Анализ банковских рисков на примере ВТБ 24

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Кредитная деятельность - эта та деятельность, ради которой банк и создается как кредитная организация. И хотя с течением времени банки, безусловно, расширяют комплекс оказываемых услуг, именно доходы от кредитных операций остаются для них основным источником получения прибыли. Любое кредитование связано с определенным риском, тем более в условиях развивающейся рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Банковские риски.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

оценка регулятивного и экономического капитала, необходимого для покрытия рисков, принимаемых по проводимым Банком операциям, обеспечение его достаточности;

проведение хеджирующих операций;

постоянный внутренний контроль за соблюдением подразделениями Банка  нормативных документов, регламентирующих порядок проведения операций и процедуры  оценки и управления рисками, со стороны  независимого подразделения.

 
Управление принимаемым Банком кредитным  риском предусматривает:

использование системного подхода  к управлению рисками как кредитного портфеля Банка в целом, так и  отдельных операций с конкретными  заемщиками/контрагентами (группой  связанных заемщиков/контрагентов);

применение в Банке единообразной  и адекватной характеру и масштабам  проводимых операций методологии для  идентификации и количественной оценки кредитного риска;

взвешенное сочетание централизованного  и децентрализованного принятия решений при совершении операций, связанных с принятием кредитного риска.

 
Основным инструментом ограничения  и контроля за принимаемым Банком кредитным риском является система  кредитных лимитов. Устанавливаются  следующие виды лимитов кредитного риска: 
 

лимиты на контрагентов;

лимиты, ограничивающие кредитный  риск по страновому/отраслевому/региональному  признаку.

 
Наряду с внутренними лимитами кредитного риска, Банк соблюдает обязательные нормативы, установленные в соответствии с требованиями АФН в отношении  величины риска на заемщика/группу связанных заемщиков, объема крупных кредитов.  

Важнейшим инструментом минимизации  принимаемого Банком кредитного риска  является формирование обеспечения  по операциям кредитного характера. Политика Банка в данной области  строится на принципе формирования надежного и ликвидного портфеля обеспечения, достаточного для покрытия принимаемых Банком кредитных рисков. В то же время это не снимает требования о проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика и не компенсирует недостаточность платеже- и кредитоспособности контрагента, а также отсутствие информации о его деятельности. 

Рыночный риск

Рыночный риск – риск возникновения  у Банка убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на финансовые активы (прежде всего, ценные бумаги), валютных курсов, процентных ставок. 
 
К рыночным рискам относятся:

фондовый риск (риск потерь в результате изменения стоимости активов, обращающихся на фондовом рынке);

валютный риск (риск потерь в результате изменения валютных курсов);

процентный риск (риск потерь в  результате изменения размера процентных ставок).

 
Комитет по управлению активами и пассивами  определяет политику ВТБ в отношении  рыночных рисков с целью ограничения  и снижения размера возможных  убытков в результате негативных изменений валютных курсов, процентных ставок и котировок ценных бумаг (то есть валютного, процентного и ценового рисков, соответственно).  
При управлении рыночными рисками ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) руководствуется требованиями, установленными нормативными актами АФН, а также использует внутренние модели, соответствующие рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. 
 
 

Риск ликвидности

Риск ликвидности – риск, потенциально влияющий на способность Банка своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства, возникающий при несбалансированности по срокам активов и пассивов Банка.

Поддержание соответствия структуры  баланса всем требованиям и нормативам ликвидности (внутренним и пруденциальным) при наличии постоянного контроля со стороны ответственных подразделений и коллегиальных органов позволяет ВТБ своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства. 

Операционный риск

Операционный риск – риск потерь в результате нарушений или ошибок в действиях работников, нарушений нормального функционирования систем Банка и его внутренних бизнес-процессов, а также вследствие находящихся вне контроля Банка внешних событий (прежде всего стихийного характера).

В целях реализации внутрибанковской стратегии управления операционным риском в банке ВТБ осуществляются регулярные процедуры, обеспечивающие идентификацию риска, его оценку, контроль и принятие мер по его ограничению. В практике организации процесса управления операционным риском ВТБ руководствуется принципами, установленными нормативными актами АФН, в том числе Инструкцией о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня (утверждена постановлением Правлением АФН №359 от 30 сентября 2005 года), а также рекомендациями, изложенными в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

Основными мерами, применяемыми в  банке ВТБ в целях минимизации операционного риска, являются:

регламентирование порядка совершения всех основных операций в рамках внутренних нормативно-методологических документов;

учет и документирование совершаемых  банковских операций и сделок, регулярные выверки первичных документов и  счетов по операциям;

применение принципов разделения и ограничения функций, полномочий и ответственности сотрудников, использование механизмов двойного контроля, принятия коллегиальных решений, установления ограничений на сроки и объемы операций;

реализация процедур административного  и финансового внутреннего контроля (предварительного, текущего и последующего) за организацией бизнес-процессов, деятельностью структурных подразделений и совершением операций отдельными сотрудниками, соблюдением сотрудниками требований законодательства и внутренних нормативных документов, контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым операциям, порядка доступа к информации и материальным активам Банка;

автоматизация проведения банковских операций, использование внутрибанковских информационных систем;

обеспечение информационной безопасности, контроль за доступом к информации, применение многоуровневой защиты информации;

обеспечение физической безопасности помещений и ценностей Банка  и контроля доступа;

страхование операционных рисков, обеспечивающее покрытие убытков в случае их возникновения за счет страхового возмещения;

создание необходимых организационных и технических условий для обеспечения непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций (на случай аварий, пожаров, терактов и других непредвиденных ситуаций);

снижение операционных рисков Банка, связанных с отдельными бизнес-процессами, за счет их проведения сторонними организациями (аутсорсинг);

снижение рисков, связанных с  персоналом, путем установления критериев  по его отбору и проведения предварительной  проверки, реализации мероприятий по подготовке и обучению персонала, повышению его квалификации.

 

 

 

 

 

2.2 Оценка уровня банковских рисков  в ВТБ 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ БАНКОВСКИХ РИСКОВ

 

Основными проблемами управления кредитными рисками являются отсутствие системы всестороннего и глубокого анализа кредитного процесса, солидной методологической базы и принятие неправильных управленческих решений в условиях неполной информации. Из-за потенциально опасных для кредитной организации последствий кредитного риска важно регулярно осуществлять всесторонний анализ процессов оценки, администрирования, наблюдения, контроля, возврата кредитов, авансов, гарантий и прочих инструментов, особенно это касается инвестиционного кредитования. Основное содержание процесса управления совокупными кредитными рисками включает в себя оценку и анализ политики и практики работы кредитной организации, и принятия ею необходимых мер по следующим направлениям:

    • управление совокупным риском кредитного портфеля;
    • управление организацией кредитного процесса и операциями;
    • управление неработающим кредитным портфелем;
    • оценка политики управления кредитными рисками;
    • оценка политики по ограничению кредитных рисков и лимитам;
    • оценка классификации и реклассификации активов;
    • оценка политики по резервированию возможных потерь по кредитным рискам.

К основным недостаткам и внутренним рискам процесса кредитования на современном  этапе развития банковского дела и кредитной системы в России можно отнести неразработанность  научно-обоснованной методологической базы и отсутствие внутрибанковских методик по определению:

    • потребностей клиента в кредитовании;
    • размера обеспечения кредитного процесса средствами гарантов, спонсоров и поручителей;
    • объема и ликвидности залога;
    • степени достоверности получаемой информации;
    • производственного риска кредитуемой сделки (риска нехватки сырья, ненадежности приобретенного оборудования, неэффективности выбранной технологии и др.);
    • коммерческого риска кредитуемого клиента (риска получения некачественной продукции, отсутствия рынков сбыта новой продукции, ее устаревания, отказа покупателей от приобретения некачественного товара);
    • финансового риска (риска неправильного определения прогнозных потоков наличности, прибыли, балансовых рисков кредитуемого клиента);
    • риска неликвидности и недостаточности обеспечения по кредиту;
    • риска невозможности осуществления мероприятий по пересмотру условий кредитования (изменений условий кредитования, обеспечения, пересмотра прав собственности на сделку, отмены льготных условий кредитования, переоценки кредитов и т.д.);
    • качества самой кредитуемой сделки.

Совершенствование систем управления рисками должно быть нацелено на существенное повышение привлекательности кредитных  продуктов для всех категорий  клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению (в первую очередь, в рознице), большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента (в первую очередь, в корпоративном бизнесе).

При этом важнейшей задачей стратегии банка в области управления рисками является создание условий для более агрессивной коммерческой политики за счет повышения прозрачности принимаемых решений в области кредитных рисков и повышения роли и полномочий функции управления рисками как партнера и «конструктивного противовеса» бизнес - подразделениям банка. Перед банком также остро стоит задача предотвращения внутреннего и внешнего мошенничества и коррупции при получении кредитов. Решение этих задач, в свою очередь, потребует внедрения шести существенных изменений в системах и процессах, связанных с кредитным риском:

Построение систем формализованной  оценки кредитного риска. Для каждого  клиента (как физического, так и  юридического лица) банк должен иметь  возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который, в свою очередь, складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). При этом используемые с этой целью методики и инструменты будут отличаться для различных продуктов и категорий клиентов и будут развиваться со временем, по мере того, как банк успешно накапливает информацию о своих клиентах и совершенствует инструменты ее анализа. Более того, многие элементы данного подхода, например, методика рейтингования клиентов - юридических лиц, уже существуют в банках и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.

Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции. Численная оценка ожидаемых потерь должна стать минимальной «ценой риска», включаемой в стоимость кредитных ресурсов для клиента. Она также позволит увязать понимание риска с коммерческими приоритетами банка, например, в части целевых характеристик кредитного риска для отдельных элементов портфеля или определения размеров лимитов и доли общей задолженности клиента, которую банк готов принимать на свой баланс.

Усиление роли функции управления в процессе подготовки и принятия кредитного решения. Наиболее принципиальными изменениями являются разделение независимой оценки кредитного риска и клиентской работы (принцип «4-х глаз») и «право вето» подразделения, отвечающего за риски, на принятие кредитного риска, преодоление которого требует выхода на следующий уровень принятия решения. В ряде случаев следствием такого разделения может стать географическая консолидация функции рисков, что повышает ее независимость и, в ряде случаев, улучшает управляемость и качество анализа (за счет концентрации информации о большом количестве кредитных заявок).

Информация о работе Анализ банковских рисков на примере ВТБ 24