диплому.docx

— 67.42 Кб (Скачать файл)

 

Ситуация в сегменте нецелевой  ипотеки отличается: здесь количество кредитующих банков также увеличивалось  до октября, и за этот период число  кредитующих учреждений также выросло  вдвое, а по десятилетним кредитам –  даже втрое (с пяти до 16-ти банков). Однако уже с ноября-2011 банки стали  покидать сегмент потребительской  ипотеки, и к концу года их число  уменьшилось с 33-х до 28-ми учреждений. Впрочем, это все равно значительно  больше, чем было в начале года: в  январе нецелевую ипотеку предлагали 16 банков.

Что касается средних реальных ставок по беззалоговым потребительским  кредитам, то они в 2011 году выделились среди ставок по всем другим видам  кредитования. В начале 2011 года средние  реальные ставки по кредитам на один и два года резко выросли: сразу на 9,5-10,5 процентного пункта или на 19%-21% от своего первоначального значения. После этого средним ставкам по таким кредитам уже не оставалось ничего другого, как постепенно снижаться, с небольшими отклонениями от тенденции, до конца 2011 года.

Несмотря на то, что беззалоговые кредиты продолжали дешеветь даже в  октябре-2011, когда ставки по большинству  других видов кредитования стали  расти, им все же не удалось компенсировать резкий рывок начала года. Так что  по итогам 2011 года средние реальные ставки по кредитам наличными на один и два года были выше свих значений начала года на 2,5-4 процентных пункта, и составляли 52,1% и 53,6% годовых соответственно.

В отличие от одно- и двухлетних кредитов, средние реальные ставки по трехлетним беззалоговым займам до середины 2011 года оставались практически  на одном и том же уровне (41,5%-42% годовых), без значительных изменений. Но с июня-2011 ставки пошли в рост и в ноябре-2011 пересекли отметку  в 52% годовых. Правда, до конца года средняя  ставка по трехлетним кредитам наличными  немного снизилась, но все равно  осталась выше уровня 50% годовых.

 

Средние ставки по нецелевой  ипотеке, наоборот, вполне точно отображали изменение ситуации на кредитном  рынке в 2011 году, снижаясь до октября-2011, и резко увеличиваясь в последнем  квартале прошедшего года. В итоге, на конец декабря-2011 средняя реальная ставка по потребительским ипотечным  кредитам сроком на год была примерно на процентный пункт ниже своего уровня начала года, и составляла 24% годовых. Средняя ставка по кредитам на пять лет к концу декабря-2011 вернулась  к своему уровню начала года – около 22% годовых. А кредиты на десять лет  по сравнению с началом 2011 года, наоборот, подорожали примерно на один процентный пункт – до 22,6% годовых.

Таким образом к концу 2011 года ситуация на рынке потребительского кредитования начала стабилизироваться.

2.2 Анализ потребительского  кредитования в зарубежных странах

В США и странах Евросоюза  потребительское кредитование является одним из самых распространенных видов банковских услуг. Широкое  его распространенность объясняется  высоким потребительским спросом, особенно со стороны среднего класса — например, «рабочие и служащие при покупке автомобилей в  семи из десяти случаев пользуются кредитом, а руководители высшего  звена — лишь в семи из десяти»[23, с.4]. Данное утверждение подтверждают и социологические опросы, согласно которым около 70% американцев в  возрасте от 25 до 34 лет пользуются кредитом, и лишь 25% — в возрасте от 65 лет.

Американское законодательство рассматривает потребительский  кредит с двух сторон в зависимости  от целей его использования. Помимо кредитов на покупку товаров длительного  пользования отдельно выделяют ипотечные  кредиты.

Классификация кредитов по целевому назначению отличается от той, что принята в российской науке, и подразумевает выделение следующих  его видов:

- «кредит на ремонт  дома (home improvement loan);

- кредит на потребительские  цели (consumer / consumption loan);

- кредит частному лицу  на необусловленные цели (use-as-you-please loan);

- кредит на учебу или  стажировку (probate loan)» [28, с.29].

