Теоретические основы миссии образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

ДР. миссия.Захаревич.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

В границах данной процедуры совместно с педагогами собирается информация о состоянии образовательного учреждения, определяются проблемные ситуации, структурируются и актуализируются. В ходе данной работы происходит не только формирование проблемного поля, но и его осмысление педагогами, создание установки на необходимость конструктивных изменений.

Проблема -  несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы. Преодоление «поля неопределенности», устранение разрыва между желаемым и действительным предлагает конкретизацию проблемы.

Для того, что определить системообразующую идею для формирования миссии НПО ПУ № 48 было обозначено «поле проблем». С этой целью проведен опрос о том, что мешает эффективному осуществлению образовательного процесса, какие проблемы возникают в процессе деятельности сотрудников  образовательного учреждения.

Сбор информации проводился с помощью специально разработанных карточек, которые заполняли преподавателями, мастерами производственного обучения, работниками хозяйственной службы и руководителя ПУ № 48. В карточке предлагалось сформулировать основную проблему, которая препятствует эффективному осуществлению образовательного процесса и затем конкретизировать проблему посредством декомпозиции, т.е. построение «дерева проблем», используя методику под названием «сверху вниз»: от проблемы-следствия к проблеме-причине.

В ходе данной работы происходило не только формирование проблемного    поля, заполнение карточек проблем  мотивировало педагогов в рефлексии, стимулировало их аналитическую деятельность, создавалась обстановка на необходимость конструктивных изменений.

Карточка проблем состоит из аннотации, поясняющей суть предлагаемого задания, затем предлагается:

  • сформулировать основную проблему;
  • указать причины проблемы;
  • предложить возможные последствия проблемы;
  • оценить проблему по десятибалльной шкале.

           В  ГОУ НПО ПУ № 48 работает 87 человек, в опросе участвовало 55 человек  или 63 %  от общего коллектива  работающих. Их них мастера производственного  обучения – 25 человек; преподаватели  – 17 человек; руководители – 7 человек; сотрудники хозяйственной службы – 6 человек.

После обработки собранной информации были получены следующие результаты. На первый вопрос – сформулировать основную проблему, возникшую в процессе педагогической деятельности ответили следующее:

Мастера производственного обучения:

  • низкий уровень качества образованности учащихся – 36 % опрошенных;
  • несогласованность содержания программ производственного  и теоретического обучения – 16 %;
  • низкая мотивация обучения – 20 %;
  • у руководства нет единой тактики управления – 20 %;
  • слабая поддержка методической службы – 8 % опрошенных

Рис. 2.1 Поле проблем, выделенных мастерами производственного обучения

Преподаватели:

  • низкий уровень качества образованности учащихся – 24 % опрошенных;
  • низкая мотивация обучения – 18 % опрошенных;
  • слабые базовые знания учащихся – 29 %
  • у руководства нет единой тактики управления – 18 %;
  • низкая самооценка учащихся – 11 % опрошенных.

 

Рис.2.2 Поле проблем, выделенных преподавателями ПУ № 48

Руководители:

  • отсутствует или слабо выражен личностно-ориентированный подход к обучающимся – 29 % опрошенных;
  • невысокая педагогическая компетентность некоторых педагогов – 42 %;
  • низкий уровень воспитанности учащихся – 29 %.

Рис.2.3 Поле проблем, выделенных руководителями НПО ПУ № 48

Сотрудники хозяйственной службы:

    • недостаточное моральное и материальное стимулирование - 33 %      опрошенных;
    • низкий уровень воспитанности обучаемых – 17 ;%
    • слабая материально-техническая база – 50 % опрошенных.

Рис. 2.4 Поле проблем, выделенных сотрудниками хозяйственной службы НПО ПУ № 48

Подведя итоги, получим общее поле проблем:

  • низкий уровень качества образованности обучаемых – 23 %;
  • низкая мотивация обучения – 21 %;
  • у руководства нет единой тактики управления – 18 %;
  • слабая материально-техническая база училища –  24 %;
  • низкое моральное и материальное стимулирование – 14 %.

 

 

 

 

 

Рис. 2.5 Общее поле проблем по НПО ПУ № 48

Итак, основная проблема, выделенная сотрудниками образовательного учреждения – это низкий уровень качества образованности обучаемых. Также выделено две сопутствующие проблемы, которые одновременно являются и причинами основной проблемы:

  • низкая мотивация обучения;
  • слабая материально-техническая база ПУ.

           Далее  за этими проблемами следуют  проблема слабой сформированности  базовых знаний и несогласованности содержания программ теоретического и производственного обучения. Можно добавить, что несогласованность проявляется и во времени проведения, когда практика обоняет теорию и наоборот. Кроме того, невысока педагогическая компетентность некоторых педагогов, отсутствие личностно-ориентированного подхода и др. все это является причинами  основных проблем.

Проведенная работа позволила установить, прежде всего, проблемы внутренних компонентов качества образования, определить причины этих проблем, а также их важность и возможность решения силами образовательного учреждения, а определение дефектов внешних компонентов качества осуществляется через мониторинг образовательного запроса и сопоставление его с реальным состоянием дел в ПУ № 48.

Необходимость вовлечения педагогов в формирование и формулирование системообразующей педагогической идеи объясняется во многом, тем, что педагогические идеи не могут быть восприняты и, следовательно, эффективны, если они инициируются извне. Вовлечение педагогов в творческий процесс способствует не только нахождению оригинальных  и реальных решений, но и формированию у педагогов готовности участвовать в будущей работе, ответственности за ее результат. Возникновение в  студенческом коллективе конкретной педагогической инициативы происходит благодаря выявлению и согласованию различных точек зрения, интеграции профессионального опыта управленцев и преподавателей.

