Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании причин возникновения и диагностики процесса развития конфликта, методах предупреждения конфликтной ситуации.
На основании поставленной цели выделен круг задач:
- определить понятие и сущность конфликта;
- выявить причины возникновения конфликтных ситуаций;
- определить участников конфликта.
- провести анализ типологии конфликтов;
- провести оценку процессов управления гостиничного предприятием и анализ внутренней среды функционирования
- разработать способы решения конфликтных ситуаций в гостиничном предприятии
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы конфликта
5
1.1. Понятие и сущность конфликта
5
1.2. Причины и этапы развития конфликтов
6
1.3. Теоретические аспекты управления конфликтами
11
Глава 2. Подходы к типологии конфликта и способов его разрешения.
17
2.1. Характеристика различных классификаций конфликтов
17
2.2. Характер развития и предупреждения конфликта
24
Глава 3. Типологии и способы разрешения конфликта на примере гостиницы "Арина Р.
34
3.1. Общая характеристика процессов управления гостиничного
предприятием и анализ внутренней среды функционирования
34
3.2. Способы решения конфликтных ситуаций
40
Заключение
50
Список литературы
Разрушительная сила конфликтов такова, что организации, где не уделяют должного внимания своевременному их разрешению, оказываются полностью парализованными и никакая комиссия не в состоянии найти пути к ликвидации конфликта, к восстановлению работоспособности пораженной конфликтом организации.
Внешним признаком вовлеченности человека в личностно-эмоциональный, деструктивный конфликт является его поведение, проявляющееся в излишнем многословии, взволнованности речи, нежелании слушать встречные доводы. В случае конструктивного конфликта участники сдержаннее в проявлении эмоций, больше значения придается логике, фактам, аргументам.
Нередко возникают конфликты, в основе которых - мнимые противоречия. Такое случается в основном из-за какого-либо небольшого инцидента или реплики руководителя в адрес "не вовремя подвернувшегося под руку" подчиненного. Разрешение ситуации достигается откровенной беседой и проявлением доброжелательного отношения к подчиненному.
Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти - объективные, отражающие несовершенство организации производства и управления, то устранение этих причин означает совершенствование производства и управления.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания.
Межличностные методы:
- Избегание - человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, "уходит". Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для нас и не стоит того, чтобы тратить свои силы и ресурсы.
- Соперничество - удовлетворение только своих интересов, не принимая в расчет интересы другой стороны. Такая стратегия часто является вполне логичной, например, в спортивных соревнованиях, при поступлении по конкурсу в ВУЗ, при трудоустройстве.
- Приспособление - уступчивость оппоненту, вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Уступки могут демонстрировать добрую волю, ослабить напряженность в отношениях, даже переломить ситуацию от конфронтации к сотрудничеству. Такая стратегия сберегает ресурсы и сохраняет отношения. Но иногда уступка воспринимается как проявление слабости, что может привести к эскалации конфликта.
- Компромисс - взаимные уступки сторон. Идеальный компромисс - удовлетворение интересов каждой из сторон на половину. Но часто какая-то сторона делает большие уступки по сравнению с другой (или ей это только кажется), что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Часто компромисс - это временный выход, так как ни одна из сторон не удовлетворила свои интересы полностью.
- Сотрудничество - удовлетворение интересов обеих сторон. Для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. При данной стратегии хорошо разрешается конфликт, сохраняются партнерские отношения во время конфликта и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.
Ни одна из стратегий не может быть однозначно "хорошей" или "плохой". Каждая из них может быть оптимальной в конкретной ситуации.
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
- адекватности восприятия
- открытости и эффективности
общения, готовности к
- создания атмосферы
взаимного доверия и
К конфликтам разной природы отношение руководителя должно быть неодинаковым. Касательно деструктивных конфликтов, порожденных неумелыми взаимоотношениями, естественна установка на то, что их должно быть как можно меньше.
Исследования показывают, что некоторые руководители склонны занимать в конфликте выжидательную позицию, боясь быть втянутыми в конфликт, и надеясь, что все как-нибудь само собой разрешится.
Одним из проявлений недоверия подчиненных по отношению к администрации является сокрытие ими информации от руководителя. Исследования показали, что до 80% информации о подчиненных руководитель получает в виде жалоб и во время конфликтов.
Работа руководителя в значительной степени состоит из разрешения постоянно возникающих противоречий. Однако далеко не все они доходят до конфликтов, многие из них руководитель успевает своевременно разрешить. Именно в этом и состоит искусство руководить - предвидеть конфликты, разрешать их в зародыше.
Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений- враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Кроме того, конфликт может
уменьшить возможности
Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей.
Мероприятия по профилактике конфликтов следуют из обсужденных выше причин возникновения конфликтов. Рассмотрим эти меры детально.
- Постоянная работа по улучшению условий труда, совершенствованию его оплаты, улучшению организации производства, улучшению бытовых условий работников.
Учитывая сложность этих вопросов, время, требующееся на достижение ощутимых результатов, следует находить возможность (ненавязчиво) информировать подчиненных о принимаемых мерах.
- Строгое следование не только духу, но и букве трудового законодательства.
- Соблюдение служебной
этики. Нужно помнить, что: упр
- учет ожиданий подчиненных. Под
Именно в таком порядке чаще всего называют желаемые качества руководителя работники-мужчины. Работницы называют те же качества, но на первое место ставят вежливое отношение к себе.
С ростом образовательного и культурного уровня работников возрастает ожидание более демократичного стиля руководства.
Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие:
- неадекватная самооценка
своих возможностей и
- стремление доминировать
во что бы то ни стало
там, где это возможно и невозм
- консерватизм мышления,
взглядов, убеждений, нежелание
- излишняя принципиальность
и прямолинейность в
- определенный набор
эмоциональных качеств
Информация о работе Типологии и способы разрешения конфликта на примере гостиницы "Арина Р"