Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью данной работы является охарактеризовать, раскрыть, проанализировать и рассмотреть основные организационные аспекты учетной политики организации.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. Причем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.
Введение
1. Теоретический аспект формирования учетной политики
1.1 Форма и структура учетной политики
1.2 Формирование учетной политики
2. Раскрытие учетной политики
2.1 Причины изменения и изменения в учетной политике предприятия
2.2 Вопросы, рассматриваемые учетной политикой
2.3 Вопросы по составлению учетной политики и ведению бухгалтерского учета
Заключение
Библиографический список
Два последних из указанных случаев,
в которых допускается
- применение нового способа
ведения бухгалтерского учета
предполагает более
- существенное изменение
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности организации [16,.с. 348].
На практике это означает, что
в течение отчетного года в
действующую учетную политику можно
вносить дополнения, т. е. пополнять
ее состав новыми положениями в отношении
разделов и объектов учета, которые
ранее не встречались в деятельности
организации, и поэтому порядок
их бухгалтерского учета не регламентировался
в данной организации. Под это
правило не подпадает ситуация с
введением в действие нового ПБУ,
так как оно устанавливает
новые правила отражения
Установленный ПБУ 1/2008 порядок раскрытия учетной политики изменений почти не претерпел.
Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.
Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Следует помнить, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.
Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.
В-третьих, более подробно регламентирован,
оставшись по сути аналогичным, порядок
раскрытия последствий
Новое ПБУ об изменении оценочных значений.
Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ – ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступающее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.
При формировании учетной политики
на 2009 год, таким образом, организации
нужно будет определить, в какие
сроки и в каком порядке
будет осуществляется тестирование
каждого из отраженных в бухгалтерском
учете и бухгалтерской
Рассмотрим новые изменения в нормативных документах, которые произошли за 2008 год и изменения, которые нужно внести в учетной политике на 2009 год.
Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости – и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Так в ПБУ 15/2008 «учет расходов по займам и кредитам», вступающее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).
Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю. Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.
По-прежнему включаются в стоимость
инвестиционного актива проценты по
займам и кредитам, привлеченным для
его создания и/или приобретения.
Поэтому организации в учетной
политике, как и ранее, следует
определить критерии признания актива
инвестиционным. В то же время новшеством
ПБУ 15/2008 является установленная им
обязанность организации
Так в ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» появилось в середине 2008 года и должно применяться уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, тем не менее многие организации учтут его требования при формировании учетной политики только на 2009 год. Главное изменение коснулось состава лиц, обязанных применять ПБУ: если ранее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» распространялось только на акционерные общества, то ПБУ 11/2008 обязаны применять все коммерческие организации, кроме кредитных (по-прежнему его могут не применять малые предприятия).
При формировании учетной политики организация, применяющая ПБУ 11/2008, должна, как минимум, определить:
- перечень лиц, являющихся
- конкретный состав и форму
раскрытия (в том числе
- порядок построения
Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. 257–259, а также введены новые ст. 259.1–259.3 НК РФ, которые установили, в том числе, новый порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода.
С 1 января 2009 года амортизация нелинейным
методом будет начисляться не
по каждому основному средству, а
суммарно по каждой амортизационной
группе (подгруппе). Для расчета месячной
суммы амортизации суммарный
баланс соответствующей
В связи с этим изменением при
разработке учетной политики для
целей налогообложения на 2009 год
налогоплательщики, которые собираются
применять нелинейный метод начисления
амортизации, должны предусмотреть
отражение в аналитических
- о принятых организацией
- о сумме начисленной
- о сумме начисленной
- об остаточной стоимости
В заключение хотелось бы напомнить, что изменения учетной политики на год, следующий за 2008 отчетным, согласно п. 23 ПБУ 1/98 и п. 25 ПБУ 1/2008 объявляются в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.
2.2 Вопросы, рассматриваемые учетной политикой
Условно всю совокупность решаемых с помощью учетной политики вопросов можно разделить на методические и организационно-технические.
Методические вопросы учетной политики организации влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и на оценку ее финансового состояния.
Организационно-технические
Для выяснения вопросов, которые
должны быть решены в рамках учетной
политики, организация должна в первую
очередь определить совокупность способов,
необходимых ей для отражения
в бухгалтерском учете и
Иными словами, организация должна при формировании учетной политики рассматривать не все теоретически возможные факты хозяйственной жизни, а лишь те, которые имеют место в деятельности организации либо планируются в ближайшем будущем.
Учетная политика может быть дополнена
в связи с возникновением в
организации фактов, не имевших места
ранее. Поэтому нет необходимости
предугадывать наперед все
Например, организация не осуществляет
и не планирует осуществлять лизинговые
операции. В этой связи нет необходимости
рассматривать в учетной
Следующий шаг – анализ состояния
нормативной базы по бухгалтерскому
учету и формирование отношения
организации к имеющимся
1) выбор варианта учета из
вариантов, предлагаемых
2) оценка организацией
3) выявление фактов
Если организация признает, что
способ бухгалтерского учета, установленный
нормативными документами, позволяет
организации достоверно и полно
отразить хозяйственные операции, то
нет необходимости такой способ
рассматривать в учетной
Анализ текста действующего законодательства
и практического опыта
Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:
• выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации);