Анализ бюджетной политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
- изучить задачи и функции бюджетной политики;
- рассмотреть проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса;
- провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
- предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства
1.2 Задачи и функции бюджетной политики
ГЛАВА 2 Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
ГЛАВА 3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укреплении доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курс. бюд. политика.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

Надежность  налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.

Сохраняется и проблема с возмещением налога на добавленную стоимость. Еще раз  следует оценить «затратность» такого администрирования как для налогоплательщика, так и для государства, обратив внимание в первую очередь на избыточность «оправдательных документов» и на предъявляемые к ним требования.

В-восьмых, особое внимание в этот период следует  уделить бесперебойной и эффективной  работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного  союза, по вопросам администрирования  косвенных налогов и распределения  между странами – членами таможенного  союза ввозных таможенных пошлин[20].

 

3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ

 

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить  следующим ключевым вопросам.

Первое. Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных  обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована  на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том  числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным  расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и  применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед  пенсионной системой. Согласно демографическим  прогнозам в ближайшие 20 лет нас  ждет значительное сокращение численности  населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения  старшего возраста.

Необходимо  разработать ясную программу  долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально  приемлемый уровень пенсий по сравнению  с заработной платой (по крайней  мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Второе. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции является возможным увеличить на 6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. – фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. – стипендиальный фонд.

Предлагается  Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе о возможности сокращения в течение трех лет их численности в пределах 20 процентов, оставив при этом до 50 процентов экономии бюджетных средств в распоряжении федеральных органов государственной власти.

Третье. Развитие образования, здравоохранения  и социального обслуживания.

Должны  быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность  образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка  труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и  начальным профессиональным образованием.

В рамках соответствующих государственных  программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжить развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».

Важной  инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

При планировании социальных расходов бюджета следует  обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего  организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым  гражданам, а также по обеспечению  полноценного доступа инвалидов  к объектам и услугам социальной сферы.

Четвертое. Обеспечение обороноспособности страны.

Финансирование  расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие  перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку  новых видов вооружения, обеспечение  боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры  Вооруженных Сил Российской Федерации), реализацию социальных гарантий для  военнослужащих.

Пятое. Реформа  органов внутренних дел.

Необходимо  обеспечить повышение эффективности  деятельности органов внутренних дел.

С 2012 года финансовое обеспечение полиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих им финансовых потоков.

Шестое. Развитие транспортной инфраструктуры.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных  инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач  на среднесрочную перспективу.

При этом необходимы новые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе  на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

В связи  с этим одним из приоритетных направлений  бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение  содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

Седьмое. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать  поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией при  Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).

Механизм  выделения бюджетных грантов  для поддержки отечественных  инновационных проектов должен быть ориентирован на обеспечение общегосударственных  приоритетов.

При этом бизнес должен финансироваться в  первую очередь за счет реализации своих товаров и услуг, а бюджетная  поддержка может быть лишь стимулирующей, мультипликативной мерой и не должна обеспечивать основную часть  финансирования.[20]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проведённого исследования, следует  отметить, что бюджетная политика это направление экономической  политики государства, связанное с  разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство (в Российской Федерации федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации). Поскольку основной инструмент формирования бюджетов – налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой (хотя некоторые авторы не без основания проводят различие между этими терминами).

Задача  бюджетной политики – выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:

а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового,

б) размеры  или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его  погашение,

в) определение  долей Федерации и регионов (субъектов  Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема «бюджетного федерализма»), соотношение основных разделов бюджета  и т.д.

В соответствии с намеченными целями, формируются  задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной  политики. Как правило, это:

- концентрация  финансовых ресурсов на решении  приоритетных вопросов;

- снижение  налоговой нагрузки на экономику;

- упорядочивание  государственных обязательств;

- создание  эффективной системы межбюджетных  отношений и управления государственными  финансами.

Проведённый анализ показал, что объемы финансирования расходов федерального бюджета и  их исполнения в январе – сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года – 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года – 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года – 85524,8 млн. рублей).

Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету  средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2010 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том  числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета.

На мой  взгляд, необходимо обеспечить максимально  эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих  первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового  обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие  государства в тех сферах, где  в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться  рыночными частными институтами.

Процесс преобразования бюджетной политики – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации.  Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочная Правовая  Система ГАРАНТ / НПП «Гарант –  Сервис». – электрон. док. – [б. м.], 1990-2009.

2. Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов» от 6 мая  2009 г. // Справочная Правовая Система  ГАРАНТ / НПП «Гарант – Сервис». – электрон. док. – [б. м.], 1990-2009.

3. Анисимов, С.А. К вопросу о  реализации бюджетных принципов  / С.А. Анисимов // Финансы. – 2006. – №12. – С.31-33.

4. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: учебник  для вузов / А.М. Бабич, Л.Н.  Павлова – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 325с.

5. Бирюков, А.Г. К вопросу о  назначении и результатах распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ / А.Г. бирюков // Экономика. – 2007. – №11. – С.11-17.

6. Бычков, С.С. Администрирование  поступлений в бюджетную систему  Российской Федерации / С.С. Бычков // Право и экономика. – 2006. –  №1 – С.18-19.

7. Бюджет как финансовый регулятор  экономического развития / Под ред. В.П. Горегляд. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика». – 2008. – 348 с.

8. Бюджетная система Российской  Федерации: Учеб. / Под ред. М.В.  Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2006.

9. Бюджетная система России. Учебник  для вузов / Под ред. профессора Поляка Г.Б. – ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 250 с.

10. Бюджет развития как фактор  долгосрочной устойчивости бюджета / Сб.: Реструктуризация производства и финансовая устойчивость (в печати). – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0,5 п. л.

11. Бюджетная система Российской  Федерации. Ученик / Под ред. О.В. Врубленской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 405 с.

12. Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 526 с.

13. Игудин, А.Г. Некоторые проблемы  межбюджетных отношений / А.Г.  Игудин // Финансы. – 2007. – №5. –  С.8-11.

14. Лавров, А.М. Переход к новой  системе межбюджетных отношений  в субъектах Российской Федерации  / А.М. Лавров // Финансы. – 2007. –  №9. – С.4-15.

15. Методологические и методические  положения совершенствования межбюджетных  отношений / Поздняков А.М., Беденков А.Р., Масаков В.М., Суслов В.И. – М., 2005. – 31 с.

16. Поляк, Г.Б. Бюджетная система  России. / Г.Б. Поляк – М.: Финансы  и статистика, 2007. – 369 с.

17. Силуанов, А.Г. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2010 год и на среднесрочную перспективу / А.Г. Силуанов // Финансы. – 2009. – №8. – С.3-13.

Информация о работе Анализ бюджетной политики России на современном этапе