Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективные (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определения цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации (обратная связь).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) образовательного учреждения – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
В границах данной процедуры совместно с педагогами собирается информация о состоянии образовательного учреждения, определяются проблемные ситуации, структурируются и актуализируются. В ходе данной работы происходит не только формирование проблемного поля, но и его осмысление педагогами, создание установки на необходимость конструктивных изменений.
Проблема - несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы. Преодоление «поля неопределенности», устранение разрыва между желаемым и действительным предлагает конкретизацию проблемы.
Для того, что определить системообразующую идею для формирования миссии НПО ПУ № 48 было обозначено «поле проблем». С этой целью проведен опрос о том, что мешает эффективному осуществлению образовательного процесса, какие проблемы возникают в процессе деятельности сотрудников образовательного учреждения.
Сбор информации проводился с помощью специально разработанных карточек, которые заполняли преподавателями, мастерами производственного обучения, работниками хозяйственной службы и руководителя ПУ № 48. В карточке предлагалось сформулировать основную проблему, которая препятствует эффективному осуществлению образовательного процесса и затем конкретизировать проблему посредством декомпозиции, т.е. построение «дерева проблем», используя методику под названием «сверху вниз»: от проблемы-следствия к проблеме-причине.
В ходе данной работы происходило не только формирование проблемного поля, заполнение карточек проблем мотивировало педагогов в рефлексии, стимулировало их аналитическую деятельность, создавалась обстановка на необходимость конструктивных изменений.
Карточка проблем состоит из аннотации, поясняющей суть предлагаемого задания, затем предлагается:
В
ГОУ НПО ПУ № 48 работает 87 человек,
в опросе участвовало 55 человек
или 63 % от общего коллектива
работающих. Их них мастера
После обработки собранной информации были получены следующие результаты. На первый вопрос – сформулировать основную проблему, возникшую в процессе педагогической деятельности ответили следующее:
Мастера производственного обучения:
Рис. 2.1 Поле проблем, выделенных мастерами производственного обучения
Преподаватели:
Рис.2.2 Поле проблем, выделенных преподавателями ПУ № 48
Руководители:
Рис.2.3 Поле проблем, выделенных руководителями НПО ПУ № 48
Сотрудники хозяйственной службы:
Рис. 2.4 Поле проблем, выделенных сотрудниками хозяйственной службы НПО ПУ № 48
Подведя итоги, получим общее поле проблем:
Рис. 2.5 Общее поле проблем по НПО ПУ № 48
Итак, основная проблема, выделенная сотрудниками образовательного учреждения – это низкий уровень качества образованности обучаемых. Также выделено две сопутствующие проблемы, которые одновременно являются и причинами основной проблемы:
Далее
за этими проблемами следуют
проблема слабой
Проведенная работа позволила установить, прежде всего, проблемы внутренних компонентов качества образования, определить причины этих проблем, а также их важность и возможность решения силами образовательного учреждения, а определение дефектов внешних компонентов качества осуществляется через мониторинг образовательного запроса и сопоставление его с реальным состоянием дел в ПУ № 48.
Необходимость вовлечения педагогов в формирование и формулирование системообразующей педагогической идеи объясняется во многом, тем, что педагогические идеи не могут быть восприняты и, следовательно, эффективны, если они инициируются извне. Вовлечение педагогов в творческий процесс способствует не только нахождению оригинальных и реальных решений, но и формированию у педагогов готовности участвовать в будущей работе, ответственности за ее результат. Возникновение в студенческом коллективе конкретной педагогической инициативы происходит благодаря выявлению и согласованию различных точек зрения, интеграции профессионального опыта управленцев и преподавателей.
2.2 Мезоуровень миссии. Тактический уровень развития ГОУ НПО ПУ №48
Второй уровень учебно-методического комплекса вытекает из миссии, конкретизирует ее через определение компонента содержания образования, разработку учебного плана ПУ № 48 и плана воспитательной работы, проектирование организации образовательного процесса.
Миссия училища проявляется, прежде всего, через особенности содержания образования. Под содержанием образования принято подразумевать педагогически адаптированную систему знаний, умений, процедур творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.
Компонент содержания образования и расстановка приоритетов, акцентов в традиционной системе знаний и умений являются ключевыми средствами реализации миссии образовательного учреждения.
Важнейшим компонентом мезоуровня учебно-методического комплекса является учебный план, который должен разрабатываться на основании базисного учебного плана и модели компонента содержания образования. Как известно, учебный план устанавливает состав учебных дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении; их распределение по годам обучения; недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый учебный предмет. Компонент содержания образования может быть раскрыт посредством расширения традиционных предметов и введения новых учебных курсов. Трансформация модели образовательного компонента в учебный план чрезвычайно сложный процесс: во-первых, необходимо обосновать, посредством каких предметов целесообразно формировать и развивать те или иные группы знаний и умений; во-вторых, нужно определить, с какого семестра учебного курса возможно введение того или иного учебной дисциплины; в –третьих необходимо обосновать взаимодействие традиционных и инновационных курсов по вертикали и по горизонтали; в–четвертых, продумать этапы последовательного внедрения сквозных пролонгированных курсов и т.д.
Инновационная образовательная программа «Система опережающей личностно-ориентированной подготовки конкурентоспособных рабочих на основе модели выпускника, соответствующего требованиям регионального рынка труда, актуальному и перспективному технико-технологическому состоянию строительной отрасли» основана на внедрении системы менеджмента качества, соответствующей международному стандарту ИСО 190011, российским ГОСТ ИСО группы 9000 и модели системы качества в образовании для СУЗов и ВУЗов.
Уровень качества выпускаемых рабочих строительной сферы задается моделью выпускника, которая строится по результатам изучения требований регионального рынка труда и отрасли. Кроме того, модель предполагает развитие у обучающихся готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, что обеспечивает соответствие выпускников показателям конкурентоспособности рынка.
Рассматриваемая инновационная образовательная программа (НПО) предполагает, использование процессного подхода: вся деятельность училища подразделяется на процессы. Каждый процесс (работа структурных подразделений) состоят из подпроцессов (работа каждого конкретного сотрудника). Содержание процессов и подпроцессов описано в документированных процедурах, а результат - в документированных записях. Выход каждого процесса измерим в объективных показателях, а работа подразделений в целом и каждого сотрудника в частности всегда объективно оценена и может быть скорректирована, если она является причиной несоответствий качества. НПО предполагает внедрение системы постоянных внутренних аудитов, самооценки, предупреждения и выявления несоответствий, их корректировки и устранения. Кроме того, будет введен реально актуализируемый комплекс мер по мониторингу и измерению удовлетворенности полисубъектного потребителя (общество, обучающийся, работодатель). Планируется сформировать систему обратной связи с работодателями и выпускниками, систему измерения эффективности выпускников в строительной профессии.
В настоящее время, когда внедряются новые технологии строительства, возникает необходимость в подготовке кадров, всецело отвечающих потребностям отрасли на новом этапе ее развития. Реализация рассматриваемой ИОП в значительной степени будет способствовать развитию кадрового потенциала строительной отрасли Кузбасса, что положительно отразится на успешном осуществлении приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Кемеровской области. О том, насколько г.Кемерово нуждается в работниках профессий, выпускаемых училищем, говорят данные городской службы занятости по состоянию на 01 сентября 2009 г.(таб.2.1).
Таблица 2.1
Потребность профессиональных рабочих на рынке труда
Наименование профессии |
Потребность рынка труда, чел |
Выпускников всего по г.Кемерово в год, чел. |
Выпускников ПУ № 48, в год, чел. |
Каменщик, бетонщик |
2540 |
17 |
17 |
Маляр (строительный\0 |
459 |
61 |
21 |
Монтажник по монтажу стальных и ж/б конструкций |
319 |
25 |
25 |
Штукатур |
1050 |
41 |
41 |
Облицовщик-плиточник |
667 |
- |
- |
Столяр (строительный) |
49 |
26 |
26 |
Плотник |
1188 |
- |
- |
Паркетчик |
141 |
- |
- |
Электромонтажник электрических сетей и оборудования |
601 |
18 |
18 |
Одной из причин нехватки рабочих рук в строительстве является постоянное наличие больших объемов работы в строительной сфере. Помимо количественного дефицита строительных рабочих, существует проблема несоответствия качества и содержания подготовки кадров для строительной отрасли. В настоящее время технологии, применяемые в строительной сфере, очень изменились. Рабочие, которые обучались старым технологиям, не могут качественно работать с современными методами. Кроме того, по данным работодателей, комплекс знаний и умений, который получают молодые рабочие в учебных заведениях, действительно, не достаточен для работы с использованием новых технологий и материалов. НПО ориентирована, прежде всего, на удовлетворение требований работодателей и подготовку соответствующих рабочих, знания и умения, которых выходят за рамки ГОС НПО.
Информация о работе Теоретические основы миссии образовательного учреждения