 

2.2 Мезоуровень миссии. Тактический  уровень развития ГОУ НПО ПУ  №48

 

Второй уровень учебно-методического комплекса вытекает из миссии, конкретизирует ее через определение компонента содержания образования, разработку учебного плана ПУ № 48 и плана воспитательной работы, проектирование организации образовательного процесса.

Миссия училища проявляется, прежде всего, через особенности содержания образования. Под содержанием образования принято подразумевать педагогически адаптированную систему знаний, умений, процедур творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

Компонент содержания образования и расстановка приоритетов, акцентов в традиционной системе знаний и умений являются ключевыми средствами реализации миссии образовательного учреждения.

Важнейшим компонентом мезоуровня учебно-методического комплекса является учебный план, который должен разрабатываться на основании базисного учебного плана и модели компонента содержания образования. Как известно, учебный план устанавливает состав учебных дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении; их распределение по годам обучения; недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый учебный предмет. Компонент содержания образования может быть раскрыт посредством расширения традиционных предметов и введения новых учебных курсов. Трансформация модели образовательного компонента в учебный план чрезвычайно сложный процесс: во-первых, необходимо обосновать, посредством каких предметов целесообразно формировать  и развивать те или иные группы знаний  и умений; во-вторых, нужно определить, с какого  семестра учебного курса возможно введение того или иного учебной дисциплины; в –третьих необходимо обосновать взаимодействие традиционных и инновационных курсов по вертикали и по горизонтали; в–четвертых,  продумать этапы последовательного внедрения сквозных пролонгированных курсов и т.д.

Инновационная образовательная программа «Система опережающей личностно-ориентированной подготовки конкурентоспособных рабочих  на основе модели выпускника, соответствующего требованиям регионального рынка труда, актуальному и перспективному технико-технологическому состоянию строительной отрасли» основана на внедрении системы менеджмента качества, соответствующей международному стандарту ИСО 190011, российским ГОСТ ИСО группы 9000 и модели системы качества в образовании для СУЗов и ВУЗов.

 Уровень качества выпускаемых  рабочих строительной сферы задается моделью выпускника, которая строится по результатам изучения требований регионального рынка труда и отрасли.  Кроме того, модель предполагает развитие у обучающихся готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, что обеспечивает соответствие выпускников  показателям конкурентоспособности рынка.

Рассматриваемая инновационная образовательная программа (НПО) предполагает, использование процессного подхода: вся деятельность училища подразделяется на процессы. Каждый процесс (работа структурных подразделений) состоят из подпроцессов (работа каждого конкретного сотрудника). Содержание процессов и подпроцессов описано в документированных процедурах, а результат - в документированных записях. Выход каждого процесса измерим в объективных показателях, а работа подразделений в целом и каждого сотрудника в частности всегда объективно оценена и может быть скорректирована, если она является причиной несоответствий качества. НПО предполагает внедрение системы постоянных внутренних аудитов, самооценки, предупреждения и выявления несоответствий, их корректировки и устранения. Кроме того, будет введен реально актуализируемый комплекс мер по мониторингу и измерению удовлетворенности полисубъектного потребителя (общество, обучающийся, работодатель). Планируется сформировать систему обратной связи с работодателями и выпускниками, систему измерения эффективности выпускников в строительной профессии.

В настоящее время, когда внедряются новые технологии строительства, возникает необходимость в подготовке кадров, всецело отвечающих потребностям отрасли на новом этапе ее развития. Реализация рассматриваемой ИОП в значительной степени будет способствовать развитию кадрового потенциала строительной отрасли Кузбасса, что положительно отразится на успешном осуществлении приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Кемеровской области. О том, насколько г.Кемерово нуждается в работниках профессий, выпускаемых училищем, говорят данные городской службы занятости по состоянию на 01 сентября 2009 г.(таб.2.1).

Таблица 2.1

Потребность профессиональных рабочих на рынке труда

Наименование профессии

Потребность рынка труда, чел

Выпускников всего по г.Кемерово в год, чел.

Выпускников ПУ № 48, в год, чел.

Каменщик, бетонщик

2540

17

17

Маляр (строительный\0

459

61

21

Монтажник по монтажу стальных и ж/б конструкций

319

25

25

Штукатур

1050

41

41

Облицовщик-плиточник

667

-

-

Столяр (строительный)

49

26

26

Плотник

1188

-

-

Паркетчик

141

-

-

Электромонтажник электрических сетей и оборудования

601

18

18


 

Одной из причин нехватки рабочих рук в строительстве является постоянное наличие больших объемов работы в строительной сфере. Помимо количественного дефицита строительных рабочих, существует проблема несоответствия качества и содержания подготовки кадров для строительной отрасли. В настоящее время технологии, применяемые в строительной сфере, очень изменились. Рабочие, которые обучались старым технологиям, не могут качественно работать с современными методами. Кроме того, по данным работодателей, комплекс знаний и умений, который получают молодые рабочие в учебных заведениях, действительно, не достаточен для работы с использованием новых технологий и материалов. НПО ориентирована, прежде всего, на удовлетворение требований работодателей и подготовку соответствующих  рабочих, знания и умения, которых выходят за рамки ГОС НПО.

Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения