Теоретические аспекты организации розничной торговли в городе Пенза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целями работы является выявление сущности розничных торговых сетей, подробное изучение существующих их классификаций, особенностей их размещения в населенных пунктах и городах анализ оценки эффективности их функционирования.
Предметом исследования явилась розничная торговая сеть «Караван».

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты организации розничной торговли в городе
Пенза 6
1.1. Роль розничной торговой сети в современной экономике: понятия, признаки, особенности функционирования 6
1.2. Методы розничной продажи товаров 9
1.3.Услуги розничной торговли и их классификация 11
1.4.Методы стимулирования продажи товаров, применяемые в магазинах 14
1.5.Техническое оснащение торговых предприятий розничной сети г.Пензы 16
Глава 2. Практические аспекты организации розничной торговли в магазине «Караван» 21
2.1.Организационно-правовая и экономическая характеристика торгового предприятия «Караван» 21
2.2.Анализ методов розничной продажи товаров, используемых розничной торговой сетью «Караван» 27
2.3.Анализ оказания услуг розничной торговой сетью «Караван» 29
2.4.Анализ методов стимулирования продажи товаров, применяемых в магазине «Караван» 32
2.5. Анализ технической оснащенности торгового предприятия «Караван» 35
Заключение 37
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая кириллова.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

предложения покупателям товаров, соответствующих всем качественным показателям;

предложение товаров с нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя (с различными наполнителями и добавками, соответствующим определенному вкусу круга покупателей);

проведение гибкой ценовой политики; применение различных видов внутри- и вне магазинной рекламы;

расширение объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов, доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателю);

реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы населения с различными доходами.

Основной целью стратегии маркетинга в ТЦ «Караван» в отношении потребителя выступает привлечение покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширение видов деятельности.

Основой проводимой ассортиментной политики будет являться увеличение ассортимента реализуемых товаров как в ширину (разнообразие товарных позиций), так и в глубину (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы).

Расширение ассортимента реализуемых товаров предполагается вести по следующим направлениям:

расширение связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий;

установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в город, и работы с ними по заказам;

расширение ассортимента продукции собственного кондитерского цеха.

ТЦ «Караван» первым среди других универмагов открыл продовольственную секцию, имеет свою пекарню. Расположенный на 3 этаже кафетерий предлагает широкий выбор закусок, салатов, соков, напитков. Для работников созданы все условия для труда

Основным направлением деятельности универмага является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, которое осуществляется путем расширения ассортимента реализуемых товаров, увеличения товарооборота как за счёт ускорения товара оборачиваемости, так и за счёт закупа и введения новых товарных групп.

За 2013 год ТЦ «Караван» имеет следующие финансово-экономические показатели, которые представлены в приложении 2.

На основании приложения 2 товарооборот в действующих ценах в 2013 г. по сравнению с 2012 г. возрос на 7517540 тыс. руб. или на 18, 6%. В сопоставимых ценах на 149470 тыс. руб., темп прироста 0,4%. Прирост товарооборота в 2012 году по сравнению с 2011 г. в сумме 7368070 тыс. руб. или на 18, 2%.

Валовые доходы возросли на 1329458 тыс. руб., темп роста 117,7%, но уровень валового дохода снизился на 0,15%, это произошло за счет повышения удельного веса продовольственных товаров в общем объеме товарооборота и снижение соответственно удельного веса промышленных товаров. Это негативно сказалось на размере прибыли от реализации.

В сумме издержки обращения возросли на 902085 тыс. руб. или на 14,2%, однако уровень издержек обращения снизился на 0,59%, прежде всего за счет снижения уровня транспортных расходов, что положительно сказалось на конечных результатах хозяйственной деятельности.

Так, прибыль от реализации возросла на 249300 тыс. руб., темп роста 148,7%, рентабельность оборота возросла на 0,43%.

Балансовая прибыль возросла на 308625 тыс. руб., прирост - 51,4%, рентабельность по балансовой прибыли увеличилась на 0,41%.

Увеличение рентабельности произошло, прежде всего, за счет сокращения уровня некоторых статей издержек обращения в 2013 году по сравнению с 2012 годом.

Таким образом, в 2013 году по сравнению с 2012 годом предприятие сработало более эффективно и тем самым увеличило чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

Среднесписочная численность увеличилась на 2 человека, темп роста 100,2%, в том числе число продавцов увеличилось на 4 человека, тем роста 100,7%. Удельный вес продавцов в 2013 году вырос на 0,3%.

Прирост товарооборота на 1 работника составил 21,1%, в сопоставимых ценах 2,5%. Прирост товарооборота на 1 продавца в сопоставимых ценах составил 1,9%.

Товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади в сопоставимых ценах увеличился на 2,6%. Это произошло прежде всего за счет роста товарооборота. Среднемесячная заработная плата на 1 работника возросла на 26,2 тыс. руб. или на 12,3%. Среднемесячная зарплата на 1 продавца выросла на 26,2 тыс. руб. или на 11,7%.

 

 

2.2.Анализ методов  розничной продажи товаров, используемых  розничной торговой сетью «Караван»

Формы и методы продаж будем рассматривать на примере супермаркета «Караван» расположенного по адресу: проспект Строителей 60 а.

В данном магазине используется частичное самообслуживание, т.е. некоторые товары продают непосредственно продавцы. К таким товарам относится гастрономия мясная и рыбная, овощи, фрукты, конфеты на развес, торты, пирожные. Доля продаваемых путем самообслуживания товаров составляет 78 % общего объема розничного товарооборота магазина.

Культура обслуживания, как уже говорилось ранее, один из основных критериев в оценке деятельности работников. К основным факторам, определяющим культуру обслуживания в торговых предприятиях, относятся: наличие современной материально-технической базы, виды и характер предоставляемых услуг, ассортимент реализуемых товаров и услуг, внедрение прогрессивных методов и форм обслуживания, уровень рекламно-информационной работы, представленный в приложении 3, профессиональное мастерство работников предприятия, санитарное состояние помещений, степень комфортности и уюта залов и т.д.

В данной торговой организации для работы и расчета с покупателями используется новое оборудование. Применяются прогрессивные методы и формы обслуживания. Продавцы набираются только с высшим образованием и профессиональным опытом в данной сфере услуг. Санитарное состояние помещений соответствует требованиям СЭС. Все работники предприятия находятся на своих рабочих местах в опрятной форменной одежде. Главным критерием культуры обслуживания данной торговой организации является желание продавцов-консультантов всегда помочь посетителю в выборе необходимого ему товара, предоставить покупателю всю необходимую ему информацию о реализуемых товарах.

К дополнительным услугам, осуществляющимся в данной торговой организации, относятся:

- комплектование и продажа  наборов продуктов к юбилейным  датам, праздникам;

- организация консультаций  покупателей специалистами диетологами, товароведами, кулинарами и т.д.;

- проведение покупательских  конференций и выставок-продаж  новых видов товаров;

- организация уголков  информации для покупателей;

- консультация покупателей  по вопросам выбора и потребления  продуктов, их взаимозаменяемости  и питательных свойствах;

- организация мест упаковки  товаров, купленных в магазине;

- устройство вблизи магазинов  стоянки для автомобилей.

 

Данная торговая организация, супермаркет «Караван», использует такой метод продаж как частичное самообслуживание. Однако следует заметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений, о которых говорилось ранее.

В частности, в данной организации не выполняется положение о неограниченном входе покупателей. А именно людей-инвалидов и посетителей с детскими колясками. На входе в супермаркет установлены обычные двустворчатые двери, хотя целесообразнее установить механические двери, открывающие при подходе к ним посетителей.

Также не совсем точно соблюдается положение о возможности получения в любое время консультации при помощи консультанта-продавца и свободной ориентации покупателей в торговом зале, обеспеченной рациональной системой указателей и других информационных средств.

В вечернее время в торговом зале уменьшается численность персонала и посетителям зачастую бывает не у кого получить информацию об интересующих товарах. Так же в зале нет указателей расположения того или иного вида товаров, что также затрудняет посетителей в поиске необходимого товара.

Для повышения культуры обслуживания и увеличения пропускной способности магазина целесообразно увеличить штат обслуживающего персонала вечерней смены и обеспечить рациональной системой указателей торговый зал организации.

 

2.3.Анализ оказания  услуг розничной торговой сетью  «Караван»

Работники ТЦ «Караван» делают все, чтобы покупатели не были разочарованы, и чтобы у них было желание снова и снова посетить наше предприятие.

