Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 22:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса управления и его видов. Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.
Введение…………………………………………………………………...…..3
1. Понятие управление и основные  его категории……………………..….5
1.1. Общее понятие управление……………………………………….…….5
1.2. Основные категории управления………………………………………7
2. Социальное управление и его виды…………………………………..….13
2.1. Понятие, общие черты, виды, элементы социального управления...13
2.2. Функции социального управления: понятие и виды…………………18
3. Государственное управление и исполнительная власть……………….20
3.1. Государственное управление: понятие, принципы, цели……………20
3.2. Исполнительная власть: понятие и признаки…………………………23
Заключение………………………………………………...…………………26
Список  использованной литературы…………………………...…………..28
Функции управления – это внешнее проявление субъекта управления, и их можно разделить на предметные и инструментальные. Предметные – это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные – как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления – элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).
Под 
функциями управления понимаются наиболее 
типичные, однородные и четко выраженные 
виды (направления) деятельности управляющего 
субъекта, отвечающие содержанию и 
служащие интересам достижения основных 
целей управляющего воздействия. К 
их числу, как правило, относят: прогнозирование, 
планирование, организацию (формирование 
системы управления и обеспечение 
ее нормальной деятельности); координацию 
(обеспечение согласованных 
Признаки системы управления – это наличие:
– цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;
– субъекта управления;
– объекта управления;
– критериев оценки эффективности управления;
– механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;
– реакции на внешнюю среду(под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.) [10, c. 114]
Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих – прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.
Функциональный 
анализ  – процесс исследования, 
основанный на декомпозиции системы 
управления с последующим определением 
статических и динамических характеристик 
составляющих элементов, рассматриваемых 
во взаимосвязи с другими 
– определение и описание процесса управления реализуемого исследуемой системой;
– декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций, выполняемых элементами системы управления;
– 
определение количественных и качественных 
характеристик исследуемых 
– формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы управления;
– 
принятие решения о необходимости 
совершенствования 
Отрицательная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону ослабления факторов рассогласования.
Положительная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону усиления факторов дестабилизации. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение параметров системы в заданных пределах, положительная - нарушение равновесия, дестабилизацию.
Эффективность 
управления системой рассматривается 
как мера степени достижения цели 
функционирования. Эффективное решение 
выбирается из множества решений 
с помощью правила, которое называется 
критерием эффективности 
Индикаторы (здесь) – показатели, используемые для:
– оценки реального социально - экономического положения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, городов, районов, отраслей, видов деятельности, предприятий;
– задания уровня социального благополучия (пороговые значения индикаторов); планирования действий по достижению пороговых значений; контроля достижения запланированных результатов; принятия регулирующих воздействий; оценки деятельности органов публичного управления.
Система индикативного управления экономикой – механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.
Центр ответственности – единственный орган или должностное лицо отвечающий за исполнение той или иной функции.
2. Социальное управление и его виды
2.1. Понятие социального управления
Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.
Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.
Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его аспектов:
1) 
управление как абстрактное 
2) 
управление как функция (это 
определенный род трудовой 
3) 
управление как процесс (это 
индивидуальная или 
4) 
управление в конкретной сфере 
(это управление  в различных 
сферах деятельности, имеющих специфические 
особенности, с учетом которых 
следует определять цели, задачи 
и организацию управления, предоставление 
соответствующих полномочий). В этом 
смысле государственное 
5) 
управление как конкретная 
Содержанием 
социального управления является упорядочение 
общественных отношений, регулирование 
организации и функционирования 
социального порядка и 
Социальное 
управление включает понятие социально-
Создание 
организационной структуры 
Центральной проблемой в социальном управлении является проблема власти (подчинения). Если в качестве примера взять государственное управление, то в литературе конца 80-х гг. мы найдем активное обсуждение таких тем, как перемещение акцентов с волевого воздействия субъекта управления на объект (т. е. управление в форме команды, управление-воздействие, директивное планирование, бюджетное финансирование, лимитированное снабжение) на отношения взаимной ответственности, партнерства, самостоятельности, договоров, координации, общего руководства. Эти рекомендации остаются актуальными и по сей день. Однако во все времена в конкретных ситуациях использовались такие функции управления, которые характеризуют административное содержание государственного управления и государственной исполнительной власти (административный акт, принуждение, контроль и надзор).
Властность 
социального управления проявляется 
в различных формах. Соблюдение надлежащего 
порядка в общественном объединении 
базируется на выработанных социальных 
нормах, моральных ценностях, традициях 
и правилах, установленных самим 
объединением. Добровольное подчинение 
этой власти — та основа, на которой 
создано само объединение. Государственное 
управление характеризуется реализацией 
властных (порой принудительных) полномочий, 
принятием административных актов, 
использованием установленных законом 
процедур. Осуществление власти в 
коммерческих организациях исходит 
из необходимости выполнения установленных 
законом предписаний и 
Таким 
образом, социальное управление представляет 
собой общественные отношения между 
субъектом и объектом управления, 
сущностью которых является властное, 
организующее либо регулятивное, воздействие 
субъекта управления на поведение (деятельность) 
людей и их организаций, являющихся 
участниками социально-
г) использует имеющиеся властные полномочия и функции;
д) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).