Теоретические аспекты кредитования предприятий Малого и Среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 03:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………..……………………………………………………….6
1.1 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования………………………………….…………….6
1.2 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………..……………12
1.3 Современные проблемы в кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса …………………………………………………………………………..19
1.4 Порядок кредитования малого и среднего бизнеса………………………..25
1.5 Оценка кредитоспособности по методике ОАО «СМП Банк»…………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Full version.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  выделить следующие мероприятия по совершенствованию кредитования юридических лиц малого и среднего бизнеса ОАО «СМП Банк»:

1) Увеличение доли  кредитов на срок до 6 месяцев.  В 2012 году ОАО «СМП Банк» выдано 506 кредитов предприятиям всех отраслей на сумму 10220 млн. руб., 720 тыс. долларов США и 2000 тыс. евро. При этом кредитов на срок меньше 1 года не было ни одного. При увеличении доли краткосрочных кредитов (хотя бы на 20% или на 20 млн. руб.) при средней процентной ставке по предлагаемым тарифам 16,7%, общая сумма доходности составит:

- при кредитовании  на год – 0,167*100 = 16,7 тыс. руб.

- при кредитовании  на 6 мес. 0,0835*100 = 8,35 тыс. руб., а при  повторном вложении полученных  средств в течение года –  0,0835*108,35 = 9,05 тыс. руб., таким образом  общая доходность за год составит 8,35+9,05 = 17,4 тыс. руб., т.е. с каждых 100 тыс. руб. выданных на полгода банк получает на 0,7 тыс. руб. больше, чем при выдаче кредита на год. Таким образом при кредитовании юридических лиц сроком на полгода исходя из предполагаемой суммы (20 млн. руб.) доходность банка увеличится на 200*0,7 = 140 тыс. руб.;

 

2) При этом на кредиты,  выдаваемые на срок больше  года при увеличении процентной  ставки хотя бы на 1%, сумма доходов  банка увеличится на: - 8220*(17,7%-16,7%) = 82,2 тыс. руб.;

3) Дополнительный доход в результате продажи долгов с дисконтом даст дополнительных доход в размере 1 млн. руб. (расчет приведен выше).

 

Таким образом, в результате предложенных мероприятий доходность от кредитования малого и среднего бизнеса ОАО «СМП Банк» в 2013 году может быть увеличена на 1222,2 тыс. руб. При этом на проведение предложенных мероприятий потребуются дополнительные затраты на включение в штат банка профессионального оценщика заложенного имущества в размере 302,4 тыс. руб., т.е. чистая прибыль банка составит 919,8 тыс. руб. Окупаемость затрат составит 0,33 года. Это свидетельствует о высокой экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По итогам проведенного в работе исследования можно сделать  следующие выводы. С момента развития современной банковской системы в России кредитные организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от их обслуживания приносила банкам устойчивый и высокий доход при минимуме затрат. В результате через нескольких лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали свою прибыль. Таким образом, сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли – малый и средний бизнес, розничный рынок. Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес – он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом. Еще один признак обострения конкуренции – приход на рынок все большего количества кредитных организаций. Специфика кредитования малого бизнеса в российской экономике обусловлена:

- Низкой прозрачностью  малого предпринимательства и  проблемами, связанными с отсутствием  достаточного залогового обеспечения  сделки.

- Сфера кредитования  малого бизнеса сама по себе очень рискованная, здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических зон риска самого малого бизнеса.

- Плохо развитая система  государственных программ по  поддержке малого бизнеса, по сравнению с зарубежными странами.

 

Среди факторов, сдерживающих кредитование малого бизнеса, можно  назвать: неприемлемый уровень соотношения  «доходность-риск», отсутствие данных о кредитной истории, недостаточность  ресурсной базы, нормативно-правовые требования Центробанка по формированию резервов. Мировая практика свидетельствует: без определенных государственных преференций, в том числе финансовых, малое предпринимательство развиваться не может. Развитие малого бизнеса в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители банков. В дальнейшем прогнозируется что сфера кредитования малого и среднего бизнеса будет развиваться по двум направлениям: кредитные продукты для средних клиентов, которые по масштабам своей деятельности ближе к малым, стандартизуются, а для растущих малых компаний, которые приближаются к средним, условия кредитования, наоборот, станут более гибкими и индивидуальными. При этом все банкиры сходятся во мнении, что конкурентная борьба за качественного среднего заемщика в 2012 г. возросла, что проявилось в росте сумм и сроков кредитования, снижении процентных ставок, сокращении сроков рассмотрения заявок (в ряде банков до 2-3 дней). В ближайшей и среднесрочной перспективе подобные тенденции сохранятся.

В дипломной работе был  рассмотрен процесс кредитования предприятий  малого и среднего бизнеса на примере  филиала ОАО «СМП Банк».

Прошедший 2012 год явился в значительной степени непростым годом для отечественной банковской системы. Основными следствиями кризисных явлений явились сокращение способностей банков по наращиванию активов, сокращение возможностей банков по привлечению доступного долгосрочного финансирования с мирового и отечественного рынков, резкое усиление конкуренции банков в борьбе за корпоративных и розничных клиентов. Действие отмеченных негативных факторов, безусловно, отразилось и на динамике развития ОАО «СМП Банк». Однако, даже в условиях действия неблагоприятной конъюнктуры, на протяжении 2012 г. банк уверенно удерживал завоеванные позиции. Удельный вес кредитов по малому бизнесу ОАО «СМП Банк», в общей совокупности кредитного портфеля составляет 65,69%, что совпадает с основной стратегией развития банка, направленной на работу с субъектами малого бизнеса как одного из приоритетных направлений своей деятельности в будущем.

 

За анализируемый период в ОАО «СМП Банк» было выдано 54 кредита на общую сумму 13430 тыс. руб. Наиболее активными заёмщиками выступают индивидуальные предприниматели, которые в свою очередь заняты в основном в сфере торговли и общественного питания. ОАО «СМП Банк» в долгосрочном кредитовании сдерживается и неспособностью малого бизнеса предоставить достаточное и ликвидное обеспечение. Банк выдает кредиты под залог товаров в обороте, но при этом залоговая стоимость составляет лишь около 50% от рыночной стоимости товара. Учитывая потребности ряда предприятий в долгосрочном кредитовании, связанном с реконструкцией и модернизацией производства, необходимо уделять большое внимание депозитной политике, создавать условия для формирования и увеличения ресурсов на более длительные сроки. Анализ опыта кредитования малого бизнеса российскими банками показал, что успех на данном рынке зависит в первую очередь от используемой технологии предоставления кредитов и уровня подготовки кредитных экспертов. В целом, по результатам практической работы, организацию работы Центра кредитования малого и среднего бизнеса ОАО «СМП Банк» можно считать соответствующей действующему банковскому и гражданскому законодательству, инструкциям и положениям ЦБ РФ, Кредитной политике и иной внутренней банковской документации, регламентирующей работу Кредитного управления. Однако в работе банка по кредитованию имеют место некоторые недоработки:

1) По результатам анализа  доходности кредитов предлагается  рассмотреть возможность дифференцированного подхода к выдаче кредитов - предоставлять большему количеству заемщиков кредитов на срок до шести месяцев, а по кредитам, предоставленным на срок более шести месяцев -рассмотреть возможность увеличения процентной ставки.

2) При кредитовании особое значение имеет объективная оценка кредитоспособности клиента. Банк имеет право выбрать для себя любую методику оценки кредитоспособности. Желательно, чтобы она использовала коэффициенты независимости, ликвидности, оборачиваемости, а также анализ делового риска и денежных потоков. Это позволит детально рассмотреть финансовое положение клиента и избежать ошибок при выдаче кредитов. В настоящее время имеет место достаточно длительный период рассмотрения заявок. Для этого предлагается усовершенствовать эту работу. Процесс рассмотрения кредитной заявки и предоставления кредита можно усовершенствовать путем работы в одной команде сотрудников кредитного, юридического и отдела управления рисками. Это позволит избежать дублирования некоторых операций, улучшить обмен информацией, и несколько сократить первые четыре этапа процесса предоставления кредита.

Таким образом, можно  выделить следующие мероприятия  по совершенствованию кредитования юридических лиц малого и среднего бизнеса ОАО «СМП Банк»:

1) Увеличение доли  кредитов на срок до 6 месяцев.  При увеличении доли краткосрочных  кредитов (хотя бы на 20% или на 20 млн. руб.) при средней процентной  ставке по предлагаемым тарифам  16,7%, общая сумма доходности составит:

- при кредитовании  на год – 16,7 тыс. руб.

- при кредитовании  на 6 мес. общая доходность за  год составит 17,4 тыс. руб., т.е.  с каждых 100 тыс. руб. выданных  на полгода банк получает на 0,7 тыс. руб. больше, чем при  выдаче кредита на год. Таким  образом при кредитовании юридических  лиц сроком на ½ года исходя из предполагаемой суммы (20 млн. руб.) доходность банка увеличится на 140 тыс. руб.;

2) При этом на кредиты,  выдаваемые на срок больше  года при увеличении процентной  ставки хотя бы на 1%, сумма доходов  банка увеличится на 82,2 тыс. руб.;

3) Дополнительный доход  в результате продажи долгов  с дисконтом даст дополнительных  доход в размере 1 млн. руб.

 

Таким образом, в результате предложенных мероприятий доходность от кредитования малого и среднего бизнеса в ОАО «СМП Банк» в 2013 году может быть увеличена на 1222,2 тыс. руб. При этом на проведение предложенных мероприятий потребуются дополнительные затраты на включение в штат банка профессионального оценщика заложенного имущества в размере 302,4 тыс. руб., т.е. чистая прибыль банка составит 919,8 тыс. руб. Окупаемость затрат составит 0,33 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Конституция РФ  от 12.12.1993 г. (с учетом поправок  от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Консультант+

 

2.  Федеральный закон  от 24.07.07 г. №209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2010 г. №153-ФЗ) // Консультант+

 

3.  Постановление Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 года №556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства // Консультант+

 

4.  Аборнева О. Государственное  регулирование и поддержка малого  предпринимательства (регион. аспект) // Проблемы теории и практики  упр. – 2010. – №2. – С. 111–117.

 

5.  Аборнева О. Государственное  регулирование и поддержка малого  предпринимательства (регион. аспект) // Проблемы теории и практики  управления. – 2010. – №2. – С. 111–117.

 

6.  Агеев С.В. Приоритетная  поддержка малого и среднего  бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №18. – С. 62–66.

 

7.  Агеев С.В. Приоритетная  поддержка малого и среднего  бизнеса как важнейший фактор  экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №18. – С. 62–66.

 

8.  Акимов О.Ю. Малый  и средний бизнес: Эволюция понятий,  рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

 

9.  Акимов О.Ю. Малый  и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 192 с.

 

10.  Андреева И. О  критериях выделения малого и  среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов // Общество и экономика.  – 2010. – №7. – C.62–79.

 

11.  Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И. Андреева, К. Павлов // Общество и экономика. – 2007. – №7. – C.62–79.

 

12.  Анискин Ю.П. Организация  и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М.: Финансы  и статистика, 2008. – 284 с.

 

13.  Архипов Ю.А. Государственная поддержка малых инновационных предприятий и перспективы их развития // Микроэкономика. – 2010. – №1. – С. 56–60.

 

14.  Архипов Ю.А. Государственная  поддержка малых инновационных  предприятий и перспективы их  развития // Микроэкономика. – 2010. – №1. – С. 56–60.

 

15.  Бакалягин Г.Б.  Конкурентоспособность малого предпринимательства  // Вопросы статистики. – 2009. –  №8. – С. 81–84.

 

16.  Баранова И.В.  Финансовое регулирование развития  малого предпринимательства (на  примере ОАО «Русь-банк») / И.В. Баранова, Н.В. Фадейкина. – Новосибирск, 2009. – 140 с.

 

17.  Баско О.В. Проблемы  доступа малых предприятий к  финансовым ресурсам / О.В. Бабко,  В.Р. Домбаева // Деньги и кредит. – 2009. – №5. – С. 56–58.

 

18.  Баско О.В. Проблемы  доступа малых предприятий к финансовым ресурсам / О.В. Бабко, В.Р. Домбаева // Деньги и кредит. – 2009. – №5. – С. 56–58.

 

19.  Батракова Л.Г.  Экономический анализ деятельности  коммерческого банка: Учебник  для вузов. – М.: Логос, 2009. –  368 с.

 

20.  Беспалов М.В.  Особенности формирования и развития малого и среднего российского инновационного предпринимательства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №3. – С. 14–19.

 

21.  Бикбулатов В.Р.  Современный инструментарий финансово-кредитной  поддержки развития малого бизнеса // Микроэкономика. – 2010. – №1. – С. 186–192.

Информация о работе Теоретические аспекты кредитования предприятий Малого и Среднего бизнеса в России