Высокая эффективность производства достигается созданием социального благополучия коллектива, необходимых условий для удовлетворения духовных потребностей работающих.

Приятный вид, хорошее настроение и манера обращения, искренняя улыбка, профессиональное мастерство - таким является продавец ТЦ «Караван».

Согласно памятки продавца, каждому продавцу необходимо помнить, что:

1. Рабочий день продавца  определяется графиком выхода  на работу.

2. Одежда и внешний  вид продавца должны соответствовать  деловой рабочей обстановке и  отвечать санитарно-гигиеническим  требованиям: прическа должна быть  аккуратной, одежда чистой и отглаженной.

3. Приступая к работе, продавец обязан:

* привести в надлежащее  санитарное состояние свое рабочее  место и в течение дня содержать  его в чистоте и порядке;

* проверить наличие и  полноту ассортимента товаров, в  случае отсутствия отдельных  товаров - принять меры к их  пополнению;

* подготовить товары к  продаже (распаковать, очистить их  и т.п.) и произвести их выкладку;

* проверить наличие ярлыков  цен на товарах;

* обеспечить на рабочем  месте наличие упаковочных материалов, инвентаря

4. На протяжении всего  рабочего времени продавец обязан:

* быть внимательным, тактичным  и готовым к обслуживанию покупателей;

* изучать спрос покупателей  на товары, своевременно сообщать  руководству об отсутствии в  продаже товаров и другие замечания  покупателей;

* если покупатель обращается  с вопросом, где приобрести тот  или иной товар, объяснить место  его продажи;

* осуществлять контроль  за сохранностью представленных  торговом зале товаров;

* заметив покупателя, не  предъявившего товар к оплате, не вступать в пререкания. Для  выяснения возникших недоразумений  продавец-консультант должен немедленно  вызвать заведующего секцией, отделом, администратора,

* быть вежливым и предупредительном  с товарищами по работе, с уважением  относиться к старшим по возрасту  и служебному положению;

* безоговорочно, не вступая  в пререкания, выполнять распоряжения  старших по должности товарищей.

Считая распоряжение неправильным, продавец может высказать свое мнение старшему руководителю.

5. Продавец обязан овладеть  смежными профессиями кассира-контролера, бракера, постоянно повышать свою  деловую квалификацию.

6. Продавец является помощником  покупателя. Предоставляя покупателям  полную свободу выбора товара  при торговле методом самообслуживания, продавцу необходимо всегда быть  готовым оказать им помощь  советом или консультацией.

7. Продавец-консультант магазина  самообслуживания помогает выбрать  товар, дает справки расположения  отделов секций в магазине, подносит  товар к узлу расчета, если  покупателю это сделать затруднительно, информирует покупателя о дополнительных  услугах, оказываемых в магазине.

8. Консультация продавца  должна быть полной, ответы - убедительными  и исчерпывающими.

9. Обслуживая покупателей, продавец должен быть внимательным, выдержанным и предупредительным. Если после длительного осмотра  товара, покупатель ничего не  выбрал, продавец не должен выражать  недовольства.

10. Продавец в какой-то  мере должен быть психологом, должен уметь определять характер  и настроение покупателя. Если  покупатель утомлен, будьте с  ним терпеливы, если раздражен - любезны, с навязчивыми будьте тактичны, с грубыми хладнокровны и сдержаны.

11. Во всех случаях, когда  это возможно, просьба покупателя  должна быть удовлетворена.

I2. Продавец, работающий на  кассовом аппарате, проверяет цену  приобретаемого покупателем товара, регистрирует на кассовом аппарате  стоимость покупки, четко называет общую стоимость и сумму полученных денет, которые держит на виду у покупателя, выдает сдачу и чек.

После окончания расчета кладет полученные деньги в кассовый ящик.

Упаковав товар, продавец вручает его покупателю, благодарит за покупку, приглашает посетить магазин.

В рассматриваемом предприятии «Караван» продавцы выполняют, увы, не все пункты данной памятки.

 

2.4.Анализ методов  стимулирования продажи товаров, применяемых в магазине «Караван»

Анализируя внешнюю и внутреннюю среду предприятия, нельзя не сказать о культуре организации. Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Информация о работе Теоретические аспекты организации розничной торговли в городе Пенза