Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:59, контрольная работа
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь  своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики
управления. Конкретная ответственность  за общее руководство трудовыми  ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб.
Развитие демократии в обществе и на производстве 
прямо связано с  
седьмым фактором повышения значимости 
персонала в современном  
производстве — ростом цены рабочей силы, 
Ныне в западных демократиях  
весьма велика цена труда. Самыми высокими 
затраты на труд в последние  
годы были в ФРГ и Швейцарии, хотя по величине 
зарплаты эти страны  
уступают США и некоторым другим государствам 
(в частности, в США  
минимальная почасовая оплата труда составляет 
5 долл.).
Помимо расходов на зарплату, 
в затратах на персонал велика доля  
социального страхования (одну половину 
этих затрат в ФРГ оплачивает  
предприниматель, другую половину — наемный 
работник), оплаты  
отпусков (в ФРГ они составляют 4 — 6 недель) 
и социальных услуг на  
предприятии (медицинское обслуживание, 
психологические и  
юридические консультации, бесплатные 
туристические путевки, а иногда  
и финансирование жилья и т.п.).
В странах Запада с социальной рыночной 
экономикой затраты на  
оплату труда существенно превышали оплату 
труда в бывших  
социалистических государствах. Так, в 
старых землях ФРГ, расходы на  
зарплату составляют в среднем около 20% 
всей выручки предприятий от  
реализации продукции, товаров и услуг, 
в то время как в бывшей ГДР их  
доля была 8-9%. Некоторые фирмы, например 
«Ай-Би-Эм», оценивают  
затраты на одного своего сотрудника в 
течение всей его работы на  
предприятии (включая обучение, пенсионные 
и иные социальные  
расходы) примерно в миллион фунтов стерлингов[3].
Если сотрудник стоит 
очень дорого; если его трудно уволить, 
да еще  
и дорого найти ему достойную замену; если 
содержание труда требует все  
более высокой квалификации, самоотдачи, 
ответственности и инициативы  
работника и внешний контроль за ним затруднен, то все это повышает  
значимость персонала в современном производстве 
и одновременно науки  
о его эффективном использовании.
1.3. Теории человеческого и социального капитала
Отражением резкого 
производстве явились теории человеческого 
и социального капитала,  
которые можно объединить под общим названием 
— теории личностного  
капитала. Они обосновывают особое место 
работника среди различных  
видов капитала, используемого на производстве. 
К таким видам капитала,  
т.е. ценностным компонентам производства, 
способным приносить  
прибыль, относятся: финансовый — главным 
образом деньги; физический  
— техника, оборудование, сырье, материальные 
элементы производства в  
целом, и личностный, включающий человеческий 
и социальный капиталы.  
Что же представляют собой личностный 
и социальный капиталы, от- 
ражающие роль персонала в производственной 
деятельности?
В самом общем смысле человеческий 
капитал — это знания, навыки  
и профессиональные способности работника. 
Само понятие «человеческий  
капитал» характеризует качество рабочей 
силы, возможности работника в  
трудовом процессе.
Несмотря на то, что многие идеи 
теории человеческого капитала  
встречаются уже у А. Смита, она сравнительно 
молода: ее формирование  
пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. 
Видные представители  
школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, 
Г. Беккер, Дж. Минсер и  
др. Ученые школы «человеческого капитала» 
изучали влияние сроков  
обучения работников, их навыков и способностей 
на заработную плату,  
эффективность и экономический рост предприятий. 
Иными словами, их главной задачей было 
определить экономическую отдачу от инвестиций 
в  
человека. Результаты исследований во 
многом оказались сенсационными.  
В частности, выяснилось, что экономическая 
отдача затрат на обучение  
сотрудников намного превышает инвестиции 
в новую технику и  
оборудование.
Многочисленные подтверждения 
этих выводов и ознакомление с  
ними представителей бизнеса дали сильные 
импульсы для интенсивного  
развития на предприятиях стран Запада 
сферы профессионального  
обучения. Во многих отраслях экономики 
это стало очень прибыльным  
делом. Причем повышение общего и особенно 
профессионального  
образования не только давало прибыль 
предпринимателям, но и  
соответствовало в основном интересам 
работников, увеличивало их  
удовлетворенность трудом и производственную 
самоотдачу.
Человеческий капитал 
(перемещаемый) и специальный (неперемещаемый). 
Общий капитал  
включает теоретические и другие достаточно 
универсальные знания,  
имеющие широкую область применения и 
приобретаемые, прежде всего, в  
школах, вузах и других образовательных 
учреждениях, а также общие  
профессиональные (специализированные) 
знания. Это могут быть знания, полученные 
при изучении обычных учебных предметов:  
математики, физики, информатики, иностранных 
языков и т.п. Важной  
формой наращивания общего человеческого 
капитала является  
самообучение.
Специальный капитал соотносим 
лишь с конкретной организацией.  
Он включает знания особенностей рабочего 
места, руководства,  
товарищей по работе, их возможностей, 
достоинств и недостатков,  
клиентов, специфики предприятия, региона 
и т.п., а также практические  
навыки по использованию этого рода знаний. 
Специальный капитал  
накапливается в процессе трудовой деятельности, 
приобретения  
практического опыта.
После бума инвестиций в человеческий 
капитал в ряде стран Запада  
многие предприниматели опасались переманивания 
высоко  
квалифицированной рабочей силы и особенно 
хорошо подготовленных  
менеджеров другими фирмами, которые, 
не затрачивая больших средств  
на долговременное обучение работников, 
могли предложить им  
значительно более высокий заработок 
и другие блага.
Реальная ситуация на рынке труда 
во многом развеяла эти опасения.  
Хотя переманивание высококвалифицированных 
работников  
действительно имеет место в современном 
производстве, однако  
масштабы его сравнительно невелики. Главным 
ограничителем подобной  
практики служит специальный капитал, 
который применим лишь к  
данному предприятию, и накапливается 
в течение длительного времени.  
Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированные  
работники, сменив место работы и попав 
в иную производственную среду,  
часто вообще оказываются неспособными 
достичь своих прежних  
результатов на новом месте.
Одна из наиболее эффективных моделей 
накапливания и  
использования человеческого капитала, 
особенно капитала  
неперемещаемого, — японская система 
пожизненного найма работников,  
в более мягких формах широко используемая 
и рядом транснациональных,  
американских и западноевропейских корпораций, 
например компанией  
«Ай-Би-Эм». Данная система обеспечивает 
максимальное наращивание и  
закрепление знаний, умений и навыков 
работников на определенных  
предприятиях. В условиях Японии это особенно 
важно, так как там  
издержки на профессиональное образование, 
в том числе регулярное  
повышение квалификации, в среднем в 2 
— 3 раза выше, чем в США. (Это  
связано, прежде всего, с высокими нормами 
амортизации оборудования,  
его быстрой сменой, а также с частой ротацией 
и переквалификацией  
работников.)
Накапливание общего и специального 
человеческого капитала служит одной 
из важнейших предпосылок наиболее 
эффективного  
использования персонала. Оно обеспечивает 
высокую компетентность и  
неформальную вовлеченность работника 
в дела коллектива, позволяет ему  
максимально проявить инициативу, раскрыть 
свои способности и  
дарования.
В современном производстве многие 
передовые фирмы сделали  
наращивание человеческого капитала непрерывным 
процессом. Наличие  
персонала высочайшей квалификации и 
качества делает их практически  
недосягаемыми для менее богатых человеческим 
капиталом конкурентов,  
которые, даже обладая такой же передовой 
техникой и технологией,  
обычно не в состоянии использовать их 
со столь высокой отдачей.
Эффективное использование человеческого 
капитала практически  
невозможно без наличия капитала социального. 
Понятие «социальный  
капитан» отражает характер отношений 
между работниками, способы и  
культуру их общения, развитость межличностных 
коммуникаций.  
Содержанием социального капитала являются 
межличностные связи,  
отношения доверия, солидарность, готовность 
к кооперации и поддержке,  
умение работать в группе, команде. В основе 
социального капитала лежат  
нравственные отношения, которые иногда 
называют нравственным  
капиталом. Однако социальный капитал 
не сводится к нему, а  
предполагает, помимо него, развитость 
коммуникаций и культуры  
общения, навыков эффективного взаимодействия.
Социальный капитал позволяет 
быстро и эффективно  
координировать деятельность людей, мобилизовывать 
их на достижение  
организационных целей, обеспечивает 
оперативность передачи  
информации. Его развитость резко снижает 
частоту проявлений  
отклоняющегося поведения, случаев нарушения 
трудовой дисциплины,  
недобросовестного отношения к труду, 
делает излишним текущий  
внешний контроль за персоналом.
Важным отличием социального капитала 
от капитана финансового и физического 
является его нарастание по мере его 
потребления.  
Социальный капитал накапливается в разных 
формах непосредственного  
взаимодействия людей и прежде всего в 
устойчивых самоуправляющихся  
социально-психологических общностях 
или группах («комьюнити»)[4].  
Традиционными формами его образования 
являются семья, другие  
кровнородственные объединения. Однако 
накопление этого вида капитала  
возможно и в большей или меньшей степени 
необходимо также и в других  
формах взаимодействия работников, особенно 
в современной  
производственной деятельности.
В России были издавна известны разные 
формы социального  
капитала: семейный, общинный, артельный 
и др. Своеобразным  
проявлением социального капитала в купеческой 
среде выступала  
репутация, которая во многом заменяла 
правовые отношения. «Честное  
слово» купца часто оказывалось надежнее 
вексельных обязательств. У  
человека же с дурной репутацией было 
мало шансов на коммерческий  
успех.
Социальный капитал широко используется 
не только в традиционной, но и в 
современной рыночной экономике, особенно 
в Японии и  
странах Юго-Восточной Азии. Применительно 
к этому региону иногда  
даже употребляют специальный термин 
«сетевой капитализм», т.е.  
капитализм, основывающийся не на формальной 
рационализации и  
отчуждении, а на семейных, клановых и 
других коллективистских  
объединениях работников. Развитость 
социального капитала, особенно в  
его современных формах самоуправляющихся 
бригад, отделов и целых  
предприятий, резко увеличивает отдачу 
от физического, финансового и  
человеческого капитала, позволяет сокращать 
расходы на контроль,  
обучение, профессиональную адаптацию 
и информирование персонала.
Наращивание и оптимальное использование 
социального и  
человеческого капиталов в современных 
условиях зависит в первую  
очередь от управления персоналом. Что 
же представляет собой эта
важнейшая сфера управления?
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ
 
2.1. Понятие и цели управления 
персоналом
Рассмотренные выше изменения, 
происходящие в современном  
производстве и связанные с резким повышением 
значимости  
человеческого фактора, выдвинули управление персоналом на передний  
план управленческой деятельности, стимулировали 
бурное развитие  
научных исследований в этой области. 
Результатом усложнения и  
обогащения деятельности по управлению 
персоналом и ее изучения  
явились разнообразные трактовки управления 
персоналом в современной  
литературе. Все определения управления 
персоналом можно объединить в  
несколько групп:
1. Мотивационные определения.
Управление персоналом, пишет, например, 
Н. Маусов, это  
«непрерывный процесс, направленный на 
целевое изменение мотивации  
людей, чтобы добиться от них максимальной 
отдачи, а следовательно,  
высоких конечных результатов»[5].
В этом и подобных ему определениях 
выделена важнейшая,  
стержневая функция управления персоналом. 
Однако они отражают лишь  
часть управленческой деятельности, оставляя 
в тени множество других его  
функций, которые будут рассмотрены далее.
2. Дескриптивные (описательные) дефиниции.
«Управление персоналом, — пишет И.Н. 
Герчикова, — это  
самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров,  
главной целью которых является повышение 
производственной,  
творческой отдачи и активности персонала; 
ориентация на сокращение  
доли и численности производственных 
и управленческих работников; разработка 
и реализация политики подбора и расстановки 
персонала;  
выработка правил приема и увольнения 
персонала; решение вопросов,  
связанных с обучением и повышением квалификации 
персонала»[6].
В данном определении раскрываются 
цель и ряд важнейших  
функций управления персоналом. Его важным 
достоинством является  
конкретность в раскрытии содержания 
деятельности по управлению  
кадрами. Однако это определение, как, 
впрочем, и другие дескриптивные  
дефиниции, имеет, по меньшей мере, два 
существенных недостатка:
во-первых, оно слабо отражает сущность 
и специфику управления  
персоналом,