По характеру погашения  и кругооборота средств выделяют кредит, погашаемый постепенно (installment) и единовременно (noninstallment). Кредит, погашаемый разовым взносом должника обычно предоставляется коммерческими банками или торговыми организациями. Однако наибольшее распространение получил кредит, погашаемый двумя и более взносами, что в основном связано с развитием возобновляемого / револьверного кредита.

Розничное кредитование в  Восточной Европе продолжает демонстрировать  стабильный рост, при этом снижения объемов задолженности в период кризиса, в отличие от России, не наблюдалось.

Розничное кредитование в  Чешской Республике показало рост портфеля на 7 % в 2011 г. (табл. 2).

Таблица 2. — Розничное  кредитование в Чехии в 2006–2011 гг.* (млрд чешских крон**)

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Ссудная задолженность

452,0

676,7

923,8

1115,2

1138,0

1220,9


* По данным Euromonitor International.

** 10 чешских крон равны примерно 15 руб. 

 

Увеличение объемов кредитования вызвано экономическими стабилизационными  мерами правительства, которые позволили  снизить безработицу и повысить покупательскую способность населения  страны.

Однако объем просроченной задолженности демонстрирует зависимость  от кризиса — текущий уровень  составляет 5,9 % от портфеля против 4,1 % в 2008 и 6,3 % в 2009 г.

Усиление конкуренции  вынуждает участников рынка осваивать  новые каналы продаж и формы работы с клиентами. Всерьез о себе заявили  несколько интернет-банков, предлагающих линейку продуктов онлайн: ZUNO Bank (Raiffeisen Group), mBank («дочка» польского BREbank), AXA Bank и др.

По данным Чешского финансового  омбудсмена, в Чехии в 2011 г. функционировали 120 тыс. организаций, предоставляющих  кредиты населению. Основная их часть  является независимыми агентами небанковских кредитных организаций, которые  предлагают свои услуги в торговых сетях.

В 2011 г. в Чехии вступил  в силу закон, устанавливающий право  заемщика вернуть купленный в  кредит товар в течение 14 дней, в  случае если заемщик передумал им пользоваться. Это привело к массовому  возврату товаров, купленных в кредит, через 14 дней пользования. Заемщики стали  пользоваться этим правом и приобретали  товары для пользования, например на праздники, а затем возвращали. То же начало происходить и с автомобилями, полученными в лизинг, — заемщики начали воспринимать данный финансовый продукт как бесплатный прокат автомобиля на 14 дней, в результате данные услуги начали исчезать с рынка.

Основным драйвером розничного кредитования в Чехии являются автокредиты, которые показали существенный рост в 2011 г., объем выдачи составил около 35 млрд чешских крон.

Второй по объемам выдачи категорией розничного кредитования являются кредитные карты (примерно 27 млрд крон) вследствие переключения заемщиков  с потребительских кредитов банков на кредитные карты, выпускаемые  небанковскими кредитными организациями, которые уже заняли половину рынка  кредитных карт.

Объемы ипотечного кредитования также продолжают увеличиваться, чему способствуют ослабление критериев  отбора заемщиков и усиление конкуренции  на ипотечном рынке. Ради привлечения  заемщиков кредиторы проводят различные  акции (например, отменяют комиссии за рассмотрение заявки, вводят кредиты  со 100 %-ным коэффициентом кредит/залог  и т.д.). Среди игроков ипотечного рынка доминируют коммерческие банки (доля до 90 %), доля ипотечных обществ, предлагающих кредиты на более выгодных условиях, однако меньшие по сумме, несущественна. Темпы роста ипотечного кредитования сдерживают низкие объемы строительства жилья, поскольку  строительная отрасль не полностью  восстановилась после кризиса.

В другой восточноевропейской  стране — Румынии — наблюдается  более слабый рост розничного кредитования (табл. 3).

Таблица 3. — Розничное  кредитование в Румынии в 2006–2011 гг.* (млрд новых румынских леев (RON)**)

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Ссудная задолженность

21,5

37,2 

51,5

55,4 

57,6

58,1


* По данным Euromonitor International.

** 1 RON равен примерно 92–96 руб. 

 

В начале 2011 г. проблемы в  экономике страны вызвали рост процентных ставок и снижение спроса на кредиты. Финансовый кризис привел к переоценке населением Румынии своих финансовых возможностей и потребностей. Снижение спроса на кредиты вынуждает банки  тратиться на серьезные рекламные  кампании, стоимость которых также  увеличивает процентные ставки.

Увеличение спроса на кредиты  проявилось только в конце I квартала 2011 г. в результате снижения процентных ставок, некоторой стабилизации экономики  страны, в том числе и валютных курсов. Для румынских заемщиков  валютные курсы имеют большое  значение, так как в стране очень  популярны валютные кредиты —  в евро (ипотечные кредиты) и в  швейцарских франках. Но для заемщиков, получивших кредиты в этих валютах  ранее (а таких 10 %), 2011 г. принес разочарование  — румынская валюта за последний  год потеряла половину своей стоимости  относительно швейцарского франка (соотношение RON/CHF изменилось с 2007 г. с 1,9 до 3,91), ставки по кредитам в данной валюте увеличились на 40–50 %.

Однако население по-прежнему предпочитает кредиты в иностранной  валюте, поскольку ставки по ним  ниже, чем в национальной валюте. Например, ставки по кредитам в румынской  валюте к концу 2011 г. составили в  среднем 13 % годовых, а кредиты в  евро — 6,4 %, при этом в евро румынские  заемщики предпочитают занимать на покупку  недвижимости.

Поддержать рост ипотечного кредитования в 2011 г. помогли снизившиеся  цены на недвижимость и правительственная  программа поддержки ипотечных  заемщиков «Первый дом», согласно которой к покупателям своего первого жилья или тем, у кого площадь жилья менее 50 кв. м, были снижены требования по сумме первоначального  взноса. Однако немногие заемщики смогли воспользоваться данной программой из-за высоких требований к ним  самим, и большинство румынских  экономистов сошлись на том, что  более эффективно было бы оказать  поддержку напрямую строительной отрасли.

В отличие от Чешской Республики в Румынии в 2011 г., по данным Euromonitor International, наблюдалось продолжение  роста просроченной задолженности  — 3,5 % против 3,1 % в 2010 г. и 0,5 % в 2008 г. Одной  из мер по снижению просроченной задолженности  в 2011 г. стало большое количество программ рефинансирования ранее полученных кредитов по более низким ставкам  и с конвертацией в другие валюты.

На примере Германии можно  проследить некоторые тенденции  развития розничного кредитования в 2011 г.

Так, объем ссудной задолженности  вырос относительно 2010 г. на 2 % (табл. 4).

Таблица 4. — Розничное  кредитование в Германии в 2006–2011 гг.* (млрд евро)

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Ссудная задолженность

1043,4

1033,2

1020,6

1008,2

1026,7

1050,3


* По данным Euromonitor International.

При этом объем выдачи кредитов в 2011 г. продолжал снижаться (табл. 5).

Таблица 5. — Розничное  кредитование в Германии в 2006–2011 гг.* (млрд евро)

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объем выданных кредитов

862,1

815,5

794,7

772,3

752,9

744,6


* По данным Euromonitor International.

Данная разнонаправленность  объясняется изменением в поведении  заемщиков. С одной стороны, в 2011 г. многие вернулись к докризисной  модели поведения — начали тратить  деньги на крупные покупки, ремонт недвижимости и отпуск, но занимать у банков стали  с большей осторожностью и  меньшие суммы (наибольший рост показывают кредиты в сумме менее €1000, заемщиками по которым являются в  основном молодые люди и эмигранты). Таким образом, количество полученных кредитов выросло, а объем полученных кредитов оказался ниже, чем в предыдущие годы.

Более половины рынка розничного кредитования Германии сосредоточено  в руках двух банковских ассоциаций — DSGV (Deutsche Sparkassen- und Giroverbande) и BVR (Bundesverband der Deutschen Volksbanken und Raiffeisenbanken). В 2011 г. их позиция  на рынке была ослаблена двумя  банками, работающими через Интернет, — ING-DiBa и comdirect bank, а также банком Santander. Среди крупных коммерческих банков лидерами являются Deutsche Bank, Commerzbank, HypoVereinsbank.

Информация о работе Анализ формирования и развития потребительского кредитования в России