Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:45, курсовая работа
Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  трудовой коллектив как неотъемлемую часть организации.
  Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
  1. раскрыть понятие трудового коллектива  и определить его сущность;
  2. определить принципы и методы  построения стабильного трудового  коллектива;
  3. определить важность руководителя  в трудовом коллективе;
  4. рассмотреть коллектив как социально-психологическую характеристику групповой деятельности.
Введение…………………………………………………………………	3
1.	Трудовой коллектив  и его роль в современных условиях…………...	4
1.1.	Понятие трудового  коллектива, его сущность и функции…………...	4
1.2.	Принципы и  методы построения стабильного трудового  коллектива……………………………………………………………….	 
10
1.3.	Место руководителя в трудовом коллективе……………………........	16
2.	Трудовой коллектив  как главный ресурс организации…………........	20
2.1.	Конфликты в  трудовом коллективе……………………………….......	20
2.2.	Коллектив как  социально-психологическая характеристика групповой деятельности………………………………………………..	 
26
 	Заключение…………………………………………………………........	32
 	Список литературы……………………………………………………...	33
Забастовка – это процесс коллективного взаимодействия социальных групп против руководства.
Причины конфликтов бывают объективные и субъективные: различия в целях, взаимозависимость заданий, ограниченность ресурсов; различия в восприятии ценностей; разные уровни образования, различия в стиле поведения и биографиях людей; плохая коммуникативность и т.д. [11]
"Виды конфликтов и пути их разрешения"
Психологи выделяют четыре основных вида деловых конфликтов:
Внутриличностный конфликт возникает в силу того, что требования организации не совпадают с личными потребностями, или когда к личности предъявляются противоречивые требования.
Многие внутриличностные конфликты руководителей и подчинённых возникают из-за рассогласованности производственных требований с личными потребностями и ценностями работников, функциональными перегрузками или, наоборот, недогрузками рабочего времени. Для работающих женщин актуален внутриличностный конфликт, сопряжённый с невозможностью согласовывать производственные и карьерные цели с целями семейной жизни и воспитания детей.
Межличностный - самый распространенный тип конфликтов, это психологическое столкновение людей с разными взглядами, темпераментом, ценностями.
    Межличностные 
конфликты проявляются в 
    В 
свою очередь межличностные 
Конфликт между личностью и группой возникает чаще всего тогда, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.
Межгрупповые конфликты. Каждая организация состоит из множества групп (формальных и неформальных), поэтому это, прежде всего конфликты между формальными группами, между организацией и неформальными группами.
По скорости протекания конфликты делятся на быстротечные и затяжные. Быстротечные в свою очередь могут быть остродинамичными (опасными для жизни) и динамичными (опасными для здоровья). Затяжные конфликты делятся на остростатичные (опасные для психологического состояния) и статичные (снижающие активность личности). [13]
Теория и практика менеджмента предлагает множество способов разрешения конфликтов. В любом конфликте необходимо четко выделять стратегию и тактику разрешения конфликтов. Стратегия определяется содержанием самого конфликта и его восприятием.
В стратегии разрешения конфликтов можно выделить следующие моменты:
уклонение от конфликта представляет уход от конфликта. Уклонение желательно, если цель не очень важная;
доминирование - когда цель важна, первостепенна;
капитулянство - когда отношения в коллективе важнее целей соперников.
Модель конфликта как процесса обозначена на рисунке 1.
 
| Управленческая ситуация | |
|  | |
| Источники конфликта | |
|  | |
| Возможность разрастания конфликта | |
|  | |
| Реакция на ситуацию | |
|  | |
| Конфликт происходит | Конфликта не происходит | 
|  | |
| Управление конфликтом | |
|  | |
| Функциональные 
  и дисфункциональные | |
Рис 1. Модель конфликта как процесса.
В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы:
Методы и способы разрешения конфликтов разнообразны - от бесед, просьб, убеждений, разъяснений до силового разрешения (подавление, перевод, разъединение, приказ, решение суда и т.д.).
Главная задача менеджера в том, чтобы уметь "войти" в конфликт и разрешить его, используя разные методы. [7]
    Трудовой 
коллектив характеризуется 
    1. 
Совпадение ценностных 
2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
3. Доброжелательное отношение к "новичкам".
4. Преобладание оптимистического настроения.
5. Удовлетворенность работой и коллективом.
    6. 
Хорошая трудовая и 
7. Предрасположенность к общению в нерабочее время.
8. Свободное обсуждение вопросов, связанных с трудовой деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.
    Выделяют 
следующие социально-
Направленность изучается с точки зрения ее движущих сил и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).
Организованность – важнейшая характеристика организации. Это ее способность сохранять устойчивость структуры при обогащении и динамичности функций. Она проявляется в объеме и скорости реакций данной организации на изменение внешней и внутренней среды, в способности коллектива сочетать разнообразие мнений и форм поведения ее участников с единством действия, направленного на достижение единой цели.
Организованность характеризует трудовой коллектив:
а) с количественной стороны (полнота согласованности изменений и действий);
б) с качественной стороны (совершенствование организационных отношений, обогащение форм активности участников коллектива).
Эмпирические показатели организованности коллектива следующие:
Психологическое единство (сплоченность) – это общность межличностных отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий, положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений, "признанность" всех членов группы друг к другу.
В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:
    1) 
сплоченный (консолидированный) коллектив.
2) расчлененный (слабосплоченный) коллектив состоит из ряда социально-психологических групп, имеющих своих лидеров. Трудовые показатели, активность и дисциплина этих групп различна;
    3) 
разобщенный (конфликтный) 
По своей направленности сплоченность может быть
а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;
б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.
Различают следующие стадии сплочения трудового коллектива:
    1. 
Ориентационная – это этап 
становления. Эта стадия 
    2. 
Взаимоадаптационная стадия – 
представляет собой 
    3. 
Стадия консолидации, сплочения. 
Это этап зрелости коллектива. 
Группы формируются по 
Особую значимость все указанные выше параметры имеют в современных условиях, когда необходимо формирование компетентного рыночного мышления.
Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.
    Социально-психологический 
климат – это целостное социально-
Социально-психологический климат бывает:
а) благоприятный, характеризующийся взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общем благо.
б) неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе.
в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.
Социально-психологический климат зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через них на организационные и экономические процессы, протекающие в коллективе.
Английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов: