Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:18, контрольная работа
Развитие рыночных отношений в России касается не только форм хозяйствования, ориентирующих ее на эффективное использование ограниченных ресурсов, в том числе на рациональное использование кадрового и интеллектуального потенциала личности. В этих условиях все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации, предприятия более полно раскрывать и использовать интеллектуальной потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей.
Введение……………………………………………………………………..3
Карьера – основные понятия……………………………………………….4
 Виды карьер………………………………………………………………...7
Этапы карьеры………………………………………………………………11
Выбор карьеры………………………………………………………………12
Основные этапы управления карьерой…………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………….18
Е.Г. Молл выделяет шесть основных тенденций, характеризующих происходящие изменения:
1) переход от индустриального общества к информационному. Новый «информационный работник» постоянно использует компьютер, информационные технологии. Не следует недооценивать значения данной тенденции для построения управленческой карьеры. Новые информационные технологии способствуют обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи карьерной информации и различных вариантов самопрезентаций и т. д.;
2) переход от силовых 
технологий, предполагающих 
3) переход от иерархического 
построения организации к 
4) переход от ситуации 
с ограниченным выбором к 
5) переход к глобальным, мультинациональным корпорациям, породившим такое явление, как глобальные менеджеры. Они не ограничены национальными рамками, учитывают особенности культуры страны, в которой работают в данный момент;
6) возможность резких 
Можно сказать, что карьера 
– результат осознанной позиции 
и поведения человека в области 
трудовой деятельности, связанный с 
должностным или 
З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры:
1) профессиональная карьера 
связана с ростом знаний, умений, 
навыков. Сотрудник в процессе 
своей трудовой жизни проходит 
различные стадии развития: обучение, 
поступление на работу, профессиональный 
рост, поддержка индивидуальных 
профессиональных способностей, уход 
на пенсию. Эти стадии работник 
может пройти последовательно 
в разных организациях. Профессиональная 
карьера может идти по линии 
специализации (углубление в 
2) внутриорганизационная 
карьера связана с траекторией 
движения человека в 
– вертикальной карьеры – подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
– горизонтальной карьеры – либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
– центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений (например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение им доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства).
Основные принципы реализации 
системы профессионального 
– принцип последовательного, 
планомерного, непрерывного движения 
сотрудников внутри организации 
– забота и ответственность организации 
в отношении роста персонала. 
Это позволяет сотрудникам 
– принцип равенства возможностей при карьерном росте – наличие одинаковых условий и критериев для всех сотрудников (отсутствие протекции, справедливая оценка знаний, навыков, умений, деловых и личностных качеств);
– принцип преемственности – накопление знаний, навыков и умений на предыдущих ступенях развития и использование их на каждом последующем этапе. Преемственность руководства способствует последовательности стратегического курса компании, позволяет сформировать четкие корпоративные ценности;
– принцип максимального срока пребывания в должности – сочетание горизонтального перемещения с вертикальным движением;
– принцип динамики функций управления по мере изменения уровня управления – увеличение объема стратегических функций управления;
– принцип материальной и моральной заинтересованности – предполагает, что карьерный рост должен обязательно сопровождаться как прямым, так и косвенным материальным стимулированием.
Как подчеркивают З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин, главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач:
– достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
– обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;
– обеспечение открытости процесса управления карьерой;
– устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника, повышение качества процесса планирования карьеры;
– формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
– изучение карьерного потенциала сотрудников;
– обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
– определение путей служебного 
роста, использование которых 
Рассмотрим классификацию типов карьеры, основанную на организационном поведении руководителей:
1. Суперавантюрная карьера – очень высокая скорость должностного продвижения (расширения влияния) с пропуском значительного числа промежуточных ступеней, а иногда резкое изменение сферы деятельности. Выделяют два класса суперавантюрных карьер: случайные и совместные. К случайным карьерам относятся те, которые основаны на удачном стечении обстоятельств, т. е. человек оказался «в нужном месте в нужное время». Совместные карьеры базируются на продвижении с более сильным лидером или обеспечении высокой скорости продвижения детям, членам семьи, друзьям и т. п. Представители суперавантюрного типа карьеры нацелены на дальнейшее продвижение и характеризуются различными ситуационно-личностными ориентациями. Как исторический опыт, так и статистические данные свидетельствуют о том, что суперавантюрные карьеры с высокой вероятностью заканчиваются крахом.
2. Авантюрная карьера – 
пропуск двух должностных 
3. Традиционная (линейная) карьера 
– постепенное продвижение 
4. Последовательно-кризисный 
тип карьеры – особенно 
5. Прагматичный (структурный) 
тип карьеры. Представители 
6. Отбывающий тип карьеры 
– для этой группы 
7. Преобразующий тип карьеры. 
Близким по направленности к 
преобразующему типу карьеры 
является тип карьеры, 
8. Эволюционный тип карьеры 
– должностное продвижение (
Типология карьер позволяет 
прогнозировать организационное поведение 
менеджеров на основе знакомства с 
их управленческим путем. Преобладание 
того или иного типа карьеры зависит 
от социально-экономической 
Следует также учитывать этап карьеры, который проходит сотрудник в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и специфику индивидуальной мотивации (табл. 5.36).
Таблица 5.36
Характеристика основных этапов карьеры менеджера
Разумеется, приведенная 
схема отображает некий усредненный 
путь работника и выполняет лишь 
функцию полезного ориентира 
в планировании карьеры. Особо необходимо 
отметить так называемый «кризис 
середины служебной карьеры», он приходится 
на временной отрезок где-то между 
35–40 (иногда чуть позже) годами. Основная 
отличительная черта этого 
В это время человек нередко переосмысливает свою жизненную концепцию, освобождается от иллюзий, корректируя жизненные планы в сторону более реалистической оценки желаемых результатов и возможностей их достижения.
К этому добавляется и ряд других проблем, например проблема убывания физических сил, привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как и кризис среднего возраста, оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться нейтрализовать это состояние.
Т. Санталайнен и Э. Воутилайнен обращают внимание на сложности, подстерегающие прежде всего руководителей в середине служебной карьеры, когда в какой-то момент наступает этап «брожения». Правда, учитывая своеобразие индивидуального пути каждого человека, они оперируют более широким возрастным диапазоном – от 35 до 50 лет. «В середине служебной карьеры человек осознает, что смертен. Одновременно он видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей. У многих на первый план вновь выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход выросших детей из дома, конфликты или эмоциональные причины изменяют в среднем возрасте отношение к детям и жене или мужу. По этим причинам в середине служебной карьеры снижается мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и